Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
итоговой контрольной работы по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 8 классе
1.Назначение КИМ для переводного экзамена – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций в целях подготовки их к государственной итоговой аттестации.
2.Документы, определяющие содержание переводного экзамена.
Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),
3.Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.
Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.
Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.
Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который
определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.
4.Связь экзаменационной модели переводного экзамена с КИМ ЕГЭ
Ряд заданий экзаменационной модели переводного экзамена по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.
5.Характеристика структуры и содержания переводного экзамена
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 задание. Часть 1 содержит 12 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом.
К каждому заданию 1 -10 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.
В заданиях 11-12 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.
Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.
6.Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности
В части 1 работы:
- задания 1-12 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;
-задания 13 -15 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.
В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит три задания, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.
В таблице представлены умения и способы деятельности, которые контролируются заданиями экзаменационной работы.
№ |
Основные умения и способы действий |
1 |
Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социальнодеятельное существо; основные социальные роли |
2 |
Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия |
3 |
Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства) |
4 |
Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах |
5 |
Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности |
6 |
Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека |
7 |
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) |
Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Уровни сложности заданий: Б– базовый; П– повышенный; В– высокий.
№ |
Проверяемые элементы содержания |
Уровень сложности |
Максимальный балл |
1 |
Общество как форма жизнедеятельности людей; взаимодействие общества и природы; основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
|
Б |
1 |
2 |
Социальная сфера (задание на обращение к социальным реалиям) |
Б |
1 |
3 |
Биологическое и социальное в человеке; личность; деятельность человека и ее основные формы(труд, игра, учение); человек и его ближайшее окружение; межличностные отношения; общение, межличностные конфликты, их конструктивное разрешение |
Б |
1 |
4 |
Общество и человек (задание на анализ двух суждений) |
П |
1 |
5 |
Сфера духовной культуры и ее особенности; наука в жизни современного общества; образование и его значимость в условиях информационного общества; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества; свобода совести; мораль; |
Б |
1 |
6 |
Сфера духовной культуры (задание на анализ двух суждений) |
П |
1 |
7 |
Экономика, ее роль в жизни общества; товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов; экономические системы и собственность; производство, производительность труда; разделение труда и специализация; обмен, торговля; рынок, рыночный механизм |
Б |
1 |
8 |
Предпринимательство; малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность; деньги; заработная плата и стимулирование труда; неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки; налоги, уплачиваемые гражданами; экономические цели и функции государства |
Б |
1 |
9 |
Экономическая сфера жизни общества (задание на обращение к социальным реалиям) |
Б |
1 |
10 |
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на установление соответствия) |
Б |
2 |
11 |
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка) |
П |
1 |
12 |
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задание на выбор верных позиций из списка) |
П |
1 |
13 |
Различное содержание в разных вариантах: задание ориентировано на проверяемое умение (задания на анализ источников) |
П |
2 |
14 |
Б |
2 |
|
15 |
П |
2 |
|
|
Всего заданий– 15; из них по типу заданий: с кратким ответом– 12, с развернутым ответом– 3; по уровню сложности: Б– 9; П– 6; Максимальный первичный балл– 19. Общее время выполнения работы– 45 минут |
|
|
Демоверсия переводного экзамена по обществознанию 8 класс.
Ответом к заданиям 1-12 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.
1. Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?
1) племена, народности
2) сословие, класс
3)республика, федерация
3) издержки, прибыль
2. Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
1)Глава государства обращается к гражданам в СМИ.
2)Врачи слушают доклад министра здравоохранения.
3)Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились.
4)Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.
3. На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)
1) семейное законодательство
2) урок
3) школьники
4) семейная пара
4. Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.
1)верно только А
2)верно только Б
3)верны оба суждения
4)оба суждения неверны
5. Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?
1)начальном общем
2)основном общем
3)среднем общем
4)среднем профессиональном
6. Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?
А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.
Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
1)прибыль
2) труд
3) налоги
4) зарплата
8. Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют
1)предпринимательством
2)реформированием
3)производством
4)творчеством
9. В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?
1)Государство устанавливает размер заработной платы работникам.
2)Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.
3)Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.
4)Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.
10.Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ФАКТЫ |
|
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА |
А) производство товаров и услуг Б) отношения «отцов» и «детей» В) межнациональный конфликт Г) оказание банковских услуг |
|
1) экономическая 2) социальная |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
A |
Б |
В |
Г |
|
11.Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ.
|
Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Никто из опрошенных не состоит в браке.
2) Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны как среди девушек, так и среди юношей страны Z.
3) Юноши, в отличие от девушек, предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.
4) Большинство юношей разделяют патриархальные взгляды на семью.
5) Юноши в большей мере, чем девушки, готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.
12.Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше доля девушек, чем доля юношей.
2) Доля тех, кто считают, что вести домашнее хозяйство - обязанность мужа, больше среди юношей, чем среди девушек.
3) Равные доли девушек и юношей отмечают, что вести домашнее хозяйство - обязанность жены.
4) Среди юношей меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.
5) Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше юношей, чем среди девушек.
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 13-15
Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...
Учитесь любить учиться!
(Д.С. Лихачёв)
13.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
14.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.
15.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
Критерии оценивания:
№ задания |
Ответ |
1 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
5 |
3 |
6 |
3 |
7 |
2 |
8 |
1 |
9 |
4 |
10 |
1221 |
11 |
25 |
12 |
145 |
13.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них
Содержание верного ответа в указания по оцениванию (допускаются иные формулировки не искажающие его смысла) |
Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную |
|
идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) роль образования в XXI в.: 2) нравственная ответственность человека науки; 3) молодые годы - время учёбы; 4) уметь найти радость в учёбе. Возможны иные формулировки пунктов тана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков |
|
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным |
2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, нх названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия [пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста |
1 |
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
14.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?
Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы
человеку.
Содержание верного ответа в указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) роль: человек будет вносить новые идеи. думать над тем. над чем не сможет думать машина: 2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность. Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках |
|
Правильно указаны роль и два качества |
2 |
Правильно указана только роль. ИЛИ Правильно указаны роль н одно качество. ИЛИ Правильно указаны только два качества |
1 |
Правильно указано только одно качество. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
15.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Могут быть указаны следующие причины: 1) знания всё растут и усложняются; 2) именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках |
|
Правильно указаны две причины |
2 |
Правильно указана одна причина |
1 |
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.