Кейс – технология как средство формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Завьялова Ирина Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ № 62
г. Северодвинск
Кейс-технология в образовании: общая характеристика
Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора во время занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций дети осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные решения.
Главной особенностью метода выступает процесс изучения практических ситуаций, имевших место в прошлом.
Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.
Сама же проблема однозначных решений не имеет. В кейсе действия или представляются в описании, которые впоследствии необходимо осмыслить (эффективность, последствия), или они предлагаются как способ разрешения проблем.
Кейс-технология в образовании – инструмент, который позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Данный метод дает возможность развить у детей самостоятельность мышления, умение выслушать. Посредством кейс-технологии дети имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.
Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный из реального жизни, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн).
В процессе освоения кейс-технологий дети:
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• учатся соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся отстаивать свою точку зрения;
• учатся принимать помощь.
Кейс - технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей.
Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.
Таким образом, можно отметить, что применение кейс-технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.
Кейс – это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации и кейс-фото.
Технология кейс–стади (ситуация) – это кейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.
Технология кейс – стади направлена на:
- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.
- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.
- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.
- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.
- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.
Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях.
Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства.
Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия. Л.А. Пеньевская и Е.И. Радина, разрабатывая методические указания для работы с иллюстрациями, указывали на то, что полученные впечатления при их рассматривании вызывают у детей желание поделиться своими мыслями о виденном, высказать отношение к изображенным героям, рассказать о своем опыте, возникшем в памяти под влиянием воспринятого.
При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах), в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Коммуникативная деятельность – это форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Содержание непосредственной образовательной деятельности несет информацию, которая передается детям от взрослых различными способами. Понимание, осознание и принятие информации как нормы собственного поведения помогают ребенку в ситуации нравственного выбора, в решении несложных психологических проблем. Действуя в реальных или специально моделируемых ситуациях, проживая их, ребенок упражняется в использовании информации как собственного опыта поведения.
Организация непосредственной образовательной деятельности при ситуативном подходе с использованием кейс-иллюстраций (кейс-фото) предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций. Дети в ходе непосредственной образовательной деятельности являются полноправными ее участниками, они могут высказывать идеи, вносить предложения, задавать вопросы.
Кейс-иллюстрации используются во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.
В начале непосредственной образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приемов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры, – в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит детей с реальной ситуацией, то есть читает текст (отрывок), а дети воспринимают данную ситуацию.
Далее следует показ первой кейс-иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем взрослый помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.
После этого демонстрируется вторая (третья) кейс-иллюстрация. Педагог задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путем обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.
Использование кейс-технологии позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития старших дошкольников, в том числе и на развитие речи.
Концептцуальные идеи «кейс - технологии»:
ü знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;
ü имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;
ü формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.
Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.