КИМы для промежуточной аттестации в 8 классе по обществознанию.
Оценка 4.9

КИМы для промежуточной аттестации в 8 классе по обществознанию.

Оценка 4.9
docx
12.05.2020
КИМы для промежуточной аттестации в 8 классе по обществознанию.
КИМы для промежуточной аттестации в 8 классе по обществознанию..docx

Спецификация

контрольных измерительных материалов для проведения

  итоговой контрольной работы по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ в 8 классе

 

1.Назначение КИМ для переводного экзамена – оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций в целях подготовки их к государственной итоговой аттестации.

 

2.Документы, определяющие содержание переводного экзамена.

Содержание экзаменационной работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»),

 

3.Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ.

Модель экзаменационной работы ОГЭ отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные содержательные линии обществоведческого курса, базовые положения различных областей научного обществознания.

Объектами контроля выступают дидактические единицы знаний и требования по формированию умений, закрепленные в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта. Это широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших  экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества.

Задания КИМ для ОГЭ различаются по форме и уровню сложности, который

определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение и извлечение информации, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценка и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают более сложную, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

Специфика предмета и социально-гуманитарного знания в целом учитывается также при подборе источников информации, используемых в экзаменационной работе. Это, как правило, результаты социологических исследований, адаптированные тексты из публикаций научно-популярного, социально-философского характера, извлечения из правовых актов. Для заданий на различение суждений, отражающих факты, и оценочных высказываний конструируются небольшие тексты, по стилю приближенные к информационным сообщениям СМИ.

 

4.Связь экзаменационной модели переводного экзамена с КИМ ЕГЭ

Ряд заданий экзаменационной модели переводного экзамена по своему типу аналогичен заданиям ЕГЭ. Этот подход представляется вполне оправданным, поскольку перечень формируемых умений, базовые компоненты содержания в основной и старшей школе во многом совпадают. Кроме того, данный подход позволяет, учитывая роль государственной итоговой аттестации выпускников основной школы в формирующейся общероссийской системе оценки качества образования, обеспечить преемственность двух этапов государственной итоговой аттестации.

5.Характеристика структуры и содержания переводного экзамена

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 15 задание. Часть 1 содержит 12 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 3 задания с развёрнутым ответом.

К каждому заданию 1 -10 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если участник экзамена записал номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) записан номер неправильного ответа; б) записаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не записан.

В заданиях 11-12 ответ дается в виде последовательности цифр (например, 125), записанных без пробелов и разделительных символов.

Ответы на задания части 2 самостоятельно формулируются и записываются экзаменуемым в развернутой форме. Проверка их выполнения проводится экспертами на основе специально разработанной системы критериев.

6.Распределение заданий КИМ по содержанию, проверяемым умениям и способам деятельности

В части 1 работы:

- задания 1-12 представляют следующие разделы курса: человек и общество, сфера духовной культуры, экономика, социальная сфера. Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в пять блоков-модулей. Единым блоком-модулем представлены человек и общество, сфера духовной культуры; остальные содержательные линии даны отдельными блоками. В этой части работы место задания, проверяющего знание одного и того же компонента содержания, фиксировано и совпадает в каждом варианте экзаменационной работы;

-задания 13 -15 в каждом варианте КИМ направлены на проверку определённых умений. На одной и той же позиции в различных вариантах КИМ находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания.

В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит три задания, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента. В совокупности применительно ко всему комплексу вариантов работ эти тексты охватывают все содержательные линии курса.

В таблице представлены умения и способы деятельности, которые контролируются заданиями экзаменационной работы.

 

Основные умения и способы действий

1

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально­деятельное существо; основные социальные роли

2

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия

3

Объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства)

4

Приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах

5

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности

6

Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

7

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников)

 

Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Уровни сложности заданий: Б– базовый; П– повышенный; В– высокий.

Проверяемые элементы содержания

Уровень

сложности

Максимальный

балл

1

Общество как форма жизнедеятельности

людей;  взаимодействие  общества  и

природы; основные сферы общественной

жизни, их взаимосвязь

 

Б

1

2

Социальная сфера

(задание  на  обращение  к  социальным

реалиям)

Б

1

3

Биологическое и социальное в человеке;

личность;  деятельность  человека  и  ее

основные  формы(труд,  игра,  учение);

человек  и  его  ближайшее  окружение;

межличностные  отношения;  общение,

межличностные  конфликты,  их

конструктивное разрешение

Б

1

4

Общество и человек

(задание на анализ двух суждений)

П

1

5

Сфера  духовной  культуры  и  ее

особенности;  наука  в  жизни

современного  общества;  образование  и

его  значимость  в  условиях

информационного  общества;

возможности  получения  общего  и

профессионального  образования  в

Российской  Федерации;  религия,

религиозные организации и объединения,

их роль в жизни современного общества;

свобода  совести;  мораль; 

Б

1

6

Сфера духовной культуры

(задание на анализ двух суждений)

П

1

7

Экономика,  ее  роль  в  жизни  общества;

товары и услуги, ресурсы и потребности,

ограниченность ресурсов; экономические

системы и собственность; производство,

производительность  труда;  разделение

труда и специализация; обмен, торговля; рынок, рыночный механизм

Б

1

8

Предпринимательство;  малое

предпринимательство  и  индивидуальная

трудовая  деятельность;  деньги;

заработная  плата  и  стимулирование

труда;  неравенство  доходов  и

экономические  меры  социальной

поддержки;  налоги,  уплачиваемые

гражданами;  экономические  цели  и

функции государства

Б

1

9

Экономическая сфера жизни общества

(задание  на  обращение  к  социальным

реалиям)

Б

1

10

Различное  содержание  в  разных

вариантах:  задание  ориентировано  на

проверяемое умение

(задание на установление соответствия)

Б

2

11

Различное  содержание  в  разных

вариантах:  задание  ориентировано  на

проверяемое умение

(задание  на  выбор  верных  позиций  из

списка)

П

1

12

Различное  содержание  в  разных

вариантах:  задание  ориентировано  на

проверяемое умение

(задание  на  выбор  верных  позиций  из

списка)

П

1

13

Различное  содержание  в  разных

вариантах:  задание  ориентировано  на

проверяемое умение

(задания на анализ источников)

П

2

14

Б

2

15

П

2

 

Всего заданий– 15; из них

по типу заданий: с кратким ответом– 12, с развернутым ответом– 3;

по уровню сложности: Б– 9; П– 6;

Максимальный первичный балл– 19.

Общее время выполнения работы– 45 минут

 

 

 

 

 

Демоверсия переводного экзамена по обществознанию 8 класс.

Ответом к заданиям 1-12 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа.

1.      Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы общества?

1)   племена, народности

2)    сословие,  класс

3)республика, федерация

3)   издержки, прибыль

2.       Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1)Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2)Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3)Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины  и помирились.

4)Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

 

3.      На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)

1)   семейное законодательство

2)   урок

3)   школьники

4)   семейная пара

4.       Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

 

1)верно только А

2)верно  только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

 

5.     Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На каком уровне образования находится Виолетта?

1)начальном  общем

2)основном    общем

3)среднем  общем

4)среднем  профессиональном

6.     Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1)                 верно только А

2)                 верно только Б

3)                 верны оба суждения

4)                 оба суждения неверны

 

 

 

 

7.     Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1)прибыль

2) труд

3) налоги

4)  зарплата

8.     Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют

1)предпринимательством

2)реформированием

3)производством

4)творчеством

 

9.    В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер?

1)Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2)Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль.

3)Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда.

4)Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

 

10.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фак­та­ми и сфе­ра­ми жизни об­ще­ства: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.

 

ФАКТЫ

 

СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБ­ЩЕ­СТВА

А) про­из­вод­ство то­ва­ров и услуг

Б) от­но­ше­ния «отцов» и «детей»

В) меж­на­ци­о­наль­ный кон­фликт

Г) ока­за­ние бан­ков­ских услуг

 

1) эко­но­ми­че­ская

2) со­ци­аль­ная

 

За­пи­ши­те в стро­ку от­ве­тов вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

 

A

Б

В

Г



 

 

          11.Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».

Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ.

 


 

Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)   Никто из опрошенных не состоит в браке.

2)   Взгляды на семейные отношения как на партнёрские весьма популярны как среди девушек, так и среди юношей страны Z.

3)   Юноши, в отличие от девушек, предпочитают регулировать семейные отношения с помощью брачного контракта.

4)   Большинство юношей разделяют патриархальные взгляды на семью.

5)   Юноши в большей мере, чем девушки, готовы рассматривать вопрос о распределении домашних обязанностей в зависимости от конкретной ситуации.

12.Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)   Среди тех, кто считают, что муж и жена должны в равной мере участвовать в ведении домашнего хозяйства, больше доля девушек, чем доля юношей.

2)   Доля тех, кто считают, что вести домашнее хозяйство - обязанность мужа, больше среди юношей, чем среди девушек.

3)   Равные доли девушек и юношей отмечают, что вести домашнее хозяйство - обязанность жены.

4)   Среди юношей меньше тех, кто считают, что ведение домашнего хозяйства - обязанность мужа, чем тех, кто считают, что всё зависит от конкретных обстоятельств.

5)   Доля испытавших затруднение при ответе на вопрос выше юношей, чем среди девушек.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 13-15

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу... Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина... на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

   Учение - вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться - не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения - молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

    Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

   И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

    Да нет же. Приобретение навыков и знаний - это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни...

      Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

13.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

14.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.? Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы человеку.

15.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания:

задания

Ответ

1

3

2

3

3

3

4

2

5

3

6

3

7

2

8

1

9

4

10

1221

11

25

12

145

 

13.Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них

Содержание верного ответа в указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки не искажающие его смысла)

Баллы

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную

 

идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.:

2)  нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы - время учёбы;

4)  уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов тана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста.

Количество выделенных фрагментов может быть различным

2

Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, нх названия (пункты плана) отражают основные идеи соответству­ющих частей текста.

ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия [пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста

1

Не выделены основные фрагменты текста.

ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

14.Какой, по мнению автора, будет роль человека в производстве в XXI в.?

 Укажите любые два качества, которые, по мнению автора, будут необходимы

человеку.

Содержание верного ответа в указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) роль: человек будет вносить новые идеи. думать над тем. над чем не сможет думать машина:

2) качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

 

Правильно указаны роль и два качества

2

Правильно указана только роль.

ИЛИ Правильно указаны роль н одно качество. ИЛИ Правильно указаны только два качества

1

Правильно указано только одно качество. ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

15.Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? Используя текст, укажите две причины.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть указаны следующие причины:

1)   знания всё растут и усложняются;

2)   именно в молодости ум человека наиболее восприимчив. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

 

Правильно указаны две причины

2

Правильно указана одна причина

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой контрольной работы по

Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итоговой контрольной работы по

Характеристика структуры и содержания переводного экзамена

Характеристика структуры и содержания переводного экзамена

Основные умения и способы действий 1

Основные умения и способы действий 1

Сфера духовной культуры и ее особенности; наука в жизни современного общества; образование и его значимость в условиях информационного общества; возможности получения общего и профессионального образования…

Сфера духовной культуры и ее особенности; наука в жизни современного общества; образование и его значимость в условиях информационного общества; возможности получения общего и профессионального образования…

Демоверсия переводного экзамена по обществознанию 8 класс

Демоверсия переводного экзамена по обществознанию 8 класс

Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства? 1)прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата 2

Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства? 1)прибыль 2) труд 3) налоги 4) зарплата 2

Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 13-15

Часть 2 Прочитайте текст и выполните задания 13-15

Критерии оценивания: № задания

Критерии оценивания: № задания

Содержание верного ответа в указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Содержание верного ответа в указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020