КИМ по русскому языку для 10 класса
Оценка 4.6

КИМ по русскому языку для 10 класса

Оценка 4.6
docx
15.12.2021
КИМ по русскому языку для 10 класса
Оценочные материалы по русскому языку для 10 класса.docx

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО

На педагогическом совете

Протокол №____от__________

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ 10 КЛАССА

 

 

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

(ФГОС СОО)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольной работы № 1  по теме по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

1. Назначение работы

Контрольная работа по русскому языку проводится с целью определения уровня освоения тем курса русского языка и выделения группы предметных умений, требующих коррекции.

2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание контрольной работы определяются на основе:

1.  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897)

2. Основной образовательной программы СОО

3. Структура работы

Контрольная работа состоит из 17 заданий. С выбором верного ответа или с кратким ответом. Представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице:

 

 

зада-

ния

 

Контролируемые

элементы содержания, проверяемые заданиями работы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень

сложности

 

Максималь-

ный балл

1.

Лексика. Лексические нормы

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

2, 4

Лексика. Лексическая сочетаемость

уместное использование фразеологических оборотов в речи

Б

2

3

Лексика. Речевая избыточность

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

5

Лексика. Употребление паронимов.

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

6,13

Лексическое значение

слова

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

2

7,8,14

Фразеологические обороты.

выявление смыслового различия фразеологических единиц, употребления их в речи с учетом значения

Б

3

9,10,16

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

 

выявление смыслового, стилистического различия синонимов, антонимов, омонимов употребления их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски

Б

1

11,15,17

Изобразительно-выразительные средства русского языка

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

 

П

6

12

Словари

использование словарей

Б

1

 

 

 

 

18

 

4. Система оценивания (критерии) выполнения отдельных заданий и работы в целом.

      За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 11, 15 и 17) учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону (отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа). Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Максимальный тестовый балл за всю работу – 20 баллов. За выполнение учащиеся получают школьные отметки по пятибалльной шкале.

 

5. Шкала пересчета итогового  балла за выполнение контрольной работы

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Итоговый балл

0-10

12–14

15–16

17-18

  %

0 - 50

60-70

83-88

95-100

 

6.   Время выполнения работы

На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.

7.    Дополнительные материалы и оборудование

При проведении контрольной работы не разрешается использование словарей, тетрадей, учебников и т.п.

8.    Рекомендации по подготовке к работе

Каждый обучающийся получает бланк, в котором  записывает свои ответы на задания. Учитель дает некоторые пояснения по организации выполнения работ (оформление работы, расположение материала ответов, форма записи и пр.).

 

Контрольная работа № 1  по теме по теме «Лексика. Фразеология. Лексикография»

Дорогие десятиклассники!

Контрольная работа включает в себя 17 заданий.

В работе представлены задания достаточного и высокого уровня сложности

На выполнение контрольной работы отводится – 40 минут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

Вариант 1

1.      В каком предложении нарушены лексические нормы?

1)      В зимнем лесу есть своя неповторимая красота.

2)      Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы в ближайшем посёлке пополнить запасы продукции.

3)      Андерсен родился в 1805 году в старом датском городе Одензе.

4)      Живописный лес тянется вдоль реки.

2.      В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1)      Испуганный котёнок сжался в клубок и жалобно запищал.

2)      Высокие тёмные ели росли по обеим сторонам изгороди.

3)      У охотников самым осторожным зверем считается шакал.

4)      Сильный ветер внезапно загудел в вышине.

3.      Отметьте предложение,  в котором допущена речевая избыточность?

1)      Тропинка шла вдоль прибрежного обрыва.

2)      Речь главного героя имеет большое значение в раскрытии характера героя.

3)      Взошло солнце и осветило всё вокруг.

 

4.      В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1)      Радуясь солнышку, воробей что-то весело напевал себе под нос.

2)      Многие птицы способны запоминать и воспроизводить посторонние звуки.

3)      Три года учёбы пролетели незаметно.

4)      Не бойтесь погрустить немного вместе с музыкой.

5.      В каком предложении ошибка  вызвана смешением  паронимов?

1)      Пока не найдено эффектное средство против яда этой змеи.

2)      Лучший способ передвижения по глубокому снегу – передвижение на нартах.

3)      Утомлённые долгой дорогой, дети спали, не чувствуя задних ног.

4)      Русская литература имела существенную роль в развитии мировой культуры.

6.      В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1)      В ясные зимние дни лучи солнца прорываются сквозь заснеженные ветви.

2)      Окна моей комнаты выходят в сад.

3)      Снежная лавина – это лишь одна опасность, предостерегающая альпинистов в горах.

4)      Незнакомец показался ему человеком добрым.

7.      В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1)      Он был бойцом не робкого десятка.

2)      Сам заварил кашу, сам теперь и расхлёбывай.

3)      Сергея все без меры хвалили, возносили его до небес.

4)      По этой дороге он ходил с детства, любил её, знал как свои пальцы.

8.      Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»?

1)   По щучьему велению

2)   Не всё коту масленица

3)   Спустя рукава

4)   Сматывать удочки

9.    В каком ряду слова не являются антонимами?

1)   Громкий - тихий

2)   Лидер – аутсайдер

3)   Дерзкий – безрассудный

4)   Активный – пассивный

10.                       Укажите, чем являются слова горевать – печалиться?

1)   Синонимами

2)   Антонимами

3)   Паронимами

4)   Омонимами

11.                       В предложении «Захлёбываясь от тоски, иду одна, без всякой мысли…» (М. Цветаева) подчёркнутое слово является

1)   Эпитетом

2)   Сравнением

3)   Метафорой

4)   Олицетворением

12.                       В каком словаре можно уточнить значение непонятного слова?

1)   Словообразовательном

2)   Толковом

3)   Орфографическом

4)   Энциклопедическом

13.                       Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1)   Отец узнал об этом по происшествии двух лет.

2)   Набеги кочевником привели к опустению этих земель.

3)   Крещение Руси – поворотный момент в её истории.

4)   Язык – средоточие и выражение народного духа.

14.                       Значение какого из приведённых фразеологизмов приведено неправильно?

1)   Верста коломенская – человек очень высокого роста

2)   Прикусить язык – испугаться

3)   Без царя в голове – не иметь ума

4)   Поставить с ног на голову – исказить факты.

 

15.                       Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Чем ближе к морю, тем всё шире, спокойнее Волга. Степной левый берег (1) тает в лунном  (2) тумане, то от глинистых обрывов правого на реку легли густые тени, и красные, белые огоньки бакенов особенно ярко горят на (3) масляно - чёрных (4) полотнищах теней. Поперёк реки зыблется, сверкает (5) широкая тропа, (6) точно стая серебряных рыб преградила путь теплоходу. За кормою теплохода туманнее, темнее, чем впереди, и этим создаётся фантастическое впечатление: река течёт в гору. (7) Расстилая по воде (8) парчовые отблески своих огней, пароход скользит почти бесшумно, шумок за кормою (9) мягко – ласков, и воздух тоже (10) ласковый – (11) гладит лицо, (12) точно рука ребёнка.

16.   Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами?

1)      Коренной житель – коренной вопрос

2)      Человек худой – худой мир

3)      Больной заснул – больной ребёнок

4)      Спутник Марса – спутник по дороге

5)      Пачка газет – пачка балерины

6)      Звезда эстрады – звезда на небе

17.  Найдите предложения, в которых используется оксюморон?

1)      И царствует в душе какой – то холод тайный, когда огонь кипит в  крови. (М. Лермонтов)

2)      Будь счастлива  несчастием моим. (М. Лермонтов)

3)       Уходим мы, чтоб возвратиться, приходим, чтоб снова уйти.

4)      Мы сёла – в пепел;  грады  - в прах;  в мечи – серпы и плуги. (Жуковский)

Вариант 2

1.      В каком предложении нарушены лексические нормы?

1)      Багровое зарево над горизонтом похоже на разгоревшееся пожарище.

2)      Алёне стало грустно, и она, накинув на плечи шаль, вышла в сад.

3)      Ему вспомнились стихи, прочитанные  недавно в одном журнале.

4)      Мост, по которому переправлялся взвод, был построен недавно.

2.      В каком предложении нарушена лексическая сочетаемость?

1)      Всё, что делал сын, всегда имело для неё огромное значение.

2)      Во время жизни в Париже поэт тосковал по родине.

3)      Жизнь убеждала её: хочешь знать правду, выясни всё собственноручно.

4)      И. Бунин высоко ценил роман А. Толстого «Пётр Первый».

3.      Отметьте предложение, в котором допущена речевая избыточность?

1)      Разлука с родиной ослабила творческие возможности художника.

2)      Я, однако, не терял ни бодрости, ни надежды.

3)      Много сил понадобилось выпускникам, чтобы справиться с этим трудным и сложным заданием.

4.      В каком предложении сочетание слов противоречит смыслу соединяемых понятий?

1)      Бесшумные капли дождя барабанили по крышам и скамейкам.

2)      Смелые побеждают – трусливые погибают.

3)      Солнце село, но в лесу ещё светло; воздух чист и прозрачен.

4)      В окнах сверкала молния, и  стёкла дрожали от грома.

5.      В каком предложении ошибка вызвана смешение паронимов?  

1)      Важно не только написать отчёт о работе, но и представить его в срок.

2)      Обед как всегда был сытным и вкусным.

3)      Царственная красота зимнего леса поразила его.

4)      Около соседского дома стояла девочка лет пяти.

6.      В каком предложении употреблено слово без учёта его лексического значения?

1)      Волны моря бились о гранитные камни набережной.

2)      Я остановился в густой тени старой сосны.

3)      Отвечать за безопасность людей – это ответственная и многоликая работа.

4)      Во время войны вся тяжесть крестьянского труда легла на женские плечи.

7.      В каком предложении допущена ошибка в употреблении фразеологического оборота?

1)      Так и ушли друзья несолоно хлебавши.

2)      Правды не скроешь, все знают: на воре шапка горит.

3)      Так и сидела ленивица у окна весь день, ворон считала.

4)      Жил он припеваючи, как у Христа за пазухой в масле катался.

8.      Какой фразеологизм имеет значение «очень быстро»?

1)      Душа в душу

2)      Задать перцу

3)      Во весь опор

4)      Нога за ногу

9.      В каком ряду слова не являются антонимами?

1)      Сытый – голодный

2)      Альянс – союз

3)      Типичный – уникальный

4)      Хитрый – простодушный

10.  Укажите, чем являются  слова планировка – планирование?

1)      Синонимами

2)      Антонимами

3)      Паронимами

4)      Омонимами

11.  В отрывке «Ветер хрустальную крошку метёт, Вьюга унылую песню поёт…» подчёркнутое слово является

1)      Эпитетом

2)      Сравнением

3)      Метафорой

4)      Олицетворением

12.  В каком словаре можно уточнить написание слова?

1)      Словообразовательном

2)      Толковом

3)      Орфографическом

4)      Энциклопедическом

13.  Укажите два предложения, в которых выделенные слова употребляются неправильно?

1)      Ей нравилась его прямота и непринуждённость.

2)      Это был человек представительской внешности.

3)      Марья была искусственная мастерица

4)      В магазине продавались изделия из искусственного шёлка.

14.  Значение какого фразеологизма определено неправильно?

1)      Стоять как вкопанный – не двигаясь

2)      Бежать сломя голову – очень быстро

3)      Белая ворона – человек в белом

4)      Как снег на голову – неожиданно.

15.  Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?

Мещёра – остаток (1) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3) как кафедральные соборы.  Даже  старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: « Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7) тают, стоя на месте. Сухое (8) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит.   (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

16.  Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?

1)      Здравый, мощь, добродетель, чуждый

2)      Здоровый, мощь, зима, чужой

3)      Здравый, мочь, добродетель, чужой

4)      Здоровый, мочь, зима, чуждый

17.  Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?

1)      Свеча, солнце, утюг, тулуп

2)      Корзина, кружево, зодчий, невод

3)      Ребёнок, сказка, шуба, зонтик

 

Ключи

1 вариант

1)      2

2)      1

3)      2

4)      1

5)      1

6)      3

7)      4

8)      3

9)      3

10)  1

11)  3

12)  2

13)  1, 2

14)  2

15)   1) метафора, 2) метафора, 3) эпитет, 4) метафора, 5) метафора, 6) сравнение, 7) метафора, 8) эпитет, 9) эпитет, 10) эпитет, 11) метафора, 12) сравнение.

16)  2, 5

 

17)  2

 

2 вариант

1)             1

2)             3

3)             3

4)             1

5)             1

6)             3

7)             4

8)             3

9)             2

10)         3

11)         4

12)         3

13)         2, 3

14)         3

15)          1) метафора, 2) эпитет, 3) сравнение, 4) эпитет,

 5) сравнение, 6) сравнение, 7) метафора,

8) метафора,   9) гипербола, 10) сравнение,

 11) олицетворение,  12) сравнение

 16)  1

  17)  2

 

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольной работы № 2  по теме

Контрольная работа за 1 полугодие

1. Назначение работы

Диагностическая работа по русскому языку проводится с целью определения уровня освоения проблемных тем курса русского языка и выделения группы предметных умений, требующих коррекции.

2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание контрольной работы определяются на основе:

1.  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897)

2. Основной образовательной программы СОО

3. Структура работы

Комплект содержит четыре варианта, разработанных по единому плану.  Каждый вариант состоит из 18 заданий. С выбором верного ответа или с кратким ответом. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице:

зада-

ния

 

Контролируемые

элементы

содержания, проверяемые заданиями работы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень

сложности

 

Максималь-

ный балл

1.

Орфоэпические нормы

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

2.

Лексическое значение

слова

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

 

1

3

Лексические нормы

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

4

Словообразование

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

5.

Правописание безударных непроверяемых гласных

Знать и применять изученные орфографические правила

Б

1

6-11

Орфографические нормы

Знать и применять изученные орфографические правила

Б

6

12-17

Пунктуационные нормы

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

7

18.

Языковые средства

выразительности

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

 

П

2

 

 

 

 

20

 

4. Система оценивания (критерии) выполнения отдельных заданий и работы в целом.

За верное выполнение заданий 1 – 16 ученик получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение задания 17 - 2 балла.

За выполнение задания 18 - 2 балла

5. Шкала пересчета итогового  балла за выполнение контрольной работы

           

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Итоговыйбалл

0-8

9-13

14- 17

28 -20

  %

0 - 40

40-60

70-86

90-100

 

6.   Время выполнения работы

На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.

7.    Дополнительные материалы и оборудование

При проведении контрольной работы не разрешается использование словарей, тетрадей, учебников и т.п.

 

8.    Рекомендации по подготовке к работе

Каждый обучающийся получает бланк, в котором  записывает свои ответы на задания. Учитель дает некоторые пояснения по организации выполнения работ (оформление работы, расположение материала ответов, форма записи и пр.).

 

Ключи 1 вариант

№ задания  

Правильный ответ

№ задания  

Правильный ответ

1.

осведомиться

12.

35

2.

длительное

13.

345

3.

художников

14.

12567

4.

восемьюстами

15.

14

5.

234

16.

1456

6.

134

17.

25

7.

135

18.

93

8.

35

 

 

9.

неуютно

 

 

10.

наподобие поэтому

 

 

11

13456

 

 

 

ключи 2 вариант

№ задания  

Правильный ответ

№ задания  

Правильный ответ

1.

сливовый

12.

45

2.

дождевые

13.

234

3.

воды

14.

1245

4.

обеим

15.

12

5.

125

16.

125

6.

25

17.

47

7.

12

18.

6472

8.

34

 

 

9.

несдобровать

 

 

10.

итак наконец

 

 

11

13

 

 

 

1 ВАРИАНТ

Контрольная работа включает в себя 18 заданий.

В работе представлены задания достаточного и высокого уровня сложности

На выполнение контрольной работы отводится – 40 минут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

1. Задание. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук.

 занятА  намЕрение  осведомИться  избалОванный  оптОвый

Выпишите это слово.

2. Задание. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. ЛЕДЯНОЙ покров продержался на реке до апреля. Слушатели оценили доклад как логичный и ИНФОРМАТИВНЫЙ. ДЕМОКРАТИЧНЫЙ порядок работы конференции способствовал свободному и продуктивному обмену мнениями. ДЛИННОЕ отсутствие руководителя отрицательно сказалось на работе предприятия. Бабушка уговаривает внучку НАДЕТЬ пальто.

Запишите подобранное слово.

3. Задание. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

После фильма экскурсовод рассказал детям о самых интересных фактах биографии жизни великих художников-импрессионистов.

Выпишите это слово.

4. Задание. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. на ОБЕИХ сторонах с ВОСЬМИСТАМИ блюдами не ЛЕЗЬ наверх в АЭРОПОРТУ новые СОРТА

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

5. Задание. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня.

1. кульм..нация, р..торический, непон..мание

2. прив..легированный, сувер..нитет, с..рказм

3. м..рковный, темп..рамент, эксп..риментальный

4. алг..ритм, ур..ганный (ветер), к..вычки

5. п..анино, разж..гающий, г..ризонт

Запишите номера ответов.

6. Задание. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1. не..держанный, бе..шумный, чере..страничный

2. с..митировать, сверх..дея, супер..нтеллектуальный

3. пр..сыщенный, беспр..кословно, пр..одолеть

4. раз..гнавшись, под..брать, пр..говорить (два часа)

5. от..явленный, с..ёжиться, нав..ючивать

Запишите номера ответов.

7. Задание. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1. нищ..та, горош..к

2. рубаш..нка, дириж..р

3. ноч..вать, тяж..сть

4. скваж..на, фасол..вый

6. взрывч..тый, досух..

7. (ёж) кол..тся, ужал..вшая (пчела)

5. вызыва…щий, (дети) раду…тся

Запишите номера ответов.

8. Задание. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1. разбавл..нный, завис..щий

2. предвид..шь, подгоня..мый

3. обвеш..нный (покупками), выдерж..вший (многое)

Запишите номера ответов.

9. Задание. Определите предложение, в котором не с выделенным словом пишется слитно. Я думаю, что мы его найдём, ведь человек (НЕ)ИГОЛКА. Для участия в олимпиаде мы должны выбрать (НЕ)МЕНЕЕ десяти человек из трёх классов. По косым дождевым полосам заскользили светлые пятна, но тотчас же исчезли: солнце старалось, но (НЕ)СМОГЛО пробиться сквозь тучи. Вечером здесь было (НЕ)УЮТНО: фонари светили тускло и улицы были пусты. Трудно сказать, как рождается любовь, и куда она уходит, и уходит ли вовсе, или люди просто выкидывают её, сами того (НЕ)ЗАМЕЧАЯ.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

10. Задание. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно. (С)УТРА шёл дождь, (ЗА)ТО сейчас над нами чистое, блестящее небо. Дорожка идёт (С)НАЧАЛА берегом, а потом уходит (В)ГЛУБЬ дремучего соснового бора. Готические здания отличаются обилием ажурных, (НА)ПОДОБИЕ кружев, украшений, скульптур, орнаментов, (ПО)ЭТОМУ они производят впечатление легкости и воздушности. Моя теория, (НЕ)СМОТРЯ на некоторую расплывчатость, ВСЁ(ЖЕ) объясняет известные нам факты. Лес словно всматривается КУДА(ТО) своими верхушками или ждёт ЧЕГО(ТО).

Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и иных символов.

11. Задание. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Будяев был из числа тех всегда встревоже(1)ых людей, чья жизнь отравле(2)а переживанием будущих несчастий: глаза из-под нахмуре(3)ых бровей смотрели не насторожё(4)о даже, а обречё(5)о, и в них читалась увере(6)ость, что вот-вот должно случиться нечто непоправимое.

12. Задание. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1. Он избегал обещаний и ответственности и уклонялся от разговоров о будущем.

2. Ветер раздувал огонь вздымал тысячу искр и кружил их в воздухе и уносил куда-то вдаль.

3. Она думала о своей никчёмной жизни и жалела то себя то пущенное на ветер время.

4. Над ними простиралось безоблачное небо и ярко светило солнце.

5. Максим сосредоточенно писал в толстой тетради и что-то бурчал себе под нос и Женя решила не мешать ему и тихонько вышла из комнаты.

Запишите номера этих предложений.

13. Задание. Расставьте знаки препинания.

Сидя на коленях отца (1) и (2) взглядывая по временам на спокойное лицо матери (3) находившейся обычно тут же (4) я испытывал настоящее счастье (5) доступное только ребёнку или (6) награждённому необычайной душевной силой (7) человеку.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

14. Задание. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

От сердца нашего избытка, от доброй воли (1) так сказать (2) мы в годы юности Магниткой (3) тебя (4) привыкли называть. <…> Я просто счастлив тем (5) однако (6) что помню зимний твой вокзал, что ночевал в твоих бараках, в твоих газетах выступал. И, видно (7) я хоть что-то стою, когда в начале всех дорог (8) хотя бы (9) строчкою одною тебе по-дружески помог. (Я.В. Смеляков)

15. Задание. Расставьте все знаки препинания.

Писателем овладело какое-то беспокойство (1) причину (2) которого (3) он несколько минут не мог понять, а потом вспомнил (4) что сегодня должна состояться важная встреча.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

16. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он долго потом рассказывал (1) что (2) когда он заговорил с Фёдором Павловичем о Мите (3) то тот некоторое время имел вид совершенно не понимающего (4) о каком ребёнке идёт дело (5) и даже как бы удивлялся (6) что у него есть где-то в доме маленький сын.

17. Задание. Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Между Землей и Венерой много общего: планеты имеют примерно одинаковые размеры и массу, вращаются вокруг Солнца по очень сходным орбитам. (2) На этом сходство заканчивается. (3) Все остальное у планет разное: атмосфера, температура поверхности, яркость. (4) И все-таки ученые предлагают подвесить огромные дирижабли на высоте 50 км над поверхностью Венеры, чтобы проверить возможность жизни рядом с планетой. (5) Проект разбит на пять этапов: роботизированная разведка, одномесячная орбитальная миссия, одномесячная атмосферная миссия, годичная атмосферная миссия, строительство и заселение венерианского города. (6) В свою очередь, известный физик Стивен Хокинг считал, что Земля может превратиться в Венеру, если не будет решена проблема парникового эффекта. (7) Он заявлял: «Когда вы в следующий раз встретитесь с человеком, отрицающим изменение климата, отправьте его на Венеру. Я оплачу проезд».

18. Задание. Запишите номера этих предложений

«Размышляя о чувствах по отношению к России, К.Г. Паустовский использует такой прием, как (А)___(“ надолго, навек, навсегда” в пр. 10). Стремясь понять и назвать причины возникновения этих чувств, автор использует такие тропы, как (Б) ____ (“застенчивым счастьем” в пр. 9, “светлой и чистой красотой” в пр. 10, “величавой и облагораживающей красоты” в пр. 29), (В) ____ (“ как родниковая вода” в пр. 10, “как кремлевские стены” в пр. 24). Этой цели служит и еще один использованный писателем троп - (Г) ___ (“ветер уносит лиственный убор лесов” в пр. 9, “ слезы обожгли глаза” в пр. 28)».

И, видно (7) я хоть что-то стою, когда в начале всех дорог (8) хотя бы (9) строчкою одною тебе по-дружески помог. (Я.В. Смеляков)

 

Список терминов:

1) сравнение

2) антонимы

3) эпитет

4) синонимы

5) метафора

6) ирония

7) антитеза

8) диалог

9) градация

 

2 ВАРИАНТ

1. Задание. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? корЫсть сливОвый кровоточАщий принУдил крАны

Выпишите это слово.

2. Задание. В одном из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. В имидже профессионала важную роль играет ДЕЛОВОЙ этикет. ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон в общении с клиентами помогает компании обеспечить положительную репутацию. Существует несколько способов ОТЛИЧИТЬ бриллиант от его синтезированного аналога. ЖИЛИЩНЫЕ условия формируют здоровье представителей нескольких поколений семьи. На оконном стекле блестят ДОЖДЛИВЫЕ капли.

3. Задание. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Выпишите это слово.

4. Задание. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.

опытные ТРЕНЕРЫ

по ОБОИМ сторонам

звучит не менее ГРОМКО

 ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд

нет ТУФЕЛЬ

Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

5. Задание. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня.

1. ижд..венец, д..ревья, подж..гать

2. ср..щение, зап..реть, выск..чка

3. г..релка, м..кулатура, к..смонавт

4. попл..вок, т..рпение, пон..тый (смысл)

5. выж..мать, закл..нание, зам..рание (сердца)

Запишите номера ответов.

6. Задание. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1. ра..буженный, бе..граничный, и..вестить

2. н..испособнейший, поз..вчера, н..дстройка

3. сверх..зысканно, меж..здательский, пред..дущий

4. пр..следовать (врага), пр..купить, пр..шить (пуговицу)

5. по..черкнуть, на..пись, пре..писание

Запишите номера ответов.

7. Задание.Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1. вынаш..вать, кресл..це

2. забол..вать, больш..ватый

3. обессил..л (противника), ситц..вый

4. ноч..вка, кумач..вый

5. тунгус..кий, дерз..кий

Запишите номера ответов.

8. Задание. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква.

1. уполномоч..нный, слыш..мый

2. опаса..шься, потрат..вший

3. закле..шь, неслыш..мый

4. посе..шь, потрач..нный

В ответ запишите номера выбранных вариантов.

9. Задание. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Дочка Зоя, нисколько на свою мать (НЕ)ПОХОЖАЯ, была тоненькая, узкая, эфирная блондинка. Дальше он спрятал рукопись, боясь, что начнётся шум, а тогда ему (НЕ)СДОБРОВАТЬ. Окна в комнате были помыты, но (НЕ)ПРОТЁРТЫ насухо. Голос Игоря в ту минуту был (НЕ)ДОБРЫМ и ласковым, как это было всегда, а жёстким и даже грубым. (НЕ)ПОРА ли сделать перерыв и немного отдохнуть?

10. Задание. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ИЗ)ЗА проблем со зрением Валечка (ПО)ПРОСТУ на заметил никаких следов чужого присутствия.

2. Но (С)ПЕРВА, Вы ВСЕ(ЖЕ) позавидовали господину Прохорову.

3. Мир изменился, изменились и мужчины, и только женщины все ТАК(ЖЕ) ждут от нас перемен, но при этом хотят, чтобы мы оставались все ТЕМИ(ЖЕ)…

4. (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

5. (ОТ)ТОГО места, где ребята распрощались, их отделяли теперь по меньшей мере семь кварталов, (ПО)ЭТОМУ возвращаться уже не было никакого смысла.

11. Задание. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.

Девушки ушли разочарова(1)ые. Игра была выигра(2)а, но и это никого не смогло развеселить. Музыкант из Орехово был их единстве(3)ой радостью.

12. Задание. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1. От ветра дрожали стёкла и громыхала крыша.

2. Печально поглядывал он по сторонам и ему становилось жаль и землю и лес.

3. Тему доклада вы можете сообщить по телефону или по электронной почте или передать в форме заявки непосредственно в оргкомитет конференции.

4. По своей натуре А.С. Пушкин был жизнерадостен отзывчив и исполнен горячего сочувствия ко всему талантливому и благородному.

5. Велико значение А.Н. Островского не только как драматурга но и как создателя русского театра.

Запишите номера этих предложений.

13. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Возвращая первоначальную красоту и великолепие (1) Шуваловскому дворцу в Санкт-Петербурге (2) реставраторы согласовывали этапы своей работы со специалистами (3) готовившими открытие в его залах музея Карла Фаберже (4) прославившегося созданием уникальных ювелирных изделий.

14. Задание. Расставьте все недостающие знаки препинания.

Дельфины (1) милые дельфины (2) Мы вас научимся беречь – Уже почти до половины Мы понимаем вашу речь… И (3) вы (4) поэты (5) как дельфины, Не избегайте с нами встреч – Уже почти до половины Мы понимаем вашу речь. (А.Л. Решетов)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

15. Задание. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Примечательно (1) что за домом разбит розарий (2) регулярный стиль (3) которого (4) подчёркивают ажурные решётки с плетистыми розами.

16. Задание.Расставьте знаки препинания.

Когда часы пробили двенадцать (1) в гостиную вошёл Николай (2) и (3) хотя (4) его никто не звал и не ждал (5) но все приняли радушный вид.

17. Задание.Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.

(1) Биатлон – зимний вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки. (2) Биатлон имеет длинную предысторию: охота на лыжах издавна являлась частью быта северных народов. (3) Состязаниями эта деятельность стала в XVIII веке, но лишь в 1954 году – спустя два столетия – Международный олимпийский комитет признал биатлон как вид спорта. (4) В 1992 году образуется Союз биатлонистов России – организация, отвечающаяза развитие этого вида спорта в нашей стране. (5) На стрельбище расстояние до мишеней составляет 50 метров, до 1977 года – 100 метров. (6) Мишени имеют чёрный цвет, в случае попадания они закрываются белым клапаном – биатлонист сразу видит результат своей стрельбы. (7) В 1999 году Международный союз биатлонистов основал Клуб «Зеро» – символическое сообщество, в которое входят спортсмены, получившие золотые медали с нулевым (то есть без единого промаха) результатом в стрельбе.

Запишите номера этих предложений.

18.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Говоря о Великой Отечественной войне, В.В. Быков использует лексические средства: (А)__(“ беспримерный” в пр. 9, “годину” в пр. 19) и (Б)_____(“врезались в память”в пр. 12), (В) ____ (“ нелегкой”, “трудный” в пр. 6). Особую эмоциональность создают использованные в тексте тропы, в частности (Г) ___ (“шрамы от ее страшных когтей” в пр. 7, “ затягивается туманной дымкой забвения” в пр. 12)».

Список терминов:

1) противопоставление

2) метафора

3) ряды ОЧП

4) фразеологизм

5) сравнительный оборот

6) слова высокого стиля

7) синонимы

8) индивидуально-автор. слова

9) просторечная лексика

 

 

 

 

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольной работы № 3  по теме

Итоговая контрольная работа

1. Назначение работы

Диагностическая работа по русскому языку проводится с целью определения уровня освоения проблемных тем курса русского языка и выделения группы предметных умений, требующих коррекции.

2. Документы, определяющие содержание работы

Содержание контрольной работы определяются на основе:

1.  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897)

2. Основной образовательной программы СОО

3. Структура работы

Комплект содержит четыре варианта, разработанных по единому плану.  Каждый вариант состоит из 17 заданий. С выбором верного ответа или с кратким ответом. В каждом варианте представлены как задания базового уровня сложности, так и задания повышенного уровня сложности.

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице:

 

 

зада-

ния

 

Контролируемые элементы

содержания, проверяемые заданиями работы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень

сложности

 

Максималь-

ный балл

1.

Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

1

2.

Средства связи предложений в тексте

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

1

3.-4

Лексическое значение

слова

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

5.

Орфоэпические нормы

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

6.

Лексические нормы

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

7.

Морфологические нормы

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

8.

Правописание корней

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

9.

Правописание приставок

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

10.

Правописание суффиксов

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

11.

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

12.

Правописание НЕ и НИ

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

13.

Слитное, раздельное,

дефисное написание слов

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

14.

Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

Разграничивать варианты норм, преднамеренные и

непреднамеренные нарушения языковых норм

Б

1

15.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная

целостность текста

Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов

Б

1

16.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по

происхождению и употреблению

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

Б

1

17.

 

Средства связи предложений в тексте

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

П

2

18.

Речь. Языковые средства

выразительности

Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов

 

П

2

 

 

 

 

20

 

4. Система оценивания (критерии) выполнения отдельных заданий и работы в целом.

      За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 17,18) учащийся получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение задания 1  может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону (отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа). Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Максимальный тестовый балл за всю работу – 20 баллов. За выполнение диагностической работы учащиеся получают школьные отметки по пятибалльной шкале.

5. Шкала пересчета итогового  балла за выполнение контрольной работы

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Итоговый балл

0-10

12–14

15–17

18–20

  %

0 - 50

60-70

75-85

90-100

 

6.   Время выполнения работы

На выполнение всей контрольной работы отводится 40 минут.

7.    Дополнительные материалы и оборудование

При проведении контрольной работы не разрешается использование словарей, тетрадей, учебников и т.п.

8.    Рекомендации по подготовке к работе

Каждый обучающийся получает бланк, в котором  записывает свои ответы на задания. Учитель дает некоторые пояснения по организации выполнения работ (оформление работы, расположение материала ответов, форма записи и пр.).

 

 

Итоговая контрольная работа

Дорогие десятиклассники!

Контрольная работа включает в себя 18 заданий.

В работе представлены задания достаточного и высокого уровня сложности

На выполнение контрольной работы отводится – 40 минут.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Ключ

№ задания  

Правильный ответ

№ задания  

Правильный ответ

1.

35<или>53

10.

слышимый 

2.

даже

11.

3

3.

3

12.

3

4.

новостЕй

13.

1234

5.

затруднительно

14.

1245

6.

полутора

15.

13

7.

пестроварый

16.

мчится со всех ног

8.

сызмала, подыскать

17.

3

9.

находчивый

18.

9251

 

Итоговая контрольная

работа по русскому языку

10 класс

 

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1) Художник, занимающийся монументальным искусством, пользуется совершенно иными техниками и приёмами, чем создатель картин. (2) И причина заключается ____ не в размере произведения: монументальная живопись живёт одной жизнью со зданием — мёрзнет вместе с ним, поливается дождём, жарится на солнце. (3) Поэтому художник применяет техники, обеспечивающие прочность и долговечность живописной поверхности.

1) В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Монументальное искусство требует от художника совершенно иных техник и приёмов.

2. Монументальная живопись живёт одной жизнью со зданием, мёрзнет вместе с ним, поливается дождём, жарится на солнце.

3. Поскольку монументальная живопись подвержена воздействию погодных явлений, художник применяет техники, обеспечивающие долговечность живописной поверхности.

4. Причина выбора особой техники при создании монументального полотна заключается прежде всего в размере произведения.

5. Художник-монументалист пользуется техниками, обеспечивающими долговечность живописной поверхности, поскольку монументальная живопись живёт одной жизнью со зданием.

2) Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Подчеркните это слово.

1. поэтому

2. даже

3. вроде бы

4. практически

5. при этом

3) Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕХНИКА. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Обведите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТЕХНИКА, -и, ж.

1. Круг наук, связанных с изучением и созданием средств производств, орудий труда.

2. Совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей. Передовая т. Овладеть техникой.

3. Совокупность приёмов, применяемых в каком-н. деле, мастерстве. Музыкальная т. Т. шахматной игры. Т. делопроизводства.

4. Собир. Машины, механические орудия, устройства. Ремонт техники.

4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Подчеркните это слово.

1. отключЁнный

2. поднЯв

3. нОвостей

4. вручИт

5. грУшевый

5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Директор поинтересовался моим самочувствием и вручил мне БЛАГОДАРСТВЕННУЮ грамоту.

2. В классической гостиной НАПОМИНАНИЕМ о реальном времени звучит бой огромных современных курантов.

3. Для меня было ЗАТРУДНЁННО ответить на эти вопросы сразу и лаконично.

4. ЕДИНСТВЕННЫЙ поезд на Москву отправлялся через час, и веселье было в самом разгаре.

5. Григорий, часто дыша, с жадностью вбирал в лёгкие ЖИВИТЕЛЬНЫЙ весенний воздух.

Ответ: ________________________________________

6) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ПОЕЗЖАЙТЕ быстрее

2. БОЛЕЕ ЧЕСТНОЕ решение

3. В ПОЛТОРА литрах сиропа

4. много ВИШЕН

5. согласно ТАБЕЛЮ

Ответ: ________________________________________

7) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Подчеркните это слово, вставив пропущенную букву.

1. д...серт

2. ф...милия

3. п...строватый

4. манд..риновый

5. разг..рается

8) Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Подчеркните ряд, вставив пропущенную букву.

1. пр...небрежение, пр...поднятое

2. с...змала, под...скать

3. ра...шифровать, во...ликовать

4. по...строенный, о...писанный

5. нед...едание, пр...бабушка

9) Подчеркните слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. корч...вать

2. молодц..ватый

3. преодол..вать

4. находч...вый

5. игруш...чный

10) Подчеркните слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

1. уме...шь

2. стан...шь

3. посе...шь

4. извлека...мый

5. слыш…мый

11) Подчеркните предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

1. Пустыня (не)безводна, но в ней очень мало воды.

2. Я (не)успел оглянуться, как утки взмыли над озером.

3. Было (не)возможно посчитать, сколько фазанов на поляне.

4. Так стоять можно долго, ощущая на лице (не)ветер, а дыхание ветвей.

5. От ветра колеблется каждый стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

12) Подчеркните предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС.

1. (ПО)ЗИМНЕМУ задумчивый лес КАК(БЫ) притаился в тревоге.

2. Мышь беззвучно и быстро вынырнула (ИЗ)ПОД навеса и скрылась в (ПОЛУ)ТЬМЕ.

3. Между двумя рядами изгороди (КОЕ)ГДЕ проглядывала (ИЗ)ПОД снега колея заброшенной дороги.

4. Те, кто хоть раз посетил Кижи, ВРЯД(ЛИ) смогли остаться равнодушными и КОГДА(ЛИБО) забудут увиденное там.

5. Я не могу сказать, ЧТО(БЫ) мне было страшно, но идущая гроза рождала во мне КАКУЮ(ТО) смутную тревогу.

13) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Чисто вымете(1)ая и приукраше(2)ая к празднику улица была пуcты(3)а, но красива выдержа(4)ой и немного тяжёлой красотой.

Ответ: ________________________________________

 

Прочитайте текст и выполните задания 14-18.

(1) У писателя Александра Степановича Грина был в тихом Старом Крыму невзрачный пёсик-дворняга Тобик. (2) Пёсика этого вся улица, где жил Грин, несправедливо считала дураком.

(3) Когда соседской цепной собаке – лохматому Жоре – хозяйка выносила миску с похлёбкой, Тобик продирался в соседский двор через лаз в заборе, но к миске не подходил, страшась предостерегающего Жориного рыка. (4)Тобик останавливался в нескольких шагах от Жоры, но так, чтобы тот не мог его достать, становился перед Жорой на задние лапки и «служил» долго и терпеливо. (5)Так он привык выпрашивать кусочки еды у людей. (6)Но Жора не давал ему даже понюхать похлёбки.

(7)Косясь на Тобика, Жора рычал и давился. (8)Он торопливо лакал похлёбку, а глаза у Тобика мутнели от тоски напрасного ожидания. (9)Иной раз даже слёзы появлялись у него на глазах, когда Жора заканчивал есть похлёбку и тщательно, до блеска вылизывал пустую миску. (10)После этого Жора ещё долго обнюхивал землю вокруг миски — не завалилась ли там какая-нибудь косточка.

(11)3а это стояние на задних лапках перед такой же собакой, как и он сам, люди считали Тобика дураком: зря, мол, старается.

(12)Точно так же Тобик выпрашивал кусочки еды у самого Грина, и всякий раз удачно. (13)Хозяин был молчаливый и очень добрый человек. (14)Обращаясь к Тобику, он говорил ему: (15)«Дружище!»

(16)— Ну и дурак ваш Тобик, — злорадно говорили Грину соседи. —

(17)Нет никакого соображения у этой собаки.

(18)На это Грин спокойно отвечал соседям:

(19)— Не дурак, а просто умная и вежливая собака.

(20)Я увидел Тобика после смерти Грина. (21)Он ослеп, как говорили, от старости. (22)Он сидел на пороге глинобитного белого дома, в котором умер Грин, и солнце отражалось в его жёлтых беспомощных глазах. (23)Услышав, как скрипнула за мной калитка, он встал, неуверенно подошёл ко мне, ткнулся холодным носом в ноги и замер.

(24)Только старый и пушистый его хвост помахивал из стороны в сторону и поднимал белую известковую крымскую пыль.

(25) — Давно он ослеп? — спросил я.

(26)— Да после смерти хозяина. (27)Всё тоскует, всё ждёт.

(28)Я ожидал, что ответ будет именно таким, так как знал давно, что единственные живые существа на земле, которые умирают от разлуки с человеком, — это собаки.

(29)Только один раз за всю жизнь я видел действительно глупую собаку. (30)Это было под Москвой в дачной местности Переделкино. (31)Молодой рыжий сеттер лаял на шишки, падавшие с вершин сосен. (32)Дул сильный, порывистый ветер, и чем сильнее он дул, тем всё чаще падали шишки и тем всё больше разъярялся сеттер. (ЗЗ)Он свирепо гонялся за шишками, грыз их, мотал головой и отплёвывался. (34)Потом он выбежал за забор дачи в чистое поле, где не было сосен и вообще никаких деревьев и никакие шишки не падали. (35)Он сел среди поля, начал лаять на небо и лаял до рассвета, пока не охрип. (36)По мнению одного поэта — знатока астрономии, он лаял на созвездие Малой Медведицы. (37)Очевидно, он полагал, что все шишки сыплются из этого созвездия.

(38)Выражение «собака — друг человека» безнадёжно устарело. (39)У нас нет ещё слова, которое могло бы выразить одновременно самоотверженность, смелость и ум — все те великолепные качества, какими обладает собака. (40)Я точно знаю, что человек, избивающий или мучающий собаку, — отпетый негодяй, даже если собака его за это простила.

(41)Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды.

(42)Невозможно удержаться от смеха, когда видишь, как какой-нибудь Бобик бешено мчится со всех ног, чтобы догнать и облаять самое ненавистное для него изобретение человека — обыкновенное велосипедное колесо.

(43)Любите собак. (44)Не давайте их никому в обиду. (45)Они ответят вам троекратной любовью.

(По К. Паустовскому*)

* Паустовский Константин Георгиевич (1892—1968) — русский писатель, автор множества повестей и рассказов о родной природе: «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Северная повесть» и другие. Паустовский написал серию книг о творчестве и о людях искусства: «Орест Кипренский»', «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко», «Золотая роза».

14) Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Обведите номера ответов.

1. Лохматая цепная собака Жорик жила у соседей Александра Грина.

2. Вся улица, где жил Грин, справедливо считала пёсика Тобика дураком.

3. От разлуки с человеком умирают не только собаки.

4. В нашем языке нет слова, которое могло бы выразить все великолепные качества собаки.

5. Собаки ответят человеку троекратной любовью за хорошее к ним отношение.

15) Какие из перечисленных утверждений являются верными? Обведите номера ответов.

1. Предложения 3—6 содержат элементы повествования.

2. Предложения 6—9 содержат элементы описания.

3. В предложениях 10—14 представлено рассуждение.

4. В предложениях 27—33 представлено повествование.

5. Предложения 39—43 содержат повествование.

16) Из предложений 38—43 выпишите фразеологизм.

Ответ: __________________________________________

17) Среди предложений 1—6 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза и слова одной тематической группы. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _________________________________________

18) «Трогательная история о дружбе писателя Александра Грина и дворняги Тобика приобретает в рассказе К. Паустовского грустную тональность и заканчивается призывом автора любить и не обижать собак — самых преданных, самоотверженных и ласковых домашних питомцев. Автор нередко прибегает к таким лексическим средствам выразительности, как (А) ____ («напрасное ожидание» в предложении 8, «беспомощные глаза» в предложении 22, «отпетый негодяй» в предложении 40), (Б) ____ («пёсик» в предложении 1, «дружище» в предложении 15, «ткнулся» в предложении 23). А синтаксическое средство выразительности (В) _____ (предложения 23, 31, 40) позволяет сосредоточить внимание на отдельных деталях и действиях. Такую же функцию выполняют и (Г) ____ (предложения 4, 24, 39, 41)».

Список терминов:

1) ряды однородных членов предложения

2) разговорная лексика

3) оксюморон

4) парцелляция

5) обособленные члены предложения

6) антонимы

7) олицетворение

8) эпитеты

9) фразеологизмы.

 

 

 

 

 


 

Приложение № 3

 

Оценочная процедура: Контрольная работа № __   В-_, диктант  ….«Название работы»                            «______» ____________ 201__ г.

 

 

Предметные – П

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

….

Максимальный балл / количество набранных баллов

Процент выполнения работы

отметка

1

Ф.И. ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Ф.И. ученика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

……

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего в %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ работы: Успеваемость ______% ….Выявленные дефициты ,,,,,  что с этими дефицитами делать …..   новый контроль….

 

 

Приложение № 4

План устранения учебных дефицитов с обучающимися

 

Учебный предмет _______________________      Учитель _____________________

 

Ф.И. ученика

Класс

Учебные дефициты

Дата проведения индивидуальных занятий

Организация работы по устранению учебных дефицитов

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РАССМОТРЕНО На педагогическом совете

РАССМОТРЕНО На педагогическом совете

СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольной работы № 1 по теме по теме «Лексика

СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольной работы № 1 по теме по теме «Лексика

Лексическое значение слова. Синонимы

Лексическое значение слова. Синонимы

В работе представлены задания достаточного и высокого уровня сложности

В работе представлены задания достаточного и высокого уровня сложности

Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»? 1)

Какой фразеологизм имеет значение «кое-как», «халатно»? 1)

Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами? 1)

Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами? 1)

Так и ушли друзья несолоно хлебавши

Так и ушли друзья несолоно хлебавши

Сухое (8 ) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов

Сухое (8 ) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов

СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольной работы № 2 по теме

СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольной работы № 2 по теме

Лексические нормы Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм

Лексические нормы Разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковых норм

При проведении контрольной работы не разрешается использование словарей, тетрадей, учебников и т

При проведении контрольной работы не разрешается использование словарей, тетрадей, учебников и т

Задание. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук

Задание. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный звук

Запишите номера ответов. 9.

Запишите номера ответов. 9.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые)

Существует несколько способов ОТЛИЧИТЬ бриллиант от его синтезированного аналога

Существует несколько способов ОТЛИЧИТЬ бриллиант от его синтезированного аналога

НЕ)СДОБРОВАТЬ. Окна в комнате были помыты, но (НЕ)ПРОТЁРТЫ насухо

НЕ)СДОБРОВАТЬ. Окна в комнате были помыты, но (НЕ)ПРОТЁРТЫ насухо

В 1992 году образуется Союз биатлонистов

В 1992 году образуется Союз биатлонистов

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице: № зада- ния

Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено в таблице: № зада- ния

Б1 10. Правописание суффиксов

Б1 10. Правописание суффиксов

Средства связи предложений в тексте

Средства связи предложений в тексте

Если после выполнения всей работы у

Если после выполнения всей работы у

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква

У писателя Александра Степановича

У писателя Александра Степановича

Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды

Не знаю, как вы, а я испытываю величайшую нежность к собакам за их ласковость, за бурные проявления радости и обиды

Прочитайте текст и выполните задания 1–3

Прочитайте текст и выполните задания 1–3

Приложение № 3 Оценочная процедура:

Приложение № 3 Оценочная процедура:

Всего в %

Всего в %
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2021