1 слайд
КЕЙС – МЕТОД - ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
Воскобойникова Г.А.
2 слайд
Дополнительное образование детей – социокультурный образовательный феномен, обладающий уникальными возможностями в развитии и воспитании детей. В Концепции развития дополнительного образования оно позиционируется как социокультурная практика, мотивирующая к познанию, творчеству, труду, спорту, как инструмент формирования ценностей и мировоззрения подрастающего поколения, как основа непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Значимость и масштабность этих задач обусловливает обращение педагогических коллективов организаций дополнительного образования к современным интерактивным методикам и технологиям, обеспечивающим развитие личности ребенка, в число которых входит и кейс-метод.
3 слайд
Несмотря на более чем столетнее использование кейс-метода в практике образования, он рассматривается как современный педагогический инструмент, способствующий развитию критического мышления учащихся, приобретению опыта решения проблем, формированию коммуникативных навыков, навыков работы с информацией и пр.
Метод кейсов (от англ. case – случай, ситуация, казус) появился в начале XX в. в Гарвардском университете как один из проблемных методов подготовки юристов и менеджеров, когда обучающиеся активно обсуждали ситуации из юридической или бизнес-практики. Обучающиеся должны были проанализировать ситуации, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Первый сборник кейсов Гарвардской школы бизнеса был опубликован в 1921 г. и заложил основы американской школы кейсов. Данный метод включает специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию использования этих материалов в учебном процессе.
4 слайд
По мысли С. Ю. Поповой (Смолик), непосредственная цель метода case-study заключается в совместном анализе учащимися ситуации – «case», возникающей при конкретном положении дел и выработке практического решения; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
В своей деятельности, как педагог дополнительного образования, как руководитель клуба вожатского мастерства «Олимп», я активно использую кейс – метод, потому что именно совместная выработка решения того или иного вопроса очень важна для моих будущих вожатых лагеря.
Слайд 4
Обращаю ваше внимание на некоторые общие требования к разработке кейса: • Целенаправленность. Основное требование, предъявляемое к кейсам, это ясное понимание авторами того, для чего будет использоваться кейс и какие учебные цели и задачи он решает. Цель кейса является ориентиром для отбора информации и содержания кейса.
• Необходимое количество информации. Кейс должен содержать достаточно информации для организации работы с ним. В противном случае учащимся не удастся принять решение. По мысли О.Б. Даутовой не существует единых подходов к содержанию данных, но они должны быть реальными для сферы, которую описывает кейс, иначе он не сможет возбудить интереса учащихся, так как будет казаться нереальным. Следует избегать чрезмерно насыщенной информации или информации, напрямую не относящейся к рассматриваемой теме. В целом кейс должен содержать дозированную информацию, которая бы позволила обучающемуся быстро войти в проблему и получить все необходимые данные для ее решения.
• Доступность для понимания всеми участниками. При разработке кейса важно учитывать уровень знаний и опыта конкретной аудитории. Кейс должен быть приближен к реальной жизни, адекватен задачам, решаемым участниками в реальности, их повседневной деятельности. Ситуация кейса должна быть в меру сложной, чтобы, с одной стороны, быть по силам, с другой, вызывать желание справиться. Доступность решения кейса обеспечивается четкими инструкциями работы над конкретной ситуацией.
• Проблемный характер описываемой ситуации. Кейс должен быть предоставлять учащимся возможность самостоятельного анализа и поиска решений на основе имеющейся информации. В центре материала находится проблема, ситуационная задача, поиски решения которой (на базе полученных теоретических знаний) составляют основу работы с кейсами.
• Увлекательность изложения, живой повествовательный стиль. Кейс должен провоцировать желание обсудить материал, спорить, открывая возможность для дискуссии, отвечая при этом характеристикам доброжелательности и тактичности.
• Актуальность. Большинство кейсов постепенно устаревают. Проблемы, рассмотренные в кейсе, должны быть актуальны для сегодняшнего дня.
Слайд 5
Пример кейса для моих будущих вожатых!
Слайд 6 (видео)
На моих занятиях кейсы составляю уже не только я для учащихся, но и мы сделали впервые родительское собрание с кейсами, которые для родителей придумывали, составляли сами дети.
Слайд 7
Видео как это было!
Практически любой педагог, который захочет внедрять кейс-метод, сможет это сделать вполне профессионально. Однако, выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей группы учащихся, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-метода.
Кейс-метод является эффективным педагогическим инструментом в формировании готовности обучающихся к решению многих возникающих проблем. Являясь очень простым в использовании средством, метод кейсов является необходимым элементом в формировании профессиональных кадров.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке обучающихся. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.