Приднестровская Молдавская Республика
Муниципальное образовательное учреждение города Бендеры
детский сад №38
Сообщение из опыта работы:
«Кейс-технология и синквейн - технология при организации реализации НОД по изучению второго официального русского языка в группах с молдавским языком обучения »
Подготовила:
воспитатель Сувак Диана Борисовна
стаж работы 18 лет
1
Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.
На современном этапе традиционные методы обучения являются недостаточно эффективными и не соответствуют современным требованиям государства и общества. Возникает необходимость использования новых методов и технологий.
Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Для закрепления этого материала использую в своей работе:
• кейс-технологию,
• синквейн-технологию.
Слайд -2
Кейс-технология является одной из актуальных на сегодняшний день в дошкольном образовании. Сущностью кейс-технологии является анализ проблемной ситуации. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн).
Слайд -3
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других
Слайд - 4
К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся: - метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, - ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс иллюстрации); - метод инцидента; - метод ситуационно-ролевых игр; - метод разбора деловой корреспонденции; -игровое проектирование; -метод дискуссии.
Слайд -5-6
Главное предназначение кейс-технологии – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Наиболее широко в работе с детьми применяла кейс-иллюстрации и кейс – фото. Кейс-иллюстрация, кейс-фото – это иллюстрация или фотография, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Иллюстрация не предполагает однозначного решения и имеет несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации. Совместно разбирая ситуацию, дети обмениваются мыслями, задают вопросы друг другу, обсуждают предмет разговора, рассказывают о своем опыте, возникшем в памяти под влиянием воспринятого, пытаются самостоятельно найти верное решение проблемы. Я стараюсь занимать позицию равного партнера, совместно с детьми проживаю события, выстраиваю диалог, в котором ребенок является главным носителем слова.
В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз
Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей. Данные технологии помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Слайд - 7
«Фото-кейс - технология» - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или близких к реальности ситуаций, направленная в основном на формирование новых качеств и умений.
Таким образом: в процессе совместной деятельности с дошкольниками инновационная технология «фото-кейс» объединяет:
Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
Слайд - 8
Технологическая карта по работе с технологией фото - кейс
Название этапа |
Деятельность взрослого |
Деятельность детей |
1.Постановка проблемы |
Формулирует суть проблемы, кратко описывает ситуацию. Фиксирует внимание на осмысление проблемной ситуации. Мотивирует к поиску фактов и персоналий, которые могут реально взаимодействовать. |
Ребёнок осознает проблему. Присваивает проблему. Концентрируется на поиске решений в данной ситуации. |
2. Мозговой штурм |
Организует детей в малые группы. Вовлекает детей в дискуссию с целью поиска альтернативных вариантов решения ситуации. Помогает проанализировать принятое решение. |
Дети объединяются в группы. Находят совместное решение. Формулируют выводы. |
3. Презентация |
Организует презентацию решения кейса. Помогает сравнить предложенные решения. |
Дети участвуют в распределении ролей, представляют свой вариант решения проблемы. Сравнивают и оценивают свой вариант решения проблемы с вариантами, предложенными другими группами. |
4. Рефлексия |
Побуждает детей к поиску ситуаций, в которых можно применить полученные знания и навыки. |
Дети применяют знания в различных ситуациях. |
Слайд- 9
Фото-кейс«Знакомство»
Задачи: формировать культуру общения; способствовать приобретению опыта этикетного поведения; обогащать речь ребёнка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми.
Дана и Лиза играют с куклами. Рядом стоит незнакомая девочка. Ей тоже хочется поиграть, но она не решается подойти к веселым подругам. Дана и Лиза не замечают девочку. Им хорошо вдвоем.
Вопросы:
• Как вы думаете, правильно ли поступили Дана и Лиза?
• Что они должны были сделать?
• Какие волшебные слова помогут девочкам познакомиться?
• Как бы вы поступили на месте Даны и Лизы?
Слайд -10
Фото - кейс «Разговор по телефону»
Задачи: закреплять знание правил и норм речевого этикета; продолжать формирование культуры общения; воспитывать потребность использования речевых формул в повседневной жизни.
Катя звонит Алисе по телефону.
- Алиса, привет.
- Это не Алиса. Это ее мама.
- А мне Алиса нужна.
- Сейчас я ее позову.
- Алис, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.
- Хорошо.
- Ну ладно, пока!
Вопросы и задание:
• Можно ли назвать Катю воспитанной девочкой? Почему?
• Умеет ли Катя разговаривать по телефону?
• О каких правилах речевого этикета забыла Катя? Какие ошибки допустила?
• Предложите свой вариант разговора по телефону. Разыграйте ситуацию.
Вывод: «Фото-кейс-технология» помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.
Главное предназначение «фото-кейс-технологии» — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Для себя, я отметила, что одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Слайд -11
Синквейн-технология (создание нерифмованного стихотворения) также эффективна в речевом развитии ребенка, особенно в становлении связного высказывания. Составление синквейнов облегчает процесс обобщение и классификации, учит точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк».
Слайд- 12
Синквейн составляется следующим образом:
1) первая строка – одно слово, обычно существительное (предмет или явление);
2) вторая строка – два слова, (прилагательные, описывающие признаки предмета); 3) третья строка – три слова, (глаголы, описывающие действия предмета);
4) слова, связанные с предметом;
5) пятая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение ребенка к предмету или явлению.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.
Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети осознают, что в предложении есть главные слова, без которых оно не строится. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, вкоторых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
Слайд - 13
Собака
Большая, злая
Бегает, лает, кусает
Собака – это друг человека
Охранник!
Слайд -14
Мяч
Резиновый, круглый
Катится, прыгает, летает
Я люблю играть с мячом
Спорт
Гусь
Белый, лапчатый
Летает, гогочет, шипит
Гусь – это красивая птица
домашняя птица
Самолет
Большой, серебристый
Летит, гудит, везет
Он везет нас отдыхать
Транспорт
Слайд -15
Эффективность и значимость метода
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Синквейн помогает пополнить словарный запас.
Синквейн учит краткому пересказу.
Синквейн помогает развить речь и мышление.
Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
Слайд -16
Метод синквейна в работе с дошкольниками можноиспользовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Слайд- 17
Чтобы помочь ребенку в составлении синквейна, использовала графические схемы-модели (мнемодорожки).
Мнемодорожка – несет в себе небольшой объем информации, суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично.
После составления синквейна в своей работе использовала игру с детьми «Хорошо – плохо». Рассматривая предмет или явление, дети старались дать как можно больше ответов на вопрос, чем это явление хорошо и чем плохо. Например, идет дождь. Хорошо: растение будет лучше расти, по лужам можно пускать кораблики, всю пыль прибьет к земле, дома и улицы будут чистые... Плохо: нельзя гулять по улице, можно промокнуть и заболеть, вода в реке может выйти из берегов.В работе над синквейном важен общий позитивный настрой. У некоторых детей, конечно, затруднена актуализация слов, но большинство активно включаются в творческий процесс. Применение данной технологии дает прекрасные результаты в формировании устной речи, способствует быстрому росту словарного запаса, умению составлять ассоциативные ряды. И, самое главное, является неиссякаемым источником творчества для детей и взрослых.
Я как воспитатель для ознакомления родителей с новыми технологиями провела консультации «Кейс- и синквейн- технологии при организации и реализации НОД по изучению второго официального языка», «Как использовать синквейн родителям дома?»
Дети совместно с родителями сочиняли свои синквейны, иллюстрировали их и представляли свои совместные творческие работы.
Можно сделать вывод, что применение данных технологий способствует эффективному развитию всех компонентов речи у детей (улучшилось фонематическое восприятие и звукопроизношение, словарный запас и лексико-грамматическая сторона речи достигли более высокого уровня). Дети научились планировать и выстраивать свое речевое высказывание, повысилась потребность дошкольников в общении. У детей появилось желание придумывать интересные истории, сказки, возрос интерес к заучиванию стихов и чистоговорок. Дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
В результате работы по изучению второго официального русского языка в молдавской группе родители стали полноправными и активными участниками процесса развития речи детей, повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей.
Считаю, что предложенный материал имеет практическую значимость и может быть использован педагогами молдавских группв работе по изучению второго официального русского языка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.