«Кейс-технология и синквейн - технология при организации реализации НОД по изучению второго официального русского языка в группах с молдавским языком обучения »
Оценка 4.7

«Кейс-технология и синквейн - технология при организации реализации НОД по изучению второго официального русского языка в группах с молдавским языком обучения »

Оценка 4.7
docx
17.02.2023
«Кейс-технология и синквейн - технология при  организации  реализации  НОД   по  изучению  второго  официального русского  языка  в  группах с молдавским языком обучения »
Сувак Д.Б. БДС №38 из опыта работы.docx

                 Приднестровская Молдавская Республика  

Муниципальное  образовательное учреждение города Бендеры    

                                     детский сад №38       

 

 

 

 

 

 

Сообщение  из  опыта  работы:

«Кейс-технология и синквейн - технология при  организации  реализации  НОД   по  изучению  второго  официального русского  языка  в  группах с молдавским языком обучения »

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Подготовила:

                                                    воспитатель  Сувак  Диана Борисовна      

                                                                     стаж  работы  18 лет

 

 

1

Недостаточный уровень речевого развития  дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.

        На современном этапе традиционные методы обучения являются недостаточно эффективными и не соответствуют современным требованиям государства и общества. Возникает необходимость использования новых методов и технологий.

        Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Для закрепления этого материала  использую в  своей работе:

•        кейс-технологию,

•        синквейн-технологию.

 Слайд  -2

       Кейс-технология является одной из актуальных на сегодняшний день в дошкольном образовании. Сущностью кейс-технологии является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн). 

                                    Слайд  -3

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других

 

                                   Слайд - 4

К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:                                                                                                                              -  метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,                                          - ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс иллюстрации);                                                                                                                            - метод инцидента;                                                                                                                    -  метод ситуационно-ролевых игр;                                                                                            - метод разбора деловой корреспонденции;                                                                          -игровое проектирование;                                                                                                        -метод дискуссии.     

 

                                       Слайд  -5-6

Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Наиболее широко в работе с детьми применяла кейс-иллюстрации и кейс – фото. Кейс-иллюстрация, кейс-фото – это иллюстрация или фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Иллюстрация не предполагает однозначного решения и имеет несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Совместно разбирая ситуацию, дети обмениваются мыслями, задают вопросы друг другу, обсуждают предмет разговора, рассказывают о своем опыте, возникшем в памяти под влиянием воспринятого, пытаются самостоятельно найти верное решение проблемы. Я стараюсь занимать позицию равного партнера, совместно с детьми проживаю события, выстраиваю диалог, в котором ребенок является главным носителем слова.

В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.                                                                                                               

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз                               

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

                                        Слайд  - 7

«Фото-кейс - технология» - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.

Таким образом: в процессе совместной деятельности с дошкольниками инновационная технология «фото-кейс» объединяет:

  • сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, и осваиваются  в ходе изучения и анализа ситуаций;
  • обеспечивает интеллектуальное, нравственное развитие, активизирует чувственную сферу и переживания в процессе  принятия решений.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

                                      Слайд  - 8

Технологическая карта по  работе  с  технологией          фото -  кейс

       Название

            этапа

      Деятельность взрослого

      Деятельность детей

1.Постановка проблемы

Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию.

Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации.

Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать.

Ребёнок осознает проблему.

Присваивает проблему.

Концентрируется на поиске решений в данной ситуации.

2. Мозговой штурм

Организует детей в малые группы.

Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации.

Помогает проанализировать принятое решение.

Дети объединяются в группы.

Находят совместное решение.

Формулируют выводы.

3. Презентация

Организует презентацию решения кейса.

Помогает сравнить предложенные решения.

Дети участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы.

Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами.

4. Рефлексия

Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки.

Дети применяют знания в различных ситуациях.

 

Слайд- 9

Фото-кейс«Знакомство»

Задачи: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.

 

Дана и Лиза играют  с  куклами. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется поиграть, но она не решается подойти к веселым подругам. Дана  и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.

 

Вопросы:

• Как вы думаете, правильно ли поступили Дана  и Лиза?

• Что они должны были сделать?

• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?

• Как бы вы поступили на месте Даны и Лизы?

 

                                      Слайд  -10

                    Фото - кейс  «Разговор по телефону»

Задачи: закреплять знание правил и норм речевого этикета; продолжать формирование культуры общения; воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.

 

 

Катя звонит Алисе по телефону.

- Алиса, привет.

- Это не Алиса. Это ее мама.

- А мне Алиса нужна.

- Сейчас я ее позову.

- Алис, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

- Хорошо.

- Ну ладно, пока!

Вопросы и задание:

• Можно ли назвать Катю воспитанной девочкой? Почему?

• Умеет ли Катя разговаривать по телефону?

• О каких правилах речевого этикета забыла Катя? Какие ошибки допустила?

• Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.

 

Вывод: «Фото-кейс-технология» помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение «фото-кейс-технологии» — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Слайд -11

Синквейн-технология (создание нерифмованного стихотворения) также эффективна в речевом развитии ребенка, особенно в становлении связного высказывания. Составление синквейнов облегчает процесс обобщение и классификации, учит точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк».

 

                                     Слайд- 12

Синквейн составляется следующим образом:

1) первая строка – одно слово, обычно существительное (предмет или явление);

2) вторая строка – два слова, (прилагательные, описывающие признаки предмета); 3) третья строка – три слова, (глаголы, описывающие действия предмета);

4) слова, связанные с предметом;

5) пятая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение ребенка к предмету или явлению.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

 

 

 

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, вкоторых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.

Слайд -  13

 

Собака

Большая, злая

Бегает, лает, кусает

Собака – это друг человека

Охранник!

 

Слайд  -14

 

 

Мяч

Резиновый, круглый

Катится, прыгает, летает

Я люблю играть с мячом

Спорт

 

Описание: https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/28/s_603bd4fce3d51/1646791_7.png

Гусь

Белый, лапчатый

Летает, гогочет, шипит

Гусь – это красивая птица

домашняя птица





Самолет

Большой, серебристый

Летит, гудит, везет

Он везет нас отдыхать

Транспорт

 

Слайд  -15

Эффективность и значимость  метода

Синквейн  является  игровым  приемом.

Составление  синквейна  используется   как  заключительное  задание  по  пройденному  материалу.

Синквейн  помогает  пополнить  словарный  запас.

Синквейн  учит  краткому  пересказу.

Синквейн помогает развить  речь  и  мышление.

Синквейн  облегчает процесс   усвоения  понятий  и  их  содержания

 

Слайд -16

Метод синквейна в работе с дошкольниками можноиспользовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет»«слово-действие»«слово-признак»«предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

 

                                                            Слайд- 17

Чтобы помочь ребенку в составлении синквейна, использовала графические схемы-модели (мнемодорожки).

 

Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично.

 

 

После составления синквейна  в  своей  работе  использовала игру  с детьми  «Хорошо – плохо». Рассматривая предмет или явление, дети старались дать как можно больше ответов на вопрос, чем это явление хорошо и чем плохо. Например, идет дождь. Хорошо: растение будет лучше расти, по лужам можно пускать кораблики, всю пыль прибьет к земле, дома и улицы будут чистые... Плохо: нельзя гулять по улице, можно промокнуть и заболеть, вода в реке может выйти из берегов.В работе над синквейном важен общий позитивный настрой. У некоторых детей, конечно, затруднена актуализация слов, но большинство активно включаются в творческий процесс. Применение данной технологии дает прекрасные результаты в формировании устной речи, способствует быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды. И, самое главное, является неиссякаемым источником творчества для детей и взрослых.

Я  как  воспитатель для ознакомления родителей с новыми технологиями провела консультации «Кейс- и синквейн- технологии   при  организации  и  реализации  НОД   по  изучению  второго  официального  языка»,  «Как использовать синквейн родителям дома?»

Дети совместно с родителями сочиняли свои синквейны, иллюстрировали их и представляли свои совместные творческие работы.

 Можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшилось фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи достигли более высокого уровня). Дети научились планировать и выстраивать свое речевое высказывание, повысилась потребность дошкольников в общении. У детей появилось желание придумывать интересные истории, сказки, возрос интерес к заучиванию стихов и чистоговорок. Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

В результате работы по  изучению  второго  официального русского  языка в молдавской группе родители стали полноправными и активными участниками процесса развития речи детей, повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей.

Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может быть использован педагогами молдавских группв работе по изучению  второго  официального  русского  языка.

 

 

 

 

 

 


 

Приднестровская Молдавская Республика

Приднестровская Молдавская Республика

Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т

Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т

Слайд -5- 6 Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией

Слайд -5- 6 Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией

Слайд - 7 «Фото-кейс - технология» - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на…

Слайд - 7 «Фото-кейс - технология» - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на…

Презентация Организует презентацию решения кейса

Презентация Организует презентацию решения кейса

Дана и Лиза играют с куклами

Дана и Лиза играют с куклами

Это не Алиса. Это ее мама. -

Это не Алиса. Это ее мама. -

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме

Собака Большая, злая Бегает, лает, кусает

Собака Большая, злая Бегает, лает, кусает

Гусь Белый, лапчатый Летает, гогочет, шипит

Гусь Белый, лапчатый Летает, гогочет, шипит

Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн , но и пересказать текст и выразить свои мысли

Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн , но и пересказать текст и выразить свои мысли

Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается…

Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается…

После составления синквейна в своей работе использовала игру с детьми «Хорошо – плохо»

После составления синквейна в своей работе использовала игру с детьми «Хорошо – плохо»

Можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшилось фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона…

Можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшилось фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2023