Кем быть

  • doc
  • 12.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Кем быть.doc

Тема урока:

«Кем быть! Мы выбираем…Нас выбирают»

Цель: формирование способности учащихся выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

 

Изучив материал данной темы, учащиеся смогут:

·       сделать вывод о том, что при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания («хочу»), способности и возможности («могу»), но и потребности рынка труда («надо»);

·       давать определения понятий «социальный заказ», «рынок труда», «профессионал»;

·        аргументировать причины выбора профессии с учётом с учётом текущего состояния рынка труда.

 

Ход урока.

1.Вводная часть.

 

           Сегодня труд есть постоянная и необходимая основа жизни и развития человека и всего общества. Совсем скоро вам предстоит сделать выбор, из десятков тысяч профессий и специальностей выделить одну – свою.                                                                                          ( Слайд №2)

Сделать обоснованный, правильный выбор профессии – это значит выбрать работу, которая:

- во-первых, может приносить удовлетворение, радость;

- во-вторых,  может быть доступной и посильной в будущем;

- в-третьих, нужна людям и обществу.                                     (Слайд №3)

В общем выборе должны соединиться и ужиться три базовых фактора:

- Я – хочу (это желания, интересы, склонности личности);  (Слайд №4)

- Я – могу (человеческие возможности: физиологические, психологические, образовательные ресурсы личности);        (Слайд №5)                                         

- Я – надо (потребности рынка труда в кадрах, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.).                               (Слайд №6)                   

 

     Я – Хочу                                Я - Могу

                                      

                     

                                Я - Надо     

                                                                                                            (Слайд № 7,8)

     

2.     Тема нашего урока: «Кем быть? Мы выбираем...Нас выбирают….».

Правильно выбрать профессию очень важно для каждого человека. Это позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, материально обеспечить себя и свою семью. Но, выбирая ту или иную профессию, человек должен ориентироваться на текущее состояние рынка труда, то есть представлять, нужна ли сейчас эта профессия обществу. Итак, что же такое рынок труда?

Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

                                                                                                     (Слайд № 9,10)

Социальный заказ – потребность общества в условиях, обеспечивающих его воспроизводство и развитие.                                              (Слайд № 11)

1) Как вы знаете, общественное производство представлено различными профессиями.                                                                              (Слайд № 12)

 

ü Есть такие виды труда, которыми занимаются множество людей – массовые (сквозные) профессии:

А) рабочие профессии – слесарь, электромонтёр, шофёр, строитель и т. д.

Б) профессии, требующие среднего специального образования – механик, технолог, бухгалтер, радиотехник, программист и др.

В) инженер, экономист, конструктор, исследователь – высшего образования.

ü Редкие профессии – ювелир-огранщик, океанолог, лингвист, востоковед и др.

ü Свободные профессии – литератор, художник, скульптор, композитор и др., которые не числятся на какой-либо должности.                                       

 

Таким образом, проявляется общественное разделение труда, отражающее социальный заказ на рабочую силу.

Есть и региональные особенности разделения труда, отражающие потребности в различных профессиях на конкретной территории.

Например – в Воркуте – шахтёры; в Нефтеюганске – нефтяники.

Система разделения труда и создаёт рынок труда.

 

2) Упражнение – дискуссия: «Кто нужен нашему городу?».

                                                                                                    (Слайд №13)

                                                 

Представьте, что ваш класс – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую профессию выбрали?

Каждый ученик мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются… Выбранный Мэр  города объявляет, кто сможет трудоустроиться в его городе, кто нет. Кроме того, им перечисляются профессии, которые необходимы городу, но не были названы.

- Достаточно ли данный набор профессий, чтобы город мог существовать?

Что будет, если все выберут себе профессию юриста, экономиста и т. д.?

Вывод: чтобы существовал город, необходимо наличие многих профессий, в том числе не престижных, но нужных обществу, без которых нельзя жить.

А какие профессии востребованы у нас в регионе, нашем городе?  (Справка службы занятости).                                                 (Слайд №14, 15)

 

3) Безработица – порождение рынка труда. Подумайте и ответьте на вопросы:

- Есть ли безработица у нас в стране?

- Почему люди становятся безработными?

- Что делать, если человек остался без работы?

 

4) Ищем работу:

- Где можно получить информацию о вакансиях и выбрать работу?

(газета, служба занятости, Интернет и т. д.).

- Какие условия необходимо учитывать при выборе профессии?

                                                                                                     (Слайд №16)                   

Я – надо - * требования рынка труда

                  * условия для обучения

                  * семейно-бытовые условия

                  * ограничения по здоровью

                  * ограничения по способностям

 

5) Каждый  работодатель заинтересован, чтобы у него работали профессионалы. Кого мы называем профессионалом?

 

     Профессионал это человек, выполняющий свою работу грамотно, качественно, с учётом тонкостей и «секретов» своего дела.      (Слайд №17)

                                                             

Культура труда:

- трудовые знания, умения, навыки;

- трудовая нравственность;

- конкурентоспособность.

 

6) Чтение притчи: «Султан и визирь».

 

Один фокусник показывал своё искусство султану и его придворным. Все зрители были в восторге. Сам султан был вне себя от восхищения: «Боже мой, какое чудо, какой гений!» Его же визирь сказал: « Ваше величество, ведь не боги горшки обжигают.  Искусство фокусника – результат его прилежания и неустанных упражнений». Султан нахмурился. Слова визиря отравили ему удовольствие от восхищения искусством фокусника.

«Ах ты неблагодарный, как ты смеешь утверждать, что такого искусства можно достигнуть упражнением? Раз я сказал: либо есть у тебя талант, либо его нет, значит, так оно и есть».

С  презрением, взглянув на своего визиря, он гневно воскликнул: «У тебя его, по крайней мере,  нет, ступай в темницу. Там ты сможешь подумать о моих словах.  Но чтобы рядом с тобой был тебе подобный, то компанию с тобой разделит телёнок».

      С первого же дня заточения визирь стал упражняться: он поднимал телёнка и носил его по ступенькам тюремной башни. Проходили месяцы, телёнок превратился в могучего быка, а силы визиря возрастали с каждым днём благодаря упражнениям. В один прекрасный день султан вспомнил о своём узнике. Он велел привести визиря к себе. При виде его султан изумился: «Боже мой! Что за чудо, что за гений!» Визирь, нёсший на вытянутых руках быка, ответил теми же словами, что и раньше: «Ваше величество, не боги горшки обжигают.  Это животное ты дал мне из милости. Моя сила – это результат моего прилежания и упражнений».

(Н. Пезешкян, доктор медицины, известный врач-психотерапевт).

- Чему учит эта притча? 

 

7) Ситуация- проба: «Возьмите меня на работу».              (Слайд №18)

                                                                                                                                            

Вам необходимо устроиться на работу в условиях конкурса претендентов. Составьте рекламное резюме о себе: своих возможностях, умениях, знаниях и т. д. Постарайтесь, чтобы вас приняли.

Социально приемлемые позиции:

Ø  объективность

Ø  умение показать свои достоинства

Ø скромность и открытость;

Ø вежливость и доброжелательность;

Ø поиск оптимального решения;

Ø учёт законов маркетинга.

Заключительная часть. Подведение итогов.

Чтение притчи. «Три типа отношения к труду».

                                                                                                        ( Слайд №19)

На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают?

 Один ответил: «Камни ношу»

(труд – принудиловка, рабство).

Другой сказал: «Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить»

 (труд как средство существования).

А третий воскликнул восторженно: «Мы строим храм!»

(труд – радость служения великой цели).