Кейс – технология как средство формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ
Оценка 4.6

Кейс – технология как средство формирования коммуникативных навыков детей с ОВЗ

Оценка 4.6
docx
19.02.2022
Кейс – технология как средство формирования коммуникативных навыков  детей с ОВЗ
доклад Завьялова И.Н..docx

 

 

 

 

 

 

Кейс – технология как средство формирования коммуникативных навыков  детей с ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

Завьялова Ирина Николаевна,

учитель-логопед

МБДОУ № 62

г. Северодвинск

 

Кейс-технология в образовании: общая характеристика

     Кейс-технология в образовании – это ряд определенных учебных ситуаций, которые специально разработаны на базе фактического материала для дальнейшего их разбора во время занятий. В процессе рассмотрения этих ситуаций дети осваивают командную работу, учатся анализировать, принимать оперативные решения.

     Главной особенностью метода выступает процесс изучения практических ситуаций, имевших место в прошлом.

     Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.

     Сама же проблема однозначных решений не имеет. В кейсе действия или представляются в описании, которые впоследствии необходимо осмыслить (эффективность, последствия), или они предлагаются как способ разрешения проблем.

     Кейс-технология в образовании – инструмент, который позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Данный метод дает возможность развить у детей самостоятельность мышления, умение выслушать. Посредством кейс-технологии дети имеют возможность как проявить, так и усовершенствовать свои оценочные, аналитические навыки, а также научиться командной работе и поиску рациональных решений существующих проблем.

     Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный из реального жизни, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:

     Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн).

В процессе освоения кейс-технологий дети:

• учатся получать необходимую информацию в общении;

• учатся соотносить свои устремления с интересами других;

• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

• учатся отстаивать свою точку зрения;

• учатся принимать помощь.

     Кейс - технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей.

     Кейс можно применять как для групповой, так и для индивидуальной работы. Педагог указывает на источники получения информации и, по возможности, вмешивается в происходящее только в исключительных случаях, исправляя что-либо.

     Таким образом, можно отметить, что применение кейс-технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий.

     Кейс – это технология активного обучения на основе реальных ситуаций. Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации и кейс-фото.

Технология кейс–стади (ситуация) – это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы. Ознакомившись с описанием проблемы, дошкольники самостоятельно анализируют ситуацию,  диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

     Технология кейс – стади направлена на:

- Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

- Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

- Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

- Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

- Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

     Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях.

     Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей интересность, побуждает исследовательскую мотивацию.

     Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

     Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

     Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

     В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства.

     Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия. Л.А. Пеньевская и Е.И. Радина, разрабатывая методические указания для работы с иллюстрациями, указывали на то, что полученные впечатления при их рассматривании вызывают у детей желание поделиться своими мыслями о виденном, высказать отношение к изображенным героям, рассказать о своем опыте, возникшем в памяти под влиянием воспринятого.

     При этом речь выступает одним из важнейших средств коммуникации и проявляется в дошкольном возрасте, прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных  разговорах), в которых говорящие обмениваются мыслями, ставят уточняющие вопросы друг другу, обсуждая предмет разговора. Коммуникативная деятельность – это форма активности ребенка, направленная на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

     Содержание непосредственной образовательной деятельности несет информацию, которая передается детям от взрослых различными способами. Понимание, осознание и принятие информации как нормы собственного поведения помогают ребенку в ситуации нравственного выбора, в решении несложных психологических проблем. Действуя в реальных или специально моделируемых ситуациях, проживая их, ребенок упражняется в использовании информации как собственного опыта поведения.

     Организация непосредственной образовательной деятельности при ситуативном подходе с использованием кейс-иллюстраций (кейс-фото) предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций. Дети в ходе непосредственной образовательной деятельности являются полноправными ее участниками, они могут высказывать идеи, вносить предложения, задавать вопросы.

     Кейс-иллюстрации используются во время непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста после прочтения текста или его части. Педагог предлагает проблемные ситуации на основе кейс-иллюстраций, занимает позицию равного партнера, совместно проживает с детьми события и решает посредством этого свои педагогические задачи.

     В начале непосредственной образовательной деятельности проводится предварительная работа с использованием таких методов и приемов, как: беседа, загадки, чистоговорки, дидактические игры, – в целях подготовки к дальнейшему знакомству с текстом. Затем педагог знакомит детей с реальной ситуацией, то есть читает текст (отрывок), а дети воспринимают данную ситуацию.

     Далее следует показ первой кейс-иллюстрации. Воспитатель фиксирует внимание детей на яркой красочной иллюстрации и формирует положительное отношение к ситуации с помощью вопросов. Затем взрослый помогает детям сформулировать проблему. Данная проблема обсуждается, предполагаются последствия того или иного действия, выбирается верное решение.

     После этого демонстрируется вторая (третья) кейс-иллюстрация. Педагог задает вопросы и побуждает детей к высказыванию своего мнения. В обсуждении участвуют все желающие. После того как все дети высказались, воспитатель ставит своей задачей формирование аналитических способностей детей путем обобщения материала. Воспитанники применяют полученные знания, переводя их в реальность.

     Использование кейс-технологии позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны развития старших дошкольников, в том числе и на развитие речи.

Концептцуальные идеи «кейс - технологии»:

ü знакомство с реальной или смоделированной проблемой и представление своего взгляда на ее решение;

ü имеют большое влияние на сенсорное, умственное и речевое развитие ребенка;

ü формируют навыки коммуникативного взаимодействия детей.

     Эта технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста.

 

 


 

Кейс – технология как средство формирования коммуникативных навыков детей с

Кейс – технология как средство формирования коммуникативных навыков детей с

Кейс-технология в образовании: общая характеристика

Кейс-технология в образовании: общая характеристика

Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный из реального жизни, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию

Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный из реального жизни, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию

Таким образом, можно отметить, что применение кейс-технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий

Таким образом, можно отметить, что применение кейс-технологии как инновационной социально-педагогической деятельности дает возможность педагогу действовать, не боясь негативных последствий

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях

Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях

Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия

Наиболее существенными становятся социальные связи, выраженные в сюжете через позу людей, их жесты и внешние выразительные действия

Организация непосредственной образовательной деятельности при ситуативном подходе с использованием кейс-иллюстраций (кейс-фото) предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций

Организация непосредственной образовательной деятельности при ситуативном подходе с использованием кейс-иллюстраций (кейс-фото) предполагает обучение детей на основе реально возникающих проблемных ситуаций

После этого демонстрируется вторая (третья) кейс-иллюстрация

После этого демонстрируется вторая (третья) кейс-иллюстрация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2022