МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Кейс
«История с птицей чиж»
Составила:
педагог дополнительного образования Березовская И.В.
г. Дорогобуж
2020 г.
Кейс «История с птицей чиж»»
Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»
Дидактическая линия: «Человек и природа».
Тема: «Охрана природы».
Цель: объяснить, что нельзя ради прихоти лишать птиц воли. Ведь свобода для них - самое главное. Только в естественных условиях они могут быть здоровы и счастливы.
Понятия, проверяемые данным кейсом: бережное отношение к птицам, понимание красоты окружающего мира.
Проблема: как воспитать у детей заботливое отношение к птицам.
Ситуация. Чтение отрывка рассказа Л.Н.Толстого «Птичка» о том, как мальчику Сереже подарили на день рождения сетку для ловли птиц. Сережа очень обрадовался, и не слушал маму, которая говорила ему, что птиц ловить не хорошо. Сережа поставил сетку во дворе и скоро поймал чижа. Он посадил чижа в клетку и два дня ухаживал за ним. Но на третий день забыл переменить воду птичке. Когда мама напомнила ему про это и предложила отпустить птичку, Сережа вновь отказался и побежал за водой. Но он забыл закрыть клетку и чиж выпорхнул. Он ударился о стекло и упал. К утру чиж умер, а Сережа больше никогда не ловил птиц.
Фон ситуации: Л.Н.Толстой «Птичка».
Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.
Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, дощечка подвернётся, и сетка сама захлопнется.
Обрадовался Серёжа,
прибежал к матери показать сетку. Мать говорит:
– Не хороша игрушка. На что
тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?
– Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кормить!
Достал Серёжа семя, насыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели на сетку.
Пошёл Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Серёжа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.
– Мама! Посмотрите, я птичку поймал, это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.
Мать сказала:
– Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.
– Нет, я его кормить, и поить буду. Посадил Серёжа чижа в клетку, и два дня сыпал ему семя, и ставил воду, и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воды. Мать ему и говорит:
– Вот видишь, ты забыл про свою птичку, лучше пусти её.
– Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.
Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик, испугался, бьётся об клетку. Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой.
Мать увидала, что он
забыл закрыть клетку, и кричит ему:
– Серёжа, закрой клетку, а то
вылетит и убьётся твоя птичка!
Не успела она сказать, чижик нашёл дверцу, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку, да не видал стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.
Прибежал Серёжа, взял птичку, понёс её в клетку. Чижик был ещё жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать:
– Мама! Что мне теперь делать?
– Теперь ничего не сделаешь.
Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив. Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.
Утром, когда Серёжа подошёл к клетке, он увидел, что чиж уже лежит на спинке, поджал лапки и закостенел.
С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.
После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно с помощью вопросов. Вопросы:
· Понравилась ли вам игрушка, подаренная Сереже дядей? Почему?
· Как Серёжа ловил птиц?
· Как Сережа ухаживал за птичкой?
· Что случилось с чижиком?
· Почему произошло несчастье?
· Как Сережа переживал?
· Как все закончилось?
Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. Поиск вариантов разрешения ситуации.
- Какое событие произошло в жизни Сережи?
- О каком подарке сказано, что он дороже всего?
- Какое настроение было у Сережи, когда он получил подарок? (Радостное, веселое)
-Как мама Сережи отреагировала на этот подарок?
- С кем вы согласны: с дядей Сережи, который подарил сетку, или с мамой, которая сказала: «Нехороша игрушка»?
-Почему мама решила, что сетка, которой можно птиц ловить, плохая игрушка? (Птицы в неволе жить не могут, они могут погибнуть.)
-С кем по-вашему согласен писатель? Объясните своё мнение. (Писатель согласен с мамой. Рассказ закончился плохо. Сетка, которой можно ловить птиц, плохая игрушка.)
- Как вы думаете, если бы птичка не вылетела из клетки, она бы осталась жива? (Может быть да, но она потом могла вылететь и умереть от тоски)
-А, если бы мальчик лучше ухаживал за ней, окружил вниманием, заботой, играл с ней, она бы не погибла? (Ей нужна свобода и другие птички)
-Значит, почему же погибла птичка? ( Серёжа поймал его и посадил в клетку. Птицы, которых поймали, не могут жить в неволе).
Работа с наглядным материалом:
Задания для работы в малых группах.
Разъяснение сути заданий: представьте себя на месте героев рассказа. Придумайте продолжение. Начало звучит так: “ Если бы я был...”
(Каждой группе дается карточка, вырезанная в виде птички, с началом рассказа)
Задание для 1 группы: «Если бы я была мамой Сережи, то …”
Задание для 2 группы: “ Если бы я был Сережей, то …”
Задание для 3 группы: “Если бы я был чижом и мог говорить, то я бы сказал…”
Работа в группах: распознавание проблемы, обсуждение в группах отобранных материалов, выбор лучших решений.
Подведение итогов.
-Вспомните, для чего писатели создают свои произведения для детей? (Чтобы дети могли чему – нибудь научиться из этих произведений)
-Что хотел донести до нас Л.Н.Толстой?
Я думаю, ребята, что Л.Н. Толстой обращается к нам рассказом “Птичка” через века, чтобы мы с детства шли дорогой добра, бережно относились ко всем живым существам.
- Какой вывод мы можем для себя сделать? Как мы должны относиться к птицам?
- Можно ли их ловить? Сажать в клетки?
Наблюдайте за птицами, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят большую пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить без птиц.
– Какие хорошие качества мы будем воспитывать в себе и возьмем их с собой в будущее? (Дети выбирают слова на карточках и располагают их на доске магнитами).
Честность, сердечность, зависть, доброта, забота, беспечность, злоба, дружелюбие, справедливость, жестокость, лживость, ответственность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.