КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
преподаватель: Душина В.Л.
Чебоксарский техникум ТрансСтройТех" Минобразования Чувашии
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейсовая образовательная технология (Case Study) – это обучение действием: усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.
Впервые метод «case-study» был применен в Школе Права Гарвардского университета. Внедрение в учебный процесс началось в 1920 году. В России данная технология была упомянута в 1926 году на конференции преподавателей экономических дисциплин как «метод казусов». Непосредственно в процесс обучения внедряться стала лишь последние 15 лет.
Как уже было сказано, кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Особенностью метода case-технологий, применяемых на уроках английского языка, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию (case), и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
Отметим, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение учениками информации, а сотворчество учителя и ученика, где учитель, являясь коммуникативным лидером, направляет учащихся, помогает им самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять полученные с помощью кейс-технологий знания.
Метод кейс-стадии предполагает:
· подготовленный в письменном виде пример кейса;
· самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
· совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;
· следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие фазы:
· индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
· работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
· презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Представим в виде таблицы основные этапы осуществления метода кейс-стади и цели каждого этапа.
№ п/п |
ЭТАПЫ |
ЦЕЛЬ ЭТАПА |
1. |
Знакомство с конкретным случаем
|
Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания и самостоятельно привлеченной |
2. |
Понимание проблемной ситуации принятия решения |
Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее |
3. |
Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений |
Развитие альтернативного решения
|
4. |
Резолюция: нахождение решения в группах |
Сопоставление и оценка вариантов решения |
5. |
Диспут: отдельные группы защищают свое решение |
Аргументированная защита решений |
6. |
Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах |
Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения |
Особенностями названного выше метода являются:
· присутствие исследовательской стадии процесса;
· коллективное обучение или работа в группе;
· интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;
· специфическая разновидность проектной технологии;
· стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.
Использование кейс-стади позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы. Этот метод принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины.
Как было сказано выше, эффективность применения метода кейс-стади во многом будет зависеть от умения учителя руководить образовательным процессом. В таком случае роль учителя при применении кейс – технологии вполне определенна и ответственна, поскольку учитель:
· создает кейс или использует уже имеющийся;
· распределяет учеников по малым группам (4-6 человек);
· знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
· организует работу учащихся в малых группах, определяет докладчиков;
· организует презентацию решений в малых группах;
· организует общую дискуссию;
· выступает с обобщающим анализом ситуации;
· оценивает учащихся.
Таким образом, роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений.
Итак, для применения кейс-технологии в первую очередь нужно создать сам кейс. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, то есть подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.
Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Отличительными особенностями кейс–метода являются:
· описание реальной проблемной ситуации;
· альтернативность решения проблемной ситуации;
· единая цель и коллективная работа по выработке решения;
· функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
· эмоциональное напряжение учащихся.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания.
Метод, интегрированный в кейс-метод |
Характеристика его роли в кейс-методе |
Моделирование |
Построение модели ситуации |
Системный анализ |
Системное представление и анализ ситуации |
Мысленный эксперимент |
Способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования |
Методы описания |
Создание описание ситуации |
Проблемный метод |
Представление проблемы, лежащей в основе ситуации |
Метод классификации |
Создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации |
Игровые методы |
Представление вариантов поведения героев ситуации |
«Мозговая атака» |
Генерирование идей относительно ситуации |
Дискуссия |
Обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения |
При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода:
– как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна;
– в процессе сотрудничества учителя и учащегося усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку;
– результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы (несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся);
– важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.
Можно выделить следующие области применения метода анализа конкретной ситуации:
· закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса);
· отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);
· отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур);
· экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода.
Компетентности |
Их характеристика |
Способность принимать решения |
Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий. |
Способность к обучению |
Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации |
Системное мышление |
Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ |
Самостоятельность и инициативность |
Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности |
Готовность к изменениям и гибкость |
Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям |
Способность работать с информацией |
Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую |
Упорство и целеустремлённость |
Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров |
Коммуникативные способности |
Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт |
Способность к межличностным контактам |
Умение слушать и понимать собеседника |
Проблемность мышления |
Умение вырабатывать модели решения проблем |
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-технологии ориентирована на:
· формирование и развитие информационной компетентности;
· развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией;
· воспитание культуры обмена мнениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.