Кейс "История «История с птицей чиж»
Оценка 4.7

Кейс "История «История с птицей чиж»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
Детсад
15.02.2021
Кейс "История «История с птицей чиж»
Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности» Дидактическая линия: «Человек и природа». Тема: «Охрана природы». Цель: объяснить, что нельзя ради прихоти лишать птиц воли. Ведь свобода для них - самое главное. Только в естественных условиях они могут быть здоровы и счастливы. Понятия, проверяемые данным кейсом: бережное отношение к птицам, понимание красоты окружающего мира. Проблема: как воспитать у детей заботливое отношение к птицам.
кейс.docx

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

Кейс

«История с птицей чиж»

 

 

 

 

 

 

 

Составила:

педагог дополнительного образования  Березовская И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.  Дорогобуж

2020 г.

Кейс «История с птицей чиж»»

Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»

Дидактическая линия: «Человек и природа».

Тема: «Охрана природы».

Цель: объяснить,  что нельзя ради прихоти лишать птиц  воли. Ведь свобода для них - самое главное. Только в естественных условиях они могут быть здоровы и счастливы.

Понятия, проверяемые данным кейсом: бережное отношение к птицам, понимание красоты окружающего  мира.

Проблема: как воспитать у детей заботливое отношение к птицам.

Ситуация. Чтение отрывка рассказа Л.Н.Толстого «Птичка»  о том,  как мальчику Сереже подарили на день рождения сетку для ловли птиц. Сережа очень обрадовался, и не слушал маму, которая говорила ему, что птиц ловить не хорошо. Сережа поставил сетку во дворе и скоро поймал чижа. Он посадил чижа в клетку и два дня ухаживал за ним. Но на третий день забыл переменить воду птичке. Когда мама напомнила ему про это и предложила отпустить птичку, Сережа вновь отказался и побежал за водой. Но он забыл закрыть клетку и чиж выпорхнул. Он ударился о стекло и упал. К утру чиж умер, а Сережа больше никогда не ловил птиц.

Фон ситуации:  Л.Н.Толстой «Птичка».

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
– Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!

Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.

Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

– Нет, я его кормить, и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:

– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.

– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.

Мать увидала, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:


– Мама! Что мне теперь делать?

– Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно  с помощью вопросов. Вопросы:

·         Понравилась ли вам игрушка, подаренная Сереже дядей? Почему?

·         Как Серёжа  ловил птиц?

·         Как Сережа ухаживал за птичкой?

·         Что случилось с чижиком?

·         Почему произошло несчастье?

·         Как Сережа переживал?

·         Как все закончилось?

 

Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы.  Поиск вариантов разрешения ситуации.

- Какое событие произошло в жизни Сережи?

- О каком подарке сказано, что он дороже всего?

- Какое настроение было у Сережи, когда он получил подарок? (Радостное, веселое)

-Как мама Сережи отреагировала на этот подарок?

- С кем вы согласны: с дядей Сережи, который подарил сетку, или с мамой, которая сказала: «Нехороша игрушка»?

-Почему мама решила, что сетка, которой можно птиц ловить, плохая игрушка? (Птицы в неволе жить не могут, они могут погибнуть.)

-С кем по-вашему  согласен писатель? Объясните своё мнение. (Писатель согласен с мамой. Рассказ закончился плохо. Сетка, которой можно ловить птиц, плохая игрушка.)

- Как вы думаете, если бы птичка не вылетела из клетки, она бы осталась жива? (Может быть да,  но она потом могла вылететь и умереть от тоски)

-А, если бы мальчик лучше ухаживал за ней, окружил вниманием, заботой, играл с ней, она бы не погибла? (Ей нужна свобода и другие птички)

-Значит, почему же погибла птичка? ( Серёжа поймал его и посадил в клетку. Птицы, которых поймали, не могут жить в неволе).

 

Работа с наглядным материалом:

 

 

 

Задания для работы в малых группах.

Разъяснение сути заданий: представьте себя на месте героев рассказа. Придумайте продолжение. Начало звучит так: “ Если бы я был...”

(Каждой группе дается карточка, вырезанная в виде птички, с началом рассказа)

 

Задание для 1 группы:    «Если бы я была мамой Сережи, то …”

Задание для 2 группы: “ Если бы я был Сережей, то …”

Задание для 3 группы:  “Если бы я был чижом и мог говорить, то я бы сказал…”

 

Работа в группах: распознавание проблемы,  обсуждение в группах отобранных материалов, выбор лучших решений.

 

Подведение итогов.

-Вспомните, для чего писатели создают свои произведения для детей? (Чтобы дети могли чему – нибудь научиться из этих произведений)

-Что хотел донести до нас Л.Н.Толстой?

Я думаю, ребята, что Л.Н. Толстой обращается к нам рассказом “Птичка” через века, чтобы мы с детства шли дорогой добра, бережно относились ко всем живым существам.

- Какой вывод мы можем для себя сделать? Как мы должны относиться к птицам?

- Можно ли их ловить? Сажать в клетки?

 

Наблюдайте за птицами, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят большую пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить без птиц.

 

Какие хорошие качества мы будем воспитывать в себе и возьмем их с собой в будущее? (Дети выбирают слова на карточках и располагают их на доске магнитами).

 

Честность, сердечность, зависть, доброта, забота, беспечность, злоба, дружелюбие, справедливость, жестокость, лживость, ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

Кейс «История с птицей чиж»»

Кейс «История с птицей чиж»»

Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей!

Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей!

Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы

Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы

Кейс "История «История с птицей чиж»

Кейс "История «История с птицей чиж»

Кейс "История «История с птицей чиж»

Кейс "История «История с птицей чиж»

Задания для работы в малых группах

Задания для работы в малых группах

Задание для 1 группы: «Если бы я была мамой

Задание для 1 группы: «Если бы я была мамой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2021