Литература 5кл. 05.03.16г
Тема: К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки «Тёплый хлеб».
Цель: знакомство с писателем, нравственные уроки сказки: добро, отзывчивость, сострадание; расширение знаний о литературной сказке: реальные и фантастические персонажи и события; воспитывать в детях доброту и отзывчивость.
Ход урока.
1. Орг. момент
2. Проверка д/з.
- Опрос учащихся
- Индив.раб.со слабыми(карт)-Дурдиев,Арсамерзуев,Барзаев,Сулейманов,Ихаев,Яхъяев,Забираев
3. Изучение новой темы
1) Знакомство с жизнью и творчеством К.Г. Паустовского
Паустовский родился в Москве, но в детстве его семья переехала в Киев, и учился будущий писатель в Киевской классической гимназии, а затем там же поступил в университет. В канун нового 1900 года мама положила под ёлку для своего сына Кости книгу сказок Х.К. Андерсена. Эта книга стала для будущего писателя по-настоящему драгоценным подарком. Он перечитывал её много раз и, наверное, именно тогда полюбил сказки.
«Желания необыкновенного преследовали меня с детства»,-говорил Паустовский. Он зачитывался книгами Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна.
-Расскажите, кто читал книги этих писателей? О чём они?
-Как вы думаете, о чём может мечтать человек, увлечённый этими книгами?
Паустовский мечтал о путешествиях и приключениях. Когда началась Первая мировая война, Паустовский стал служить санитаром на поездах, перевозивших раненых. Когда освободился от службы, начал странствовать по России, работал репортёром.
В своих странствиях Паустовский не был путешественником-созерцателем, он активно вмешивался в жизнь .Задумав написать книгу об уничтожении пустынь, он объехал все берега Каспийского моря и написал правдивую повесть «Кара-Бугаз».
Есть история о том, как бедный юноша отправился в путешествие, узнав, что в далёкой стране закопан клад. Пройдя трудный путь, он так и не нашёл клада, вернулся к себе на родину и – нашёл клад в родной деревне.
Паустовский вернулся в Москву и тут, недалеко от Москвы и Рязани, открыл для себя Мещёру, удивительный край, богатый озёрами, болотами и лесными речками. Край этот он описал в книге «Мещёрская сторона».
У любимого сказочника Паустовского – у Андерсена – обычные вещи оживали, превращались в волшебных героев. Паустовский так любил природу, что у него обычные явления природы становились удивительными. Своё стремление к чуду писатель воплотил в создании сказок – «Похождения жука-носорога», «Дремучий медведь», «Растрёпанный воробей», «Заботливый цветок», «Квакша», «Тёплый хлеб».
2) Работа с учебником
Чтение сказки учениками.
3) Беседа с классом
· Сказка была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».
· О чём вам говорит эта дата? (прошло 9 лет после победы в Великой Отечественной войне) Что это было за время?
· А события, описанные в ней, происходят в годы Гражданской войны, это тоже трудное время. Подтвердите это текстом (1-й абзац) Для Паустовского было очень важно дать ребятам советы в эти непростые годы. Читая сказку, мы должны будем ответить на вопрос: «Что хотел сказать Паустовский детям в трудное послевоенное время?»
· Где происходят события? (в обычной русской деревне)
· Назовите главных героев сказки
· (Конь Мальчик – вороной конь, был ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу, помогал мельнику Панкрату, все жители деревни считали своим долгом заботиться о нём.
· Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей (мельница обычно находилась на краю деревни или в стороне от неё), умный и проницательный, из-за этого, наверно, его считали колдуном. Мало разговаривает, много работает. Видит человека насквозь.
· Филька – молчаливый, недоверчивый мальчик, был неласковым, ни с кем не дружил, ему дали прозвище «Ну Тебя»
· Как это прозвище характеризует героя? (Фильке наплевать на сверстников, на старших, он думает прежде всего о себе)
- Какие слова и выражения помогают нам представить Фильку и Панкрата? (Филька: Ну тебя, отвечал сердитым басом, бабка выговаривала ему за неласковость, встал нехотя, ударил коня по губам, заплакал от страха. Панкрат: быстрые глаза, мучная пыль навеки въелась в Панкрата, вылечил коня, починил мельницу.)
- Коротко перескажите сюжет сказки.
- Выразительно прочитаем по ролям эпизод «Разговор бабки с Филькой»(от слов: «Метель начала затихать к вечеру…» до слов: «- Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.»)
- Какая фраза является ключевой в этом разговоре? ( мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца»)
- Как менялась погода на протяжении происходящих в сказке событий? ( В начале сказки: «Зима в этот год стояла тёплая». Когда Филька обидел коня, «засвистел пронзительный ветер, поднялась метель. Когда метель затихла, «колючий мороз пошёл по деревне». Люди начали долбить лёд около мельницы, и к полудню задул «ровный, тёплый ветер». С каждым часом становилось теплее.)
Какое событие является завязкой этой сказки? (Филька обижает коня) - Почему Филька так поступил? ( просто потому, что конь помешал ему есть хлеб, а Филька не привык думать ни о ком, кроме себя)
- Как можно было назвать сказку? Почему автор назвал её «Тёплый хлеб»? ( «Раненый конь», «Сказка о чуде, которое случилось в деревне Бережки». Тёплый хлеб – значит добрый, сделанный с любовью.).
- Чему учит нас эта сказка? (доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, труду и настойчивости).
- Что реального в сказке, а что фантастичного?
4) Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
-Что может спасти людей от лютого мороза? (на зло природа ответила холодом, значит, чтобы наступило тепло, надо совершить добрый поступок)
Холод – тепло
Зло – добро
4. Рефлексия: 1. Чему научила вас сказка?
2.Кого из героев произведения вы хотели бы встретить в своей жизни и почему?
3.Какая работа на уроке вам понравилась больше всего?
5. Итог урока
6. Домашнее задание
1. Ответить на вопросы в учебнике (стр. 78 № 3,4)
2. Подобрать пословицы о хлебе (индивидуальное задание 2 человека)
3. Почему Паустовский называет свою сказку «Тёплый хлеб»?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.