Кейс учителя химии. Практическая работа «Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве».

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал является кейсом учителя химии, содержит ресурсный материал для проведения внеурочных занятий по предмету, в кружковой работе, на уроках химии, биологии, экологии, естествознания. Информация кейса может применяться при закреплении знаний по предмету, при подготовке домашних заданий, при изучении нового материала.
Иконка файла материала Практическая Определене содержания тяжелых металлов.docx
Зябкина О.А, учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Кейс учителя химии Практическая работа «Определение содержания тяжелых металлов в снеге и почве» Определить   содержание   тяжелых   металлов   в   снеге   и   почве   можно   с помощью   метода   тонкослойной   хроматографии   (ТСХ).   Это   один   из эффективных   методов   физико­химического   исследования,   не   требующий сложного оборудования и дефицитных реактивов, позволяющий обнаружить вещества в ничтожно малых количествах (0,1–0,005 мкг). Исследуем наличие железа, свинца и хрома в снеге и почве. Методика эксперимента Пробы   снега   для   исследования   отбираем   со   всей   глубины   снежного покрова. Снег растапливаем, подкисляем азотной кислотой и упариваем с 1 л до  3   мл.   Пробы   почвы   отбираем   на   глубину   до  10   см,   так   как   именно   в верхнем   горизонте   почвы   накапливаются   тяжелые   металлы.   Сухую измельченную   почву   массой   10   г   заливаем   50   мл   1   М   раствора   азотной кислоты и оставляем на сутки, затем смесь фильтруем и упариваем фильтрат до 3 мл. Суть метода ТСХ заключается в разделении сложных смесей веществ на индивидуальные соединения за счет различий в сор­бируемости в тонком слое сорбента.   Для   этого   используем   силуфоловые   пластинки,   представляющие собой   закрепленный   слой   силикагеля   с   крахмалом,   нанесенный   на алюминиевую фольгу. На вырезанной пластинке размером 3 x 7 см отмечаем линию старта, на которую с помощью капилляров наносим анализируемую смесь и свидетель (водный   раствор  соли   соответствующего   металла).   Затем   эту   пластинку помещаем   в   стакан   с   растворителем   (н­бутанол,   дистиллированная   вода   с добавлением уксусной кислоты до установления в системе рН 3). Под   действием   капиллярных   сил   растворитель   поднимается   в   слое сорбента,   увлекая   за   собой   анализируемые   вещества,   при   этом   они перемещаются с различными скоростями и в слое сорбента происходит их разделение. Через 15–20 мин, когда растворитель достигнет линии финиша, вынимаем хроматограмму. Для обнаружения ионов металлов опрыскиваем хроматограмму из  пульверизатора растворами реагентов, дающих цветные реакции с  анализируемыми веществами. Обнаружение ионов Рb2+ проводим раствором  йодистого калия; ионов Fe3+ – раствором гексацианоферрата (II) калия; ионов2– – раствором 1,5­дифенилкар­базида. При этом появляются  Сr2О7 окрашенные пятна (желтое, берлинской лазури, розовое соответственно). По  высоте пятна на хроматограмме проводим количественное сравнение  анализируемых ионов тяжелых металлов.