К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».
Оценка 5

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».

Оценка 5
docx
04.05.2020
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб».
паустовский.docx

Литература    5кл.           05.03.16г

 

Тема: К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки «Тёплый хлеб».

Цель: знакомство с писателем, нравственные уроки сказки: добро, отзывчивость, сострадание; расширение знаний о литературной сказке: реальные и фантастические персонажи и события; воспитывать в детях доброту и отзывчивость.

Ход урока.

1.       Орг. момент

2.       Проверка д/з.

- Опрос учащихся

- Индив.раб.со слабыми(карт)-Дурдиев,Арсамерзуев,Барзаев,Сулейманов,Ихаев,Яхъяев,Забираев

3.       Изучение новой темы

1) Знакомство с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского

Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в Киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под ёлку для своего сына Кости книгу сказок Х.К. Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.

«Желания необыкновенного преследовали меня с детства»,-говорил Паустовский. Он зачитывался книгами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.

-Расскажите, кто читал книги этих писателей? О чём они?

-Как вы думаете, о чём может мечтать человек, увлечённый этими книгами?

Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Когда освободился от службы, начал странствовать по России, работал репортёром.

В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он активно вмешивался в жизнь .Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз».

Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в далёкой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашёл клада, вернулся к себе на родину и – нашёл клад в родной деревне.

Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру, удивительный край, богатый озёрами, болотами и лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещёрская сторона».

У любимого сказочника Паустовского – у Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок – «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Тёплый хлеб».

2) Работа с учебником

Чтение сказки учениками.

3) Беседа с классом

·         Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

·         О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?

·         А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время. Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы. Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: «Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»

·         Где происходят события? (в обычной русской деревне)

·         Назовите главных героев сказки 

·         (Конь Мальчик – вороной конь, был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нём.

·         Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от неё), умный и проницательный, из-за этого, наверно, его считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.

·         Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя»

·         Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе)

- Какие слова и выражения помогают нам представить Фильку и Панкрата? (Филька: Ну тебя, отвечал сердитым басом, бабка выговаривала ему за неласковость, встал нехотя, ударил коня по губам, заплакал от страха. Панкрат: быстрые глаза, мучная пыль навеки въелась в Панкрата, вылечил коня, починил мельницу.)

- Коротко перескажите сюжет сказки.

- Выразительно прочитаем по ролям эпизод «Разговор бабки с Филькой»(от слов: «Метель начала затихать к вечеру…» до слов: «- Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.»)

- Какая фраза является ключевой в этом разговоре? ( мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца»)

- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? ( В начале сказки: «Зима в этот год стояла тёплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер, поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошёл по деревне». Люди начали долбить лёд около мельницы, и к полудню задул «ровный, тёплый ветер». С каждым часом становилось теплее.)

 Какое событие является завязкой этой сказки? (Филька обижает коня) - Почему Филька так поступил? ( просто потому, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя)

 

- Как можно было назвать сказку? Почему автор назвал её «Тёплый хлеб»? ( «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки». Тёплый хлеб – значит добрый, сделанный с любовью.).

- Чему учит нас эта сказка? (доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости).

- Что реального в сказке, а что фантастичного?

4) Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

-Что может спасти людей от лютого мороза? (на зло природа ответила холодом, значит, чтобы наступило тепло, надо совершить добрый поступок)

                                       Холод – тепло

                                            Зло – добро 

4. Рефлексия: 1. Чему научила вас сказка?

2.Кого из героев произведения вы хотели бы встретить в своей жизни и почему?

3.Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
5. Итог урока

6. Домашнее задание 

1.       Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)

2.       Подобрать пословицы о хлебе (индивидуальное задание 2 человека)

3.       Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?

 


 

Литература 5кл. 05

Литература 5кл. 05

Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от неё), умный и проницательный, из-за этого, наверно,…

Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от неё), умный и проницательный, из-за этого, наверно,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020