Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 24.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Цель урока: изучить общие признаки семейства Крестоцветные.

Задачи урока:

1.​ Образовательная: повторить признаки классов покрытосеменных растений; познакомить учащихся с многообразием и значением растений семейства Крестоцветные;  научить распознавать и определять растения этого семейства.

2.​ Развивающая: развивать умения применять полученные знания на практике при составлении морфологического описания растения; сравнивать, делать соответствующие выводы, навыки работы с натуральными объектами, развивать навыки самостоятельной работы по описанию и определению растений

3.​ Воспитательная: способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.

Оборудование: экран, проектор, компьютер, электронная презентация, гербарии дикорастущих растений семейства, определительные карточки.

Тип урока: комбинированный

План урока:

1. Организационный момент (1 мин).

2. Актуализация знаний (6 мин)

4. Изучение нового материала (23мин).

-Рассказ учителя (5 мин.)

-Выполнение лабораторной работы (8 мин.)

-Физкультминутка (3 мин.)

-Проверка выполнения (4 мин.)

-Определение растений (4 мин.)

5. Закрепление (6 мин).

6. Подведение итогов (3 мин).

7. Домашнее задание (1 мин).

Ход урока

1.      Организационный момент

2.      Актуализация знаний

На прошлом уроке мы с вами подробно познакомились с делением покрытосеменных на классы. Давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы:

На какие классы делятся покрытосеменные растения?

По каким признакам определяют принадлежность к тому или иному классу?

Почему, определяя, к какому классу относятся растения, нельзя пользоваться только одним признаком?

Выполнение проверочной работы в тетрадях

Определите признаки класса Однодольные и Двудольные. Ответы записывайте в строчку. Если признак соответствует классу Двудольные, то вы ставите цифру напротив слова двудольные, если признак класса Однодольные, то ставите цифру напротив слова однодольные. Таким образом, у вас должен получиться ряд цифр.

1.      Одна семядоля;

2.      Мочковатая корневая система;

3.      Сетчатое жилкование листьев;

4.      Две семядоли;

5.      Дуговое или параллельное жилкование листьев;

6.      Проводящие пучки в стебле, как правило, имеют камбий и расположены в центре или имеют вид кольца;

7.      Цветок четырех или пятичленный

8.      Стержневая корневая система;

9.      Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю; и обычно, лишены камбия;

10.  Цветок трехчленный (число частей в каждом круге кратно трем).

Проверка выполнения

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы согласно критериям:

0-1 ошибка – «5»

2-3 ошибки – «4»

4-5 ошибок – «3»

6 и более ошибок – «2»

 

3.      Изучение новой темы

Эти растения объединяет еще один признак – они относятся одному семейству Крестоцветные. Сегодня на уроке мы будем изучать данное семейство

Запишите тему урока: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

Что мы сегодня должны узнать об этом семействе, какова цель нашего урока?

Семейство Крестоцветные довольно многочисленно Оно представлено 3200 видами. Они сконцентрированы в умеренной зоне северного полушария.

Листья у всех крестоцветных простые, без прилистников.  Они расположены на стебле поочерёдно или собраны в прикорневую розетку. Они могут быть цельными или в различной степени рассечёнными.

Корневые системы стержневые. У некоторых растений образуются корнеплоды.

Плод крестоцветныхстручок или стручочек. Стручками называются плоды, длина которых в 5 раз и более превышает их ширину.  Плоды, длина которых в 2 — 3 раза больше их ширины, называют стручочками. При созревании плоды вскрываются двумя створками, между которыми располагается перегородка. К ней прикреплены семена.

Правильные цветки крестоцветных собраны в соцветие кисть.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/bio6/41-klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie.files/image001.jpg

Строение цветков у разных представителей семейства однообразно.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/bio6/41-klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie.files/image002.jpg

 Чашечка состоит из четырёх несросшихся чашелистиков. Венчик состоит из четырёх свободных лепестков,  располагающихся крестообразно (отсюда и происходит название семейства). Лепестки могут быть окрашены в различные цвета: белый, жёлтый, розовый, фиолетовый.

Тычинок 6: из них 2 короткие, а 4 длинные. В основании тычинок образуется нектар, который привлекает насекомых-опылителей. Пестик 1. Формула цветка крестоцветных: *Ч4Л4Т4+2П1.

Крестоцветные являются семейством, представители которого играют очень важную роль в жизни человека. Многие виды этого семейства являются пищевыми растениями. Прежде всего, это капуста огородная, которая была окультурена в Средиземноморье. Происхождение капусты, одного из самых ранних и распространенных овощных растений, до настоящего времени точно не установлено. По мнению некоторых ученых, родина её находится в Грузии. Название “капуста” происходит от древнеримского слова “капут”, что означает “голова”, и связанное с тем, что её круглые кочаны действительно напоминают голову. В настоящее время капуста широко культивируется во всем мире. Известно много её разновидностей и сортов. У огородной, краснокочанной капусты в пищу используется сильно видоизмененная верхушечная почка — кочан. У брюссельской капусты в пазухах стеблевых листьев образуется большое количество маленьких кочанчиков. У краснокочанной капусты листья окрашены в фи­олетово-красный цвет. В этой капусте в 4 раза больше витамина А, чем в белокочанной, или огородной.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/bio6/41-klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie.files/image003.jpg

 Кольраби не имеет кочана, у неё в пищу используется сильно разрастающийся стебель. Помимо капусты, пищевыми растениями являются редька, редис, репа, хрен. Листья и корни хрена богаты витамином С и горчичным эфирным маслом, придающим хрену острый вкус.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/bio6/41-klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie.files/image004.jpg

Есть среди этого семейства и масличные растения. Прежде всего, это рапс и горчица, из семян которых получают ценные технические масла. Также велика популярность горчицы в народной медицине.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/bio6/41-klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie.files/image005.jpg

 Как кормовая культура широко культивируется турнепс, из которого получают высококачественные корма для животных.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/bio6/41-klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie.files/image006.jpg

Некоторые растения этого семейства человек издавна выращивает в качестве декоративных. Такие красивоцветущие растения, как левкой, вечерница, алиссум, часто можно встретить на клумбах, в садах и парках.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/bio6/41-klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie.files/image007.jpg

Среди крестоцветных много сорняков. Это пастушья сумка, ярутка, редька дикая, сурепка.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/bio6/41-klass-dvudol-nyie-siemieistvo-kriestotsvietnyie.files/image008.jpgКультурные представители репа, редька, редис, хрен, горчица. Наиболее важный культурный представитель – капуста.: У семейства Крестоцветные есть и другое название – Капустные,

Декоративных мало. Например: левкой (маттиола), луннария.

Дикорастущих очень много. Среди дикорастущих крестоцветных ученые считают самым распространенным в мире растением пастушью сумку.

Бурачок. Приземистое многолетнее растение, стебель которого в нижней части одревесневает.  Цветки мелкие, но как преображается весенняя степь, когда расцветают эти, на первый взгляд, незаметные растения. На яркий цвет соцветий к бурачку слетаются мухи, пчелы, шмели. У цветов бурачка есть очень интересная особенность. Вы знаете, что после опыления у большинства растений опадает околоцветник, и цветок теряет свою привлекательность. У бурачка лепестки цветков с уже завязавшимися плодами не опадают, а, наоборот, начинают увеличиваться в размерах, тем самым, привлекая насекомых к остальным распускающимся цветам.

Бородиния Тилинга. Это растение - эндем, то есть встречается на очень ограниченной территории. Представьте себе, что этот вид растет только на севере Забайкальского края - на хребтах Кодар и Удокан, а также на Дальнем Востоке и больше нигде в мире не обнаружен. 

- корневая система – стержневая;

- формула цветка крестоцветных *Ч4Л4Т4+2П, цветки с крестообразно расположенными лепестками;

- соцветие – кисть;

- плоды – стручки или стручочки;

4.      Закрепление

Выпишите номера правильных суждений.

1. К крестоцветным относят преимущественно травянистые растения.
2. Все растения семейства крестоцветные имеют плод — стручок.
3. Крестоцветные относят к классу двудольных растений.
4. Семена крестоцветных с эндоспермом.
5. Семена крестоцветных без эндосперма.
6. Все растения семейства крестоцветные — однолетние растения.
7. Формула цветка крестоцветных: *Ч2+2 Л4 Т2+4 П(1).
8. Формула цветка крестоцветных: *Ч4 Л4 Т2+4 П1.
9. Цветки крестоцветных правильные, обоеполые, собраны в соцветие — кисть.
10. Околоцветник у цветка пастушьей сумки состоит из трех лепестков.

 

Проверка выполнения

Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы согласно критериям:

0-ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

5 и более ошибок – «2»

 

4.      Подведение итогов. Рефлексия.

О чем вы сегодня узнали на уроке?

Достигнута ли цель урока?

Пригодятся ли вам в жизни эти знания?

Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?

4.      Домашнее задание:

Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы  плодов растений семейства крестоцветные.