В современном динамичном мире огромный поток информации захватывает нас и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий, иметь возможность оперативно принимать нужное решение.
Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) – запутанный необычный случай или case (англ.) – портфель, чемоданчик.
Основу кейс-метода составляет сам кейс, т.е. описание конкретной ситуации, а так же является техническим заданием и источником информации.
А вот главное, что должен содержать в себе кейс:
· Проблему, предполагающую несколько вариантов ее решения;
· Вспомогательную информацию;
· Задание;
Как интеллектуальный продукт кейс имеет свои источники. Можно не сомневаться, что и сама жизнь является источником кейсов.
К ним относятся:
· Художественная и публицистическая литература;
· Произведения искусства;
· Статистические данные;
· Научные статьи, монографии.
· Интернет.
Пойдем дальше.
Разберем этапы кейс-метода
Вам представлен фрагмент урока в 7 классе: Тема – Покупка компьютера для фирмы.
При изучении темы «Устройства компьютера» учащимся было предложено задание, в котором надо было на определенную сумму подобрать по характеристикам комплектующие компьютера и рассчитать количество, возможное для покупки).
1. Ребята делились на 2 группы
2. Далее изучали материал (дан был в распечатанном виде, возможно использование Интернет-ресурсов)
3. Непосредственно процесс решения поставленных задач
4. Ответы на вопросы учащиеся должны были оформить на интерактивной доске Падлет, с возможностью совместного доступа
5. Последний этап: представление результатов анализа кейса, что является важным аспектом метода.
Результат данной задачи имеет практическое применение. Дети получают опыт разрешения вопроса в области математики, экономики и информационных технологий.
Для удобства методика работы представлена в виде таблицы. Давайте обратимся к ней.
В первом столбце указаны фазы работы: до занятия, во время занятия, после занятия. В каждой фазе описаны действия мои и обучающихся. До занятия я разрабатываю, подбираю кейс. Во второй фазе организуется рабочее пространство. Участники в группах определяют ведущие роли. Итоговая фаза основана на оценке проделанной работы.
На уроках информатики формируются качества функционально грамотной личности, которые могут рассматриваться как портрет современного выпускника школы. Если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия. Задания основаны на реальных жизненных сюжетах для мотивирования учащихся и для формирования умений. В структуру заданий можно включить такие группы, как:
1. работа с текстом, где важно использовать информацию, предъявленную явно и не явно, где формируются читательская и информационная грамотность.
2. где ученик учиться обобщать информацию, работать с данными, представленными в разной форме, делать выводы ( это позволяет формировать, в зависимости от задания, разные составляющие функциональной грамотности)
3. где формируются умения применять информацию, для решения жизненных, практически значимых для учащихся задач.
В моем портфеле есть еще одно отделение. В нем хранится подборка кейсов. С удовольствием поделюсь наработками с вами (раздаются кейсы.)
Данный метод активно развивается и имеет широкие возможности для дальнейшего изучения и внедрения во все сферы образовательного процесса.
Подводя итог использования кейс - технологии в обучении, необходимо отметить, что данный метод способствует активизации и развитию познавательных возможностей и творческих способностей обучающихся на уроках информатики.
Ну что ж все содержимое моего портфеля перед вами.
И как говорится: Лучший способ избавиться от проблемы — решить ее.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.