Кинезиологические упражнения в работе сМдетьми с РАС

  • docx
  • 19.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АНДРЕЕВА Г.С. КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ СДЕТЬМИ С РАС.docx

Использование кинезилогических упражнений в работе с детьми с РАС

 

Андреева Галина Спиридоновна,

учитель-дефектолог,

МОКУ С(К)ОШ-И №34

г. Якутск, Республика Саха (Якутия).

 

Важной  теоретической и практической задачей коррекционной педагогики является создание оптимальных условий для реабилитации, развития и социализации детей с ограниченными возможностями развития.

Актуальным является опыт применения здоровьесберегающих  технологий в работе с детьми с ОВЗ. Одной из инновационных здоровьесберегающих технологий является  образовательная  Кинезиология.

Хочу поделиться с вами    практическим  опытом  применения  кинезиологических упражнений  в работе с детьми  с РАС (расстройствами аутистического спектра).

  Кинезиология - развитие умственных способностей и физического здоровья   через   определенные двигательные   упражнения.

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).     Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое

Левое полушарие отвечает за: логику, память; абстрактное, аналитическое мышление; обработку и  анализ информации, отвечает за правую половину тела.

Правое полушарие это: эмоциональность; музыкальные и художественные способности; ориентация в пространстве;  обработка большого количества информации одновременно, интуиция; воображение;  отвечает за левую половину тела. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

 У некоторых детей межполушарное взаимодействие недостаточно  сформировано.  Причин может быть много, вот несколько из них:

- болезни матери, стресс во время беременности;

 - родовые травмы; болезни ребёнка в первый год жизни;

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:  · отсутствие познавательной мотивации; · задержка умственного развития; · поведенческие нарушения; · моторная неловкость; · логопедические отклонения (речевые нарушения, зеркальное написание букв и цифр).

Считается, что самый благоприятный период для интеллектуального развития  - это возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

По теме связи движений с деятельностью мозга есть работы ученого, основателя российской школы нейропсихологии Александра Романовича Лурия. Образовательную кинезиологию или «гимнастику мозга» разработали американские ученые доктор философии Пол Денссон и его жена Гейл.

Межполушарное взаимодействие  можно развивать через кинезиологические упражнения.   Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Это дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию и  на развитие мелкой моторики рук.

В работе с детьми с РАС использую    кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие и мелкую моторику рук. Коррекционно-развивающая  работа ведется в соответствии с особенностями развития детей с РАС.

1.      Зеркальное рисование (симметричные рисунки).  Можно их рисовать в  

воздухе  (круги, восьмерки) Использую специальные рабочие тетради (нейропрописи). Вначале учимся делать ведущей рукой, потом неведущей рукой, затем двумя руками.

Также работаем с развивающими межполушарными досками (нейротренажеры). Упражнение на межполушарной доске ребенку нужно начинать с работы  пальцами,  уже потом  переходить  специальным карандашам  (мелки) для доски и бегункам.

Прохождение лабиринта  необходимо постепенно усложнять: Ведущей рукой;  Не ведущей рукой. По часовой стрелке. Против часовой стрелки.

Ассиметрично (одна рука по часовой стрелке (ведущая), вторая против).

2.      «Кулак-ребро-ладонь» Это упражнение  улучшает мыслительную

деятельность, синхронизирует  работу полушарий, способствует  запоминанию,  повышает устойчивость внимания.

3.      Разжимание и сжимание пальцев рук (правая кулак, левая ладонь)

4.       Поочередное выпрямление (разжимание)  пальцев рук. Вначале

(ведущая) правая рука в кулак, и поочередно постепенно выпрямляем  пальцы рук и полетела бабочка.  Потом также  левой рукой делаем, затем одновременно двумя руками.

5.      Пальчики в колечки. Поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем начиная с указательного пальца и в обратном порядке (можно прямой и обратный счет в пределах 5).

6.      УХО-НОС (можно усложнить с хлопком). Улучшает мыслительную

деятельность, способствует самоконтролю, произвольной деятельности. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой рукой  - за противоположное ухо. Затем поменяем положение рук.

7.      Колечко -большой палец (отлично поработали). 

8.      Упражнение «Паровозик».  Заканчиваем упражнением, которое снимает

мышечные зажимы, развивает межполушарное взаимодействие,  произвольность действий. Правую руку положить под левую ключицу и одновременно  делая 5 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить.  Затем двумя руками и плечами.

Затем поднимаем руки и легонько  трясем.

Рекомендации  по применению кинезиологических упражнений:

      Систематичность

      Постепенное  усложнение и наращивание темпа заданий

      Включение всех  5 пальцев каждой руки

      Использование  движений  на сжатие, растяжение  и расслабление мышц

      Проведение кинезиологических упражнений перед интенсивной умственной нагрузкой.

      Продолжительность занятий от 5-10  до  20 минут в день, в зависимости от возраста.

 Следует отметить, что эта практика удобна в применении, органично вписывается в структуру занятий, а главное - обучающиеся выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении.

Кинезотерапия позволяют развивать у ребенка развивать межполушарное взаимодействие  что способствует:

ü  Улучшению  моторики, памяти, внимания и речи;

ü  Снижению утомляемости;

ü  Повышению способности к произвольному контролю;

ü  Активизации интеллектуальных и познавательных процессов.

Такая системная коррекционная  работа  с применением кинезиологии  очень продуктивна, она ведет  к улучшению произвольной деятельности ребенка, развитию внимания, мелкой моторики рук, коммуникативных навыков детей с РАС.           По результатам   мониторинга прослеживается положительная динамика  развития  познавательной деятельности ребенка.

  И еще  очень важный фактор: это изменяется отношение ребенка к себе, по-новому оцениваются собственные возможности,  появляется мотивация к деятельности, к сотрудничеству, существенно улучшается эмоциональное состояние.   

Очень важным также   является организация совместной работы с родителями ребенка.  Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются методам выполнения кинезиологических упражнений    и продолжают  данную работу дома.
            Таким образом,  применение здоровьесберегающей технологии,  кинезиологических  упражнений способствует  развитию мелкой и крупной  моторику, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, формируют пространственные представления, повышают способность к произвольному самоконтролю.