Основной задачей формирования активности ученика на уроке является активизация мыслительной деятельности школьников в процессе обучения. Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса обучающихся к урокам географии, которые далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.
ИВАНОВ И.А. эссе кейс.docx
Кейс технологии на уроках географии.
Игорь Алексеевич Иванов,
учитель географии, базовая квалификационная категория.
Частное общеобразовательное учреждение
«Православная Гимназия во имя Святителя Иннокентия митрополита
Московского»
города Мирного Республики Саха (Якутия)
Современный учитель должен не только в совершенстве владеть
предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но
также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения.
В последнее время в Российской школе активно применяются разнообразные
технологии. В своей работе я рассматриваю одну из них. В её основе лежит
системнодеятельностный подход.
Основной задачей формирования активности ученика на уроке является
активизация мыслительной деятельности школьников в процессе обучения.
Отсюда следует, что необходима система средств и приемов возбуждения,
поддержания и укрепления интереса обучающихся к урокам географии, которые
далеко не всегда расцениваются школьниками как интересные и нужные.
Неотъемлемой частью современного урока является самостоятельная
практическая деятельность обучающихся (самостоятельный познавательный
творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций, обучение
формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей
решения проблемы). Одним из эффективных методов, позволяющим успешно
решать эти задачи является кейсметод, так как он в большей степени
ориентирован на социализацию личности ученика.
Данный материал может быть полезен педагогам, желающим расширить
диапазон используемых технологий в профессиональной деятельности с учетом
современных требований к проведению урока. На современном этапе развития образования главной задачей учителя
является выработка системы развивающих занятий направленной на
формирование приёмов,
способствующих формированию учебно
интеллектуальных, коммуникативных, информационных, исследовательских
действий и развитию аналитикостатистических способностей путём сравнения,
поиске закономерностей, классификации, или обобщения.
внедрение
Растущая информация,
Преподавание предмета география на сегодняшний день претерпевает
ИКТ предполагают
ряд изменений.
изменение самой структуры учебного занятия, применение при изучении
предмета
совокупности технологий, ориентированных на самостоятельную
деятельность обучающихся на уроке, на их взаимодействие друг с другом,
учителем,
словами на
формирование компетенции обучающихся. При выборе технологий обучения
следует учитывать все разнообразие учебных видов деятельности и основную
цель – получение новых знаний и умений, приобретение нового опыта.
различными источниками информации,
иными
С моей точки зрения, для достижения поставленной цели, необходимо
сочетание всех личностно-ориентированных технологий обучения, применяемых
с учетом возрастных особенностей школьников. Так, к примеру, при изучении
географии в старших классах я чаще использую кейс-технологию и метод
проектов, иногда в сочетании. Накопленные ранее знания и навыки учеников
позволяют им обобщать и анализировать предложенную учителем или
самостоятельно собранную информацию. Кейс, в данном случае, это учебные
содержащие информацию и требующие коллективного или
материалы,
индивидуального поиска проблем и их решений.
Разумно подобранные
разнообразные
поставленным
образовательным задачам, позволяют учащимся формировать практические,
научно-исследовательские и
навыки. Работа по кейсам
может
осуществляться как на уроке, так и в домашних условиях, однако
презентация результата лучше публичная.
Опираясь на собственный опыт, хочется отметить основные требования
при использовании кейс-технологии:
коммуникативные
соответствующие
источники
знаний, -мотивация обучающихся на самостоятельную работу;
-актуальность выбранного вектора поиска;
-доступность объема и содержания предложенной информации;
-соответствие поставленного вопроса или проблемы изучаемой теме;
-предварительный опыт в работе с предложенными источниками
информации;
-свободный выбор групповой или индивидуальной формы работы;
-свободный или согласованный вариант презентации результатов;
-первостепенность оценивания деятельности.
Я предлагаю обучающимся различные направления поиска: «Влияние
глобального потепления на развитие Северного морского пути», «Как изменить
структуру экспорта России?», «Причины и последствия оттока населения из
восточных районов России», «Причины роста экологических проблем городов»,
и т.п. обучающиеся старших классов уже достаточно свободно работают с
любыми источниками информации (тексты, карты, статистические материалы,
интернет ресурсы), имеют опыт работы в группах, готовы анализировать
географические проблемы.
идет поиск
проблемы, обсуждение, выделение происхождения проблемы, предположение о
ее дальнейшем развитии и возможных путях решения. Иногда в результате
работы с кейсами обучающиеся выходят на проектный вариант, предлагая свой
план действий по решению выявленной проблемы. Однако главная ценность
применения данной технологии это свобода ученика,
проявляющаяся в
предпринятых им действиях, самовыражении, умении видеть географические и
жизненные проблемы, осознавать их, предлагать пути их решения. Сегодня
особенно остро стоит проблема формирования предметной компетентности
обучающихся, в связи с введением ЕГЭ где для выполнения заданий уровней В
и С требуется уметь грамотно применять имеющиеся знания, свободно
анализировать предложенную информацию. Для решения данной проблемы и
осуществляется переход современного образования на использование новых и
разнообразных образовательных технологий, среди которых, с моей точки
зрения, в географическом образовании перспективна кейс-технология.
или индивидуально,
В группах,
Представить кейс на уроке можно различными способами, но, как правило,
представляется в печатном виде, однако включение в текст фотографий, диаграмм, таблиц делает его более наглядным. В последнее время все
популярнее становится мультимедиа презентации. Однако фильм, видео и
аудиопрезентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной
информацией легче работать и анализировать ее, чем информацию,
представленную, например, в фильме.
Разбирая кейс, обучающиеся фактически получают на руки готовое
решение, которое можно применить в аналогичных обстоятельствах. Увеличение
в «багаже» обучающихся проанализированных кейсов, увеличивает вероятность
использования готовой схемы решений в сложившейся ситуации, формирует
навыки решения более серьезных проблем.
Таким образом наличие проблемной ситуации, умение найти необходимую
информацию, коллективно выработанное решение, возможность нескольких
вариантов решения проблемы, высокая степень активности, а также
управляемый эмоциональный фон отличают кейстехнологии от других и
способствуют активизации познавательного интереса обучающихся, расширению
их кругозора, развитию критического мышления а также активизации всего
педагогического процесса.
Ссылки на источники.
1. Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов.
2. Калачикова О.Н. Метод кейсстади: учебное пособие. Томск, 2007
3. Михайлова Е.И. Кейс и кейсметод: процесс написания кейса. Маркетинг. 1999. №5,
№6 Вестник С.Петербургского университета. 2005 выпуск 2.
4. Мухина С.А., Соловьёва А.А. Современные инновационные технологии обучения. М.:
ГЭОТАРМедиа, 2008.
5. http://www.uchportal.ru
Кейс технологии на уроках географии.
Кейс технологии на уроках географии.
Кейс технологии на уроках географии.
Кейс технологии на уроках географии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.