Цель: формирование представлений о трудовых ресурсах, профессиях людей.
Задачи:
• раскрыть понятие трудовые ресурсы, профессия, специальность;
• воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий.
Наглядность: картинки с изображением людей различных профессий, Презентация
ХОД ЗАНЯТИЯ
Тема нашего занятия «Профессии людей»
– Какие вопросы поставим? (Что такое профессия? Что такое специальность?Какие бывают профессии? Нужны ли знания о профессиях? Для чего?)
Исходя из поставленных вопросов сформулируем задачи:
• Разобраться, что такое профессия и что такое специальность
• Выявить знания о профессиях. Познакомиться с некоторыми профессиями
• Определить, какими качествами обладают люди той или иной профессии.
«ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности» [1]
Кем работают наши родители
Цель: формирование представлений о трудовых ресурсах, профессиях людей.
Задачи:
раскрыть понятие трудовые ресурсы, профессия, специальность;
воспитывать трудолюбие, уважение к людям различных профессий.
Наглядность: картинки с изображением людей различных
профессий, Презентация
ХОД ЗАНЯТИЯ
Тема нашего занятия «Профессии людей»
– Какие вопросы поставим? (Что такое профессия? Что такое
специальность?Какие бывают профессии? Нужны ли знания о
профессиях? Для чего?)
Исходя из поставленных вопросов сформулируем задачи:
Разобраться, что такое профессия и что такое специальность
Выявить знания о профессиях. Познакомиться с некоторыми
профессиями
Определить, какими качествами обладают люди той или иной
профессии.
«ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности» [1]
Иногда профессией называют общность всех людей, занятых данным видом
труда. Эти люди работают в разных уголках страны на разных предприятиях в
разных учреждениях, и, конечно, не все знают друг друга в лицо. Но они
заняты одним делом, это их роднит. Люди одной профессии заняты одним
делом, имеют сходные интересы, знания, навыки, образ жизни.
Близко к слову профессия понятие специальность. Например, мне очень
нравится химия. Кем по профессии я могу быть?(Учителем химии, ученым
химиком, инженеромхимиком, лаборантомхимиком…)
В каждой профессии можно выделить разные специальности. Например,
учителя. Все мы занимаемся одним видом деятельности – учим детей, но учим
разным наукам. Когда вы пойдете учиться в 5 класс, у вас будут разные
учителя. Какие? (Учителя русского языка, математики, физики,
химии) То, что вы назвали – это специальности. Возьмем профессию врача.
Какие специальности можно назвать? (Врачтерапевт, врачхирург, врачокулист…)
Таким образом, «специальность» – это то же, что и профессия.
Какие профессий вы знаете? (Дети называют разные профессии)
Профессий на земле великое множество. Но мы затронем лишь некоторые.
Игра «Угадай, кто…»
Люди каких профессий могут произносить фразу:
«Местное время 9 часов» (диктор)
«Открой рот и скажи: Аа…» (врач)
«Ты опять не убрал игрушки» (воспитатель)
Игра «Все работы хороши»
Несколько детей получают картинки с изображением людей различных
профессий. Определить человек, какой профессии изображен на картинке и
изобразить пантомимой. Все остальные ученики должны догадаться, о какой
профессии идет речь.
Посмотрите на следующие картинки. Представителей, каких профессий вы
видите? Что об этих профессиях вы можете рассказать? [5]
(Учащиеся легко определяют летчика, врача, водителя. Трудности возникают
с определением металлурга, инженера, плотника. На уроке можно
использовать рассказы Г.П.Шалаевой о профессиях):
ЛЕТЧИК
Летчик – очень смелая профессия. Есть летчики, которые летают на
пассажирских самолетах, есть те, которые летают на грузовых. А есть
летчики, которые управляют маленькими самолетами: тушат пожары,
рассыпают удобрения, доставляют полярникам еду и письма. Летчик
должен поднять самолет вверх в воздух и в конце полета плавно посадить
его на землю. Управлять такой махиной ему помогают приборы. Они
показывают, с какой скоростью летит самолет, какая погода за бортом,
они же предупреждают летчика о неполадках. В кабине с летчиком
штурман, механик, стюардесса, а на земле – авиадиспетчер.
ВРАЧВрач очень трудная и древняя профессия. Врач должен много знать о
строении человеческого тела и работе его внутренних органов, уметь
разбираться в симптомах (признаках болезни), а ведь болезней на свете
очень много. Конечно, сейчас у врачей есть помощники – специальные
приборы, например, рентген (его изобрели физики). Он нужен врачам,
чтобы ставить диагноз. Приборы эти очень сложные, и врач должен
уметь с ними обращаться. А главное, настоящий врач должен быть
добрым, жалеть своих больных пациентов и оченьочень стараться
помогать им выздороветь.
МЕТАЛЛУРГ
Ещё в древности люди делали из металла разные вещи: оружие, посуду,
украшения, а в наши дни без железа просто не обойтись. Делают его из
железной руды, которую расплавляют в огромных печах. Полученный
металл металлурги разливают в специальные формы, в которых он
застывает. Получаются слитки в виде больших кирпичей. Из них делают
металлические изделия. Детали самолетов, поездов, машин и даже
крючки, на которые мы вешаем одежду, ? всё сделано из металла,
который выплавляет металлург.
ИНЖЕНЕР
Очень нужная профессия и в городе, и на селе. Инженеры помогают
ученым, врачам, шахтёрам, создавая новые аппараты, двигатели, насосы,
станки и другую полезную технику. Инженеры знают о технике все: чем
она болеет, чем ее лечить. Инженеры работают совместно с
изобретателями. Изобретатель изобрел и нарисовал на бумаге, а инженер
должен по этому рисунку все рассчитать и сделать чертеж. По этим
чертежам рабочие соберут нужную машину по деталям. Испытатели
эту машину испытают и доложат инженеру, что в ней хорошо, а что
плохо, и он эти недостатки устранит.
ВОДИТЕЛЬ
Водитель управляет легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами,
при работе на автобусах контролирует соблюдение пассажирами правил
выхода и посадки, устраняет неполадки, возникшие в пути. Профессия
водителя очень интересная. Но простая она только на первый взгляд. Во
первых, водитель должен знать хорошо правила дорожного движения,
чтобы их не нарушать и не пропускать дорожных знаков. Вовторых, он
должен знать устройство машины, чтобы уметь починить ее: ведь если
его верный конь сломается гденибудь в пути, то шоферу придется чинить
его самому, не рассчитывая на машину технической помощи. Кроме того,
шофер должен знать марки всех машин, а их ведь огромное количество: и
«Жигули», и «Волга», и «Мерседес», и «БМВ».
ПЛОТНИК
Многие считают, что плотник – это то же, что и столяр, однако не
стоит путать эти две разные профессии. Единственное, что их
объединяет, так это то, что они работают с деревом. Столяр
изготавливает мебель и другие изделия из деревянных досок и другихматериалов, а также украшает их резьбой по дереву. А откуда он берет
все эти материалы – деревянные доски, панели и т.д.? Все эти вещи
изготавливает плотник. Материалом для них служит в основном
древесина хвойных пород, из которой, после ее обработки, плотник делает
брёвна, брусья, доски, пластины, фанерные листы, деревянные плиты и
другие стандартные деревянные конструкции, из которых потом столяр и
будет мастерить различные изделия, например, мебель.
Обработкой древесины тоже занимается плотник, при чём он может
работать при помощи плотницких инструментов или пользоваться
специальными машинами – всё зависит от масштаба стройки. Для
строительства крупных объектов обработка древесины осуществляется
на деревообрабатывающих машинах, а при малом объёме работ плотник
всё делает сам. Основными его инструментами являются пила, топор,
рубанок, долото и другие.
Обработав древесину, плотник приступает к изготовлению из нее
различных изделий и деталей – строительных материалов. Он также
ведёт работы по установке разных деревянных конструкций. Устройство
свай, закладка деревянных фундаментов, возведение деревянных стен и
перегородок, полов и крыш – всё это входит в его работу.
Чтобы стать плотником, нужно получить специальное образование,
знать геометрию, математику, физику, химию и быть ответственным
человеком: ведь от качества работы плотника зависит устойчивость и
срок службы здания, а следовательно, жизнь многих людей. [3]
Можно ли людей названных профессий отнести к категории «ресурсы»? (да,
так как они являются участниками экономической деятельности)
К каким ресурсам можно отнести представителей названных профессий?
(трудовым ресурсам) Можно ли учеников отнести к трудовым ресурсам? А
пожилых людей? (нет)
5. Работа в группах
Дети получают картинки. Определить профессию по картинке и перечислить,
какими качествами должны обладать люди названных профессий? [3]
Ветеринар: должен быть добрым, любить животных, быть ответственным,
вежливым, трудолюбивым, знать, как и чем лечить животных, уметь
правильно поставить диагноз.…
Почтальон: внимательным, ответственным, добрым, трудолюбивым…
Учитель: добрым, любить детей, быть, заботливым, умным, трудолюбивым,
вежливым, неравнодушным, знать свой предмет…
Часовщик: трудолюбивым, старательным, вежливым, внимательным…Милиционер: смелым, решительным, мужественным, ответственным,
добрым, честным
6. Подведение итогов
– Итак, в каждой профессии важны такие качества, как знания, умения,
ответственность, трудолюбие, честность, … . Эти качества всегда ценятся в
обществе.
– Как вы думаете, какого человека называют мастером? А слышали такое
выражение «Мастер своего дела…»? Как вы понимаете это выражение?
– С какими экономическими понятиями мы познакомились? О каких
профессиях узнали?