Кейс - метод или Кейс - технологии- новая технология в обучении, новая практика в образовании. Его можно назвать методом анализа конкретной ситуации. Суть метода: для организации обучения используется описание конкретной ситуации (от анг слова "случай"). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Статья - keys метод в школьном обучении.doc
Сайфиева Айгуль Рафисовна
Учитель математики
Первая квалификационная категория
КЕЙСметод в практике школьного образования
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое
действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и
переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а
именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный
тезис деятельностного подхода к обучению.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является
проблемноситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных
кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма
актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной
ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для
обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам
формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в
соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод)
обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение
знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной
деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и
происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками,
умениями и развитие мыслительных способностей.
Термин «кейсметод», «кейстехнология» в переводе с английского как
понятие «case» означает:
1 описание конкретной практической ситуации, методический прием
обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не
наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении
конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности
обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case –
study»;
2 – набор специально разработанных учебнометодических материалов на
различных носителях (печатных, аудио, видео и электронные материалы),
выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.
Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и
практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста.
Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать
альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И
если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у
обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает
обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании
кейса.
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и
включает в себя следующие этапы:
индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса
(идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение
решения или рекомендуемого действия);
работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее
решений;
презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в
рамках учебной группы).
Кейс – стадии:
1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.
2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины
формулируются со слов «не» и «нет»).
1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в
ситуацию «плюс».
3 шаг: Проблема переформулируется в цель.
4 шаг: Причины становятся задачами.
5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее
решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают
команду для реализации мероприятий.
6 шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и
время для выполнения мероприятия
7 шаг: Для каждого блока задач определяется конкретный продукт и
критерии эффективности решения задачи.
Фаза
работы
До
занятия
Во время
занятия
После
Распределения функций между учащимися и преподавателем:
Действия преподавателя
Действия учащегося
1.Подбирает кейс
2.Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся
3.Разрабатывает сценарий
занятия
1.Организует
предварительное обсуждение
кейса
2.Делит группу на подгруппы
3.Руководит обсуждением
кейса в подгруппах,
обеспечивает учащихся
дополнительными
сведениями
1.Оценивает работу
1.Получает кейс и список рекомендованной
литературы
2.Индивидуально готовится
к занятию
1.Задает вопросы, углубляющие понимание
кейса и проблемы
2.Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения
других
3.Принимает или участвует в
принятии решений
Составляет письменный отчет о занятии по занятия
учащихся
2.Оценивает принятые
решения и поставленные
вопросы
заданной форме
Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя:
1.
вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления;
описание границ рассматриваемого явления);
2.
информационный кейс (объем знаний по какойлибо теме (проблеме),
изложенный с той или иной степенью детальности);
3.
стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в
условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми
детерминантами);
4.
исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным
проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме
изложения);
5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение
уже использованных ранее инструментов и навыков логических и т.п.).
На своих уроках кейстехнологии мы применяем при изучении новых тем,
на повторительнообобщающих уроках. Например, урок в 11 классе по теме
«Окислительновосстановительные реакции».
Образовательные цели урока: развитие знаний учащихся о видах
окислительновосстановительных реакций: типы ОВР, факторы, определяющие
направление ОВР, ОВР в растворах; развитие умений составлять ОВР различными
методами. Развивающие цели урока: развитие знаний школьников о химических
процессах при формировании знаний об ОВР. Воспитательная цель урока:
формирование научного мировоззрения.
Раздаточный материал: кейс с теоретическим материалом 6 штук; набор
заданий с тремя уровнями сложности 6 комплектов; жетоны для распределения
по группам; жетоны для выдачи группам за решённые задачи;
Основные этапы урока:
Организационная деятельность. Слово учителя. Знакомство с ходом
1.
урока.
2.
3.
4.
5.
Ход урока:
Актуализация знаний учащихся.
Работа с кейсом. Анализ.
Домашнее задание.
Итог урока.
Организационные моменты. При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за
столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Учитель знакомит с ходом работы
на уроке.
Актуализация знаний учащихся.
Сформулировать понятия: степень окисления, окислитель, восстановитель,
окисление, восстановление.
Работа с кейсом: вступительное слово учителя. Учитель знакомит ребят с
кейсом. Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая
атака на доске».
Рекомендуемая последовательность работы:
1 ступень – введение в задачу
2 ступень – сбор информации по кейсзадаче
3 ступень – принятие решений
4 ступень – рассмотрение альтернатив
5 ступень – сравнительный анализ
6 ступень – презентация решений
Таким образом, кейстехнологии в образовательном процессе позволяют:
Повысить мотивации обучения у обучающихся;
Развить интеллектуальные навыки у учащихся, которые будут ими
востребованы при дальнейшем обучении и в профессиональной
деятельности.
Список литературы:
Пожитнева В.В. Кейстехнологии для развития одаренности//Химия в
1.
Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в
системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина
М.Ю. 2е изд., стер. М: Академия, 2008. 368 с.
2.
школе.2008.№4.С.1317
3.
Федерации // Информатика и образование. – 2005. № 4,С.1318
4.
темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. № 11,С.2528
Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской
Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении
КЕЙС-метод в практике школьного образования
КЕЙС-метод в практике школьного образования
КЕЙС-метод в практике школьного образования
КЕЙС-метод в практике школьного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.