Класс духовые инструменты (блокфлейта) 1 год обучения

  • docx
  • 22.03.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 год.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Костромы «Средняя общеобразовательная школа № 22»

Музыкально-эстетическое отделение

 

Рассмотрено:                                     Согласовано:                                        Утверждено:

На методическом совете                  Заведующая  музыкально-                 Директор СОШ № 22

Музыкально-эстетического             эстетического отделения                    «  » _______20__­_г.

Отделения  Протокол № ___           «    » ___________ 20___г.                   ________Смирнова Н.А.        

От «      »________20___ г.            __________ Круглова Г.Н.        

Руководитель МО

_________ Попова С.Е.     

 

 

Класс духовые инструменты

(блокфлейта)

ПРОГРАММА

Дополнительного образования детей 6,6-7лет

1 год обучения

 

 

                                                         Разработчик Попова Светлана Евгеньевна

                                                    Педагог дополнительного образования

                                                    Высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2019 г.

I.               Пояснительная записка

 

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа «Духовые инструменты» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на духовых музыкальных инструментах в детских школах искусств.

Приобщение детей к музыке посредством обучения игре на духовых инструментах вошло в практику музыкального образования как в России, так и за рубежом, и с каждым годом пользуется все большим интересом среди детей и их родителей.

Отличительной чертой данной учебной программы является достижение в краткие сроки заинтересованности учащегося процессом обучения игре на инструменте. Обучаясь по данной программе, учащиеся знакомятся с миром искусства на основе собственной творческой деятельности, посредством умения играть на инструменте, осознавая себя участников увлекательного процесса музыкального исполнительства.

Учебный курс построен на практических занятиях, теоретические знания формируются в процессе освоения исполнительских навыков.

Рекомендуемый возраст детей, обучающихся по данной программе 6,6 -7  лет.

 

2. Объем и срок реализации программы

При реализации программы  «Духовые инструменты» со сроком обучения 1 год продолжительность учебных занятий составляет 36 недель. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу. Общее количество часов в год 72 часа.

 

3. Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в форме мелкогрупповых (от 2-х человек) занятий, с возможностью  чередование индивидуальных занятий и в ансамбле. Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. Индивидуальная и мелкогрупповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

4. Цель и задачи программы

Цель:

- развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области духового исполнительства.

Задачи:

- развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

- развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;

- освоение музыкальной грамоты как необходимого средства для музыкального исполнительства на инструменте в пределах программы учебного предмета;

- овладение основными исполнительскими навыками игре на инструменте, позволяющими грамотно исполнять музыкальные произведения соло и в ансамбле;

- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтение с листа нетрудного текста;

- развитие исполнительской техники как необходимого средства для реализации художественного замысла композитора;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;

 

3. Планируемые результаты

- знание музыкальной терминологии

-  умение грамотно исполнять музыкальные произведения.

- знания художественно-эстетических, технических особенностей, характерных для сольного и ансамблевого исполнительства. 

- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения

- умение создавать художественный образ.

- навык публичных выступлений.

II.           Содержание программы

 

1. Учебный план

- 2 часа в неделю, мелкогрупповое занятие (ансамбль). Музыкальный инструмент: блокфлейта.

- 72 часа в год

- форма аттестации: текущий контроль успеваемости учащихся, промежуточная аттестация: зачет в конце 1 и 3 четверти, контрольный урок в конце 1 и 2 полугодия.

 

 

Наименование предмета

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Контрольные мероприятия

1

Инструмент

2

72

Зачет, контрольный урок

 

2. Тематический план

 Общее ознакомление учащихся с инструментом, его историей, правилами пользования и ухода за ним. Приобретение базовых навыков: постановка дыхания, корпуса, исполнительского аппарата, извлечение звука и т.д.

 

    №

раздела

Название разделов и тем

1.

Введение

Тема 1.1. История музыкального инструмента. Краткая история духовых инструментов от древнейших времен до наших дней. Роль духовых инструментов в оркестре, ансамбле, сольном музицировании.      

 Тема 1.2. Устройство духовых инструментов и уход за инструментом. Организация занятий в классе и дома. Правильное использование инструмента, меры предосторожности, уход за инструментом.

Качество и количество домашних занятий. Последовательность выполнения задания. Самоконтроль.

2.

Постановка. 

2.1. Постановка дыхания. Отличие исполнительского дыхания от обычного физического. Виды исполнительского дыхания. Развитие мышц диафрагмы. Дыхательные упражнения.

Тема 2.2. Постановка корпуса и рук исполнителя. Правильное положение корпуса при игре. Постановка рук на инструменте.

Тема 2.3. Амбушюр. Роль амбушюра в звукоизвлечении. Положение губ. Упражнения для развития амбушюра.

3.

Звукоизвлечение

 Тема 3.1. Извлечение звука. Извлечение звука на инструменте. Упражнение «продолжительные звуки». Поиск красивого звука.

4.

Атака

 Тема 4.1. Виды атаки. Язык, как основное средство атаки звука. Правильная атака. Положение языка, слоги. Упражнения для языка.

5.

Извлечение звука на инструменте

 Тема 5.1. Координация движений при игре на инструменте. Развитие навыка контроля над несколькими процессами одновременно: дыхание, амбушюр, пальцы.

Тема 5.2. Извлечение звуков от «фа» 1 октавы до «фа» 2 октавы.  Первоначальные упражнения на указанных звуках. «Продолжительные звуки», упражнения для языка.

6.

 

 

 

 

 Штрихи

Тема 6.1. Штрихи как выразительное средство в музыке. Понятие «штриха» применительно к духовым инструментам. Основные штрихи.

Тема 6.2. Штрих «легато». Знакомство с исполнением штриха «легато». Характер штриха. Правильное прочтение штриха в нотном материале.

Тема 6.3. Штрих «деташе».  Знакомство с исполнением штриха «деташе». Характер штриха. Правильное звуковедение при исполнении штриха «деташе».

7.

Работа с нотным материалом

 Тема 7.1. Развитие навыка чтения нотного текста на примере упражнений и попевок с простыми ритмическими рисунками на одном, двух, трех и четырех известных звуках.

Тема 7.2. Чтение простейших мелодий с листа.  Чтение с листа как необходимость  для любого музыканта  быстро самостоятельно и грамотно исполнить незнакомое ранее музыкальное произведение.

Тема 7.3. Выучивание наизусть. Развитие музыкальной памяти. Исполнение материала без нот, наизусть.

8.

Развитие навыков ансамблевой игры

Тема 8.1. Сравнение инструмента и фортепиано. Возможность духовых инструментов исполнять одну мелодическую линию. Потребность в аккомпанементе или инструменте (инструментах), дополняющих мелодию. Ансамбли однородных и неоднородных инструментов. Примеры ансамблей с участием духовых инструментов.

Тема 8.2. Игра с аккомпанементом фортепиано. Основные правила при игре с концертмейстером. Настройка инструмента. Распределение обязанностей солиста и аккомпаниатора. Игра произведений в сопровождении фортепиано.

Тема 8.3. Игра в ансамбле.  Особенности игры в ансамбле. Подстройка инструментов. Знание и  слушание всех партий ансамбля.

9.

Расширение диапазона. Гаммы

 Тема 9.1. Постепенное расширение диапазона в соответствии с физическими возможностями каждого конкретного учащегося. В течение всего периода обучения с развитием амбушюра рекомендуется постепенно расширять рабочий диапазон. К концу первого года обучения примерный рабочий диапазон учащегося имеет следующие границы: от «ми» первой октавы до «соль» второй октавы.

Тема 9.2. Гаммы – основа музыкального материала. Знакомство с гаммами. Роль гаммы для музыканта. Анализ произведений, музыкальные построения. Гамма  как разминка для музыканта.

Тема 9.3. Исполнение гамм. Строение мажорных гамм. Исполнение гаммы в одну октаву известными штрихами.

 

 

В течении учебного года учащийся должен:

- познакомиться с элементами музыкальной грамоты.

- освоить и развить первоначальные навыки игры на инструменте (правильной постановке пальцев рук, губ, языка, звукоизвлечению, правильному исполнительскому дыханию).

- освоить основы техники исполнения штрихов: детеше, легато, стаккато.

- развивать  первичные навыки координации в действиях губного аппарата, исполнительского дыхания и пальцев рук.

- развить музыкально- ритмического чувство.

В течение года  учащийся должен пройти:

- Гаммы  фа мажор и соль мажор  (в медленном движении)

- Упражнения

- Пьесы

- Ансамбли

 

 

3. Календарно -  учебный график

- 36 недель в год

- 2 раза в неделю мелкогрупповое занятие (ансамбль)

- начало программы с 1 сентября, окончание программы 31 мая.

 

 

 

Календарный график

Месяц

1 неделя

2 часа

2 неделя

2 часа

3неделя

2 часа

4 неделя

2 часа

5неделя

2 часа

Кол – во недель/часов

Сентябрь

 Введение, История музыкального инструмента. 

Постановка дыхания. Постановка корпуса и рук исполнителя. Извлечение звука на инструменте. Виды атаки.

Постановка дыхания. Постановка корпуса и рук исполнителя. Извлечение звука на инструменте. Виды атаки

Координация движений при игре на инструменте.

Работа над упражнениями.

-

4/8

Октябрь

Штрихи как выразительное средство в музыке. Работа над упражнениями.

Работа с нотным материалом и упражнениями.

Работа с нотным материалом и упражнениями.

Работа с нотным материалом и упражнениями.

Зачет

5/10

Ноябрь

Игра в ансамбле. Работа с нотным материалом и упражнениями.

Игра в ансамбле. Работа с нотным материалом и упражнениями.

Игра в ансамбле. Работа с нотным материалом и упражнениями.

-

-

3/6

Декабрь

Работа с нотным материалом и упражнениями.

Подготовка к контрольному уроку.

Контрольный урок

Гаммы. Работа над упражнениями

-

4/8

Январь

Гаммы. Работа с нотным материалом.

Гаммы. Работа с нотным материалом.

Игра в ансамбле. Работа с нотным материалом и упражнениями.

Игра в ансамбле. Работа с нотным материалом и упражнениями.

-

4/8

Февраль

Гаммы. Работа с нотным материалом.

Гаммы. Работа с нотным материалом.

Гаммы. Работа с нотным материалом.

Игра в ансамбле. Работа с нотным материалом и упражнениями.

-

4/8

Март

Работа с нотным материалом.

Работа с нотным материалом.

Зачет

-

-

3/6

Апрель

Игра в ансамбле. Работа с нотным материалом и упражнениями.

Игра в ансамбле. Работа с нотным материалом и упражнениями.

Гаммы. Работа с нотным материалом.

Гаммы. Работа с нотным материалом.

Работа с нотным материалом.

5/10

Май

Работа с нотным материалом.

Подготовка к контрольному уроку.

Контрольный урок

Подведение итогов учебного года.

-

4/8

Всего

 

36/72

 

 

III.       Материально – техническое и  информационное обеспечение

 

 

1. Материально – техническое обеспечение

- учебные аудитории для индивидуальных и групповых  занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенные фортепиано.

- камерный зал с двумя фортепиано, пультом и звукотехническим оборудованием.

- актовый зал с фортепиано, пультом и звукотехническим оборудованием.

- комплекты инструментов духового оркестра.

- учебно-методическая и нотная литература.

2. Информационное обеспечение

- компьютерная, аудио и видео техника.

 

IV.       Формы аттестации

1. Аттестация

       Основными видами контроля успеваемости являются: текущий контроль успеваемости учащихся; промежуточная аттестация. Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

       Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки выставляются в журнал и дневник учащегося. При оценивании учитывается:

- отношение ученика к занятиям, его старания и прилежность;

- качество выполнения предложенных заданий;

- инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время

  домашней работы;

- темпы продвижения.

        На основании результатов текущего контроля выводятся четверные оценки.

         Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на определенном этапе. Формами промежуточной аттестации являются: контрольные уроки, проводимые с приглашением комиссии, зачеты. Каждая форма проверки может быть как дифференцированной (с оценкой), так и не дифференцированной. При оценивании обязательным является методическое обсуждение, которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп развития ученика.

       Участие в конкурсах приравнивается к выступлению на контрольных уроках и зачетах.

        Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий.

2. Критерии оценки

5 («отлично»)

Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

Грамотное исполнение, с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном)

3 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («неудовлетворительно»)

Комплекс недостатков, являющийся следствием

отсутствия домашних занятий, а также плохой

посещаемости аудиторных занятий

«зачет» (без оценки)

Отражает достаточный уровень подготовки и

исполнения на данном этапе обучения

 

    Данная система оценки качества исполнения является основной. С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», дающая возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств обеспечивают оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального искусства.

     При выведении итоговой оценки учитывается следующее:

- оценка годовой работы учащегося;

- оценка на контрольном уроке, зачете;

- другие выступления учащегося  в течение учебного года.

 

 

V.            Методические материалы

1. Методические рекомендации

  В работе с учащимся преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала.

  Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: физические данные, уровень развития музыкальных способностей.

  Необходимым условием для успешного обучения на инструменте является формирование у ученика уже на начальном этапе правильной постановки губ, рук, корпуса, исполнительского дыхания.

  Развитию техники в узком смысле слова (беглости, четкости, ровности и т. д.) способствует систематическая работа над упражнениями, гаммами и этюдами. При освоении гамм, упражнений, этюдов и другого вспомогательного материала рекомендуется применение различных вариантов – штриховых, динамических, ритмических и т. д.

  Работа над качеством звука, интонацией, ритмическим рисунком, динамикой – важнейшими средствами музыкальной выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания педагога.

При работе над техникой необходимо давать четкие индивидуальные задания и регулярно проверять их выполнение.

В учебной работе также следует использовать переложения произведений, написанных для других инструментов или для голоса. Рекомендуются переложения, в которых сохранен замысел автора и широко использованы характерные особенности трубы.

  В работе над музыкальными произведениями необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

 

2. Учебный материал

Преподаватель должен уделять особое внимание работе с репертуаром. Это должны быть разнообразные  по  содержанию, форме, стилю и фактуре  музыкальные  произведения  композиторов-классиков  современных, отечественных  и  зарубежных  композиторов, обработки  песен  и  танцев  народов  мира.  Программа должна быть разнообразной и может включать в себя произведения классического репертуара и современного, в том числе лучшие образцы джазовой музыки, музыки к кинофильмам и так далее. Для расширения музыкального кругозора ученика следует включать произведения, предназначенные для ознакомления, при этом допускается различная степень завершенности работы над ними.

 

3. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

 

4. Основные этапы освоения инструмента

 

Работа в классе с преподавателем:

- работа над музыкальными произведениями

- развитие технических возможностей

- работа над этюдами и упражнениями

- работа над гаммами

- чтение нот с листа;

 Самостоятельная работа:

- повторение пройденного материала на уроке с учителем

 

 

VI.       Список литературы

1.     Апатский В.Н. О совершенствовании методов музыкально-исполнительской подготовки./ Исполнительство на духовых инструментах. История и методика. Киев, 1986. С.24-39.1983. Вып. 4. С. 6-19

2.     Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Т. 1; 2. 2-е изд. Л., 1971

3.     Апатский В.Н. Опыт экспериментального исследования дыхания и амбушюра духовика. /Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. М., 1976

4.     Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта-духовика/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. Волгоград, 6-8 апреля 2000. С. 140-142

5.     Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. М., 1970. С. 11-38

6.     Володин А. Вопросы исполнительства на духовых инструментах. Сб. тр. Л., 1987

7.     Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. М.,1956

8.     Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр. Тамбов, 1994. С.43-54

9.     Зис А.Я. Исполнительство на духовых инструментах (история и методика). Киев, 1986

10.  Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики. Сб. тр. Вып. 45. М., 1979

11. Платонов Н. «Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах»,  г.Москва

12. Пушечников И.,Пустовалов В. «Методика обучения игре на блокфлейте»,  г.Москва

13.  Работа над чистотой строя на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

14.  Совершенствование методики обучения игре на духовых инструментах (методические рекомендации). Минск, 1982

15.  Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103, М., 1990

16.  Теория и практика игры на духовых инструментах. Сб. ст. Киев, 1989

17.  Усов Ю.А. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. М., 1986