Ознакомьтесь с положением дел в компании Airbus и выделите проблемные моменты планирования, предложите свою версию стратегии предприятия.
Своим созданием компания обязана соглашению правительств Великобри- тании, Франции и Германии. Она начала свое существование в 1970 году как консорциум европейских авиастроительных компаний: французской Sud- Aviation и немецкой Deutsche Airbus. В 1971 году в группу вошла испанская компания CASA. Альянс не был достаточно устойчивым до 2000 года, когда путем слияния французской Aérospatiale-Matra, испанской Construcciones Aeronáuticas SA, CASA и немецкой DaimlerChrysler Aerospace AG, DASA была сформирована европейская корпорация EADS, European Aeronautic Defence and Space Company. На данный момент EADS является второй по величине в мире аэрокосмической компанией после Boeing и второй по величине в Европе компанией-производителем вооружений после британской BAE Systems.
В течение нескольких лет корпорация EADS была крупнейшим акционером Airbus, а после приобретения 20-процентного пакета акций у другого акционера – BAE Systems – 13 октября 2006 года стала единоличным владельцем европейского авиастроительного концерна.
В последние годы Airbus заметно усилил свои позиции и стал крупным иг- роком на трех основных сегментах рынка гражданской авиатехники.
Важнейшими рынками для своей продукции Airbus считает североамери- канский, китайский, японский и российский. В этих регионах находятся основ- ные поставщики и партнеры компании Airbus. Всего у Airbus насчитывается 1500 поставщиков в 30 странах мира. Комплектующие более половины от об- щего числа самолетов, произведенных Airbus, выпущены китайскими компа- ниями. Сотрудничество с японскими компаниями развивается, прежде всего, в сфере высоких технологий. Российские компании поставляют Airbus не только материалы, но и производят готовые компоненты самолетов.
В декабре 2003 года Airbus был подписан контракт с авиазаводом «Сокол», положивший начало производству компонентов для самолетов Airbus в России. В декабре 2004 года компания разместила пакеты заказов на изготовление уз- лов для самолетов семейства А320 в корпорации «Иркут». В конце 2005 года в корпорации «Иркут» и на Воронежском авиастроительном объединении были размещены дополнительные заказы на компоненты для самолетов семейств А320, А330/А340 и А380.
В октябре 2006 года было подписано трехстороннее соглашение с участи- ем Airbus, дрезденской EFW (Elbe Flugzeugwerke Gmbh) и «Иркута» о создании
совместного предприятия по модификации пассажирских самолетов семейства А320 в грузовые.
В конкурентной борьбе с Boeing европейская корпорация сделала ставку на гигантский самолет A380, известный также как Superjumbo. Строго гово- ря, этот лайнер не имеет аналогов: на данный момент это самый большой пассажирский самолет в мире. При определенных допущениях с ним можно сравнить только Boeing 747, самый вместительный самолет, выпускаемый американской корпорацией. В стандартной конфигурации А380 может уме- стить на своих двух палубах 555 пассажиров, при компоновке всего салона в экономическом классе количество мест в самолете может быть увеличено до 853.
Скандалы и проблемы: задержки поставок А380. А380 является не только самым вместительным самолетом, но и самым проблемным. Задержки поставок А380 обусловлены техническими проблемами, возникшими при производстве авиалайнера. Кроме того, негативное влияние на финансовое положение ком- пании оказал высокий курс единой европейской валюты. Сильный евро ставит Airbus в невыгодное положение по отношению к Boeing, поскольку большинст- во поставщиков и подрядчиков европейской компании находятся в еврозоне, а расчеты с основными покупателями осуществляются в долларах.
Трудности, возникшие с производством и поставками A380, стали причи- ной ухудшения финансового положения материнской компании EADS. В нояб- ре 2006 года европейский авиационно-космический концерн сообщил, что впервые за последние три года закрыл квартал с потерями. В III квартале чис- тые убытки компании составили 195 млн евро, тогда как по итогам аналогично- го периода 2005 года была зафиксирована прибыль в размере 226 млн евро. При этом убытки Airbus составили 350 млн евро. До III квартала текущего года по- казатели EBIT корпорации EADS и Airbus были подвержены сезонным колеба- ниям, но в целом демонстрировали постепенный рост.
Тенденция к постепенному устойчивому росту особенно заметна при ана- лизе годовых данных за пятилетний период. В 2002 году прибыль EADS не- сколько снизилась, однако уже со следующего года началось ее повышение. Данные тенденции стали следствием укрепления конкурентной позиции Airbus по сравнению с Boeing.
Трудности, с которыми столкнулся Airbus в текущем году, привели к зна- чительному падению акций EADS на европейских биржах. Курс акций начал снижаться еще в апреле, когда британская компания BAE Systems заявила о желании продать принадлежащий ей пакет акций Airbus. Однако 13 июня, по- сле заявления Airbus, что поставки лайнеров А380 могут быть задержаны на срок до семи месяцев, акции EADS резко пошли вниз. Ситуацию усугубил скандал, связанный с тем, что один из двух главных исполнительных директо- ров компании Ноэль Форжар воспользовался инсайдерской информацией о задержке в поставках А380. Прибыль, которую он получил от операций с ак- циями EADS, составила порядка 2,5 млн евро. Последовавшие за этими собы- тиями перестановки в совете директоров также не добавили инвесторам опти- мизма.
Компания Airbus. Стратегия
Внутренняя несогласованность, сложная, искусственно созданная структу- ра акционеров, вмешательство политиков не лучшим образом сказываются на деятельности EADS, подрывая ее основы изнутри. Проблемы дочерней компа- нии Airbus лежат в схожей плоскости. Созданный около 35 лет назад как объе- динение независимых европейских предприятий, Airbus оставался в значитель- ной степени искусственным объединением компаний, включенных в одну структуру по политическим причинам в рамках общеевропейской учебной дис- циплины интеграции и создания единой европейской экономики. Причины не- способности Airbus в короткие сроки справиться с возникшими трудностями в программе А380 кроются в структурной дезинтеграции компании, не сумевшей за годы своего существования создать унифицированную конструкторскую и инженерную базу производства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.