КЕЙС-метод в практике школьного образования
Оценка 4.9

КЕЙС-метод в практике школьного образования

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
doc
Междисциплинарный 3
5 кл—11 кл
15.02.2018
КЕЙС-метод в практике школьного образования
Кейс - метод или Кейс - технологии- новая технология в обучении, новая практика в образовании. Его можно назвать методом анализа конкретной ситуации. Суть метода: для организации обучения используется описание конкретной ситуации (от анг слова "случай"). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Статья - keys метод в школьном обучении.doc
Сайфиева Айгуль Рафисовна Учитель математики Первая квалификационная категория КЕЙС­метод в практике школьного образования Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно   усваивать   и   должным   образом   перерабатывать   информацию   –   главный тезис деятельностного подхода к обучению.  Одной   из   новых   форм   эффективных   технологий   обучения   является проблемно­ситуативное   обучение   с   использованием   кейсов.   Внедрение   учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной   задачей.   Кейс   представляет   собой   описание   конкретной   реальной ситуации,   подготовленное   по   определенному   формату   и   предназначенное   для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования   проблемы   и   выработки   возможных   вариантов   ее   решения   в соответствии   с   установленными   критериями.   Кейсовая   технология   (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний   и   формирование   умений   есть   результат   активной   самостоятельной деятельности   учащихся   по   разрешению   противоречий,   в   результате   чего   и происходит   творческое   овладение   профессиональными   знаниями,   навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.  Термин   «кейс­метод»,   «кейс­технология»   в   переводе   с   английского   как понятие «case» означает:  1   ­   описание   конкретной   практической   ситуации,   методический   прием обучения   по   принципу   «от   типичных   ситуаций,   примеров   –   к   правилу,   а   не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных   (реальных)   ситуаций   из   практики   будущей   деятельности обучающихся,   т.е.   использование   методики   ситуационного   обучения   «case   – study»;  2   –   набор   специально   разработанных   учебно­методических   материалов   на различных   носителях   (печатных,   аудио­,   видео­   и   электронные   материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.  Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если   в   течение   учебного   цикла   такой   подход   применяется   многократно,   то   у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.  Чем   отличается   кейс   от   проблемной   ситуации?   Кейс   не   предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит  вычленить   ее  из  той  информации, которая  содержится  в     описании кейса.  Технология   работы   с   кейсом   в   учебном   процессе   сравнительно   проста   и включает в себя следующие этапы:  ­индивидуальная   самостоятельная   работы   обучаемых   с   материалами   кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);  ­работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;  ­презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).  Кейс – стадии: 1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее. 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения  (причины формулируются со слов «не» и «нет»).  1   и   2   шаг   представляют   ситуацию   «минус».   Далее   ее   надо   перевести   в ситуацию «плюс». 3 шаг: Проблема переформулируется в цель. 4 шаг: Причины становятся задачами. 5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий – шагов по ее решению,   для   каждого   шага   назначаются   ответственные,   которые   подбирают команду для реализации мероприятий. 6   шаг:   Ответственные   определяют   необходимые   материальные   ресурсы   и время для выполнения мероприятия 7   шаг:   Для   каждого   блока   задач   определяется   конкретный   продукт   и критерии эффективности решения задачи. Фаза  работы До  занятия Во время  занятия После  Распределения функций между учащимися и преподавателем: Действия преподавателя Действия учащегося 1.Подбирает кейс 2.Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся 3.Разрабатывает сценарий занятия 1.Организует  предварительное обсуждение  кейса 2.Делит группу на подгруппы 3.Руководит обсуждением кейса в подгруппах,  обеспечивает учащихся  дополнительными  сведениями 1.Оценивает работу  1.Получает кейс и список рекомендованной  литературы 2.Индивидуально готовится к занятию 1.Задает вопросы, углубляющие понимание  кейса и проблемы 2.Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения  других 3.Принимает или участвует в принятии решений Составляет письменный отчет о занятии по занятия учащихся 2.Оценивает принятые  решения и поставленные  вопросы заданной форме Обычно кейсы готовятся в пакете, включающем в себя: 1. вводный   кейс  (сведения   о   наличии   проблемы,   ситуации,   явления; описание границ рассматриваемого явления);  2. информационный кейс (объем знаний по какой­либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);  3. стратегический   кейс  (развитие   умения   анализировать   среду   в условиях   неопределенности   и   решать   комплексные   проблемы   со   скрытыми детерминантами);  4. исследовательский кейс  (аналогичен групповым или индивидуальным проектам — результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);  5. тренинговый кейс  (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков ­  логических и т.п.). На своих уроках кейс­технологии мы применяем при изучении новых тем, на   повторительно­обобщающих   уроках.   Например,   урок   в   11   классе   по   теме «Окислительно­восстановительные реакции». Образовательные   цели   урока:   развитие   знаний   учащихся   о   видах окислительно­восстановительных   реакций:   типы   ОВР,   факторы,   определяющие направление ОВР, ОВР в растворах; развитие умений составлять ОВР различными методами.  Развивающие цели урока: развитие знаний школьников о химических процессах   при   формировании   знаний   об   ОВР.  Воспитательная   цель   урока: формирование научного мировоззрения. Раздаточный  материал:  кейс с теоретическим  материалом ­ 6 штук; набор заданий с тремя уровнями сложности ­ 6 комплектов; жетоны для распределения по группам; жетоны для выдачи группам за решённые задачи;  Основные этапы урока: Организационная   деятельность.  Слово   учителя. Знакомство  с ходом 1. урока. 2. 3. 4. 5. Ход урока: Актуализация знаний учащихся. Работа с кейсом. Анализ. Домашнее задание. Итог урока. Организационные моменты. При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за  столы, на которых лежит выбранный ими жетон. Учитель знакомит с ходом работы на уроке. Актуализация знаний учащихся. Сформулировать   понятия:   степень   окисления,   окислитель,   восстановитель, окисление, восстановление. Работа с кейсом: вступительное слово  учителя. Учитель знакомит ребят с кейсом.    Работа с кейсом. Анализ ситуации с использованием метода «Мозговая атака на доске». Рекомендуемая последовательность работы: 1 ступень – введение в задачу 2 ступень – сбор информации  по кейс­задаче  3 ступень – принятие решений 4 ступень – рассмотрение альтернатив 5 ступень – сравнительный анализ 6 ступень – презентация решений  Таким образом, кейс­технологии в образовательном процессе позволяют:  Повысить мотивации обучения у обучающихся;  Развить   интеллектуальные   навыки   у   учащихся,   которые   будут   ими востребованы   при   дальнейшем   обучении   и   в   профессиональной деятельности.   Список литературы: Пожитнева В.В. Кейс­технологии для развития одаренности//Химия в  1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в  системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина  М.Ю. ­ 2­е изд., стер. ­ М: Академия, 2008. ­ 368 с. 2. школе.­2008.­№4.­С.13­17 3. Федерации // Информатика и образование. – 2005. ­№ 4,С.13­18 4. темы «Алгоритмы» // Информатика и образование. – 2009. ­№ 11,С.25­28 Полат Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской   Пырьева В. В. Кейсовая технология обучения и ее применение при изучении

КЕЙС-метод в практике школьного образования

КЕЙС-метод в практике школьного образования

КЕЙС-метод в практике школьного образования

КЕЙС-метод в практике школьного образования

КЕЙС-метод в практике школьного образования

КЕЙС-метод в практике школьного образования

КЕЙС-метод в практике школьного образования

КЕЙС-метод в практике школьного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018