Кейс технология
Оценка 4.6

Кейс технология

Оценка 4.6
docx
31.01.2024
Кейс технология
Метод доклад Кейс технологии.docx

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

 

преподаватель: Душина В.Л.

Чебоксарский техникум ТрансСтройТех" Минобразования Чувашии

 

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. 

Кейсовая образовательная технология (Case Study) – это обучение действием: усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. 

Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.

Впервые метод «case-study» был применен в Школе Права Гарвардского университета. Внедрение в учебный процесс началось в 1920 году. В России данная технология была упомянута в 1926 году на конференции преподавателей экономических дисциплин как «метод казусов». Непосредственно в процесс обучения внедряться стала лишь последние 15 лет.

Как уже было сказано, кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Особенностью метода case-технологий, применяемых на уроках английского языка, является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию (case), и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Отметим, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение учениками информации, а сотворчество учителя и ученика, где учитель, являясь коммуникативным лидером, направляет учащихся, помогает им самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять полученные с помощью кейс-технологий знания.

Метод кейс-стадии предполагает:

·         подготовленный в письменном виде пример кейса;

·         самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;

·         совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;

·         следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие фазы:

·         индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 

·         работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;

·         презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Представим в виде таблицы основные этапы осуществления метода кейс-стади и цели каждого этапа.

№ п/п

ЭТАПЫ

ЦЕЛЬ ЭТАПА

1.

Знакомство с конкретным случаем

 

Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания и самостоятельно привлеченной

2.

Понимание проблемной ситуации принятия решения

Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее

3.

Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений

Развитие альтернативного решения

 

4.

Резолюция: нахождение решения в группах

Сопоставление и оценка вариантов решения

5.

Диспут: отдельные группы защищают свое решение

Аргументированная защита решений

6.

Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах

Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения

Особенностями названного выше метода являются:

·         присутствие исследовательской стадии процесса;

·         коллективное обучение или работа в группе;

·         интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения;

·         специфическая разновидность проектной технологии;

·         стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.

Использование кейс-стади позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы. Этот метод принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины.

Как было сказано выше, эффективность применения метода кейс-стади во многом будет зависеть от умения учителя руководить образовательным процессом. В таком случае роль учителя при применении кейс – технологии вполне определенна и ответственна, поскольку учитель:

·         создает кейс или использует уже имеющийся;

·         распределяет учеников по малым группам (4-6 человек);

·         знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

·         организует работу учащихся в малых группах, определяет докладчиков;

·         организует презентацию решений в малых группах;

·         организует общую дискуссию;

·         выступает с обобщающим анализом ситуации;

·         оценивает учащихся.

Таким образом, роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса. 

Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. 

Итак, для применения кейс-технологии в первую очередь нужно создать сам кейс. Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, то есть подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе. 

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Отличительными особенностями кейс–метода являются: 

·         описание реальной проблемной ситуации; 

·         альтернативность решения проблемной ситуации; 

·         единая цель и коллективная работа по выработке решения; 

·         функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; 

·         эмоциональное напряжение учащихся. 

Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания. 

Метод, интегрированный в кейс-метод

Характеристика его роли в кейс-методе

Моделирование

Построение модели ситуации

Системный анализ

Системное представление и анализ ситуации

Мысленный эксперимент

Способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования

Методы описания

Создание описание ситуации

Проблемный метод

Представление проблемы, лежащей в основе ситуации

Метод классификации

Создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации 

Игровые методы

Представление вариантов поведения героев ситуации 

«Мозговая атака»

Генерирование идей относительно ситуации 

Дискуссия

Обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения

При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данного метода: 

– как указывалось выше, кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; 

– в процессе сотрудничества учителя и учащегося усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; 

– результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы (несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся);

– важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.

Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.

Можно выделить следующие области применения метода анализа конкретной ситуации: 

·         закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); 

·         отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки);

·         отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур); 

·         экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).

Обобщая вышесказанное, рассмотрим таблицу компетентностей, которые развиваются в режиме кейс-метода.

Компетентности

Их характеристика

Способность принимать решения

Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий.

Способность к обучению

Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации

Системное мышление

Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Самостоятельность и инициативность

Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности

Готовность к изменениям и гибкость

Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям

Способность работать с информацией

Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую

Упорство и целеустремлённость

Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров

Коммуникативные способности

Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт

Способность к межличностным контактам

Умение слушать и понимать собеседника

Проблемность мышления

Умение вырабатывать модели решения проблем

Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-технологии ориентирована на:

·         формирование и развитие информационной компетентности;

·         развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией;

·         воспитание культуры обмена мнениями.


 

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ КАК ОДИН ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие фазы: · индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы,…

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие фазы: · индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы,…

Таким образом, роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления,…

Таким образом, роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления,…

Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования

Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования

Системное мышление Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ

Системное мышление Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2024