Дата |
|
|
Завуч по УР |
Класс |
7а |
7б |
____________З.И.Яндиева |
Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.
Цель урока: изучить общие признаки семейства Крестоцветные.
Задачи урока:
1. Образовательная: повторить признаки классов покрытосеменных растений; познакомить учащихся с многообразием и значением растений семейства Крестоцветные; научить распознавать и определять растения этого семейства.
2. Развивающая: развивать умения применять полученные знания на практике при составлении морфологического описания растения; сравнивать, делать соответствующие выводы, навыки работы с натуральными объектами, развивать навыки самостоятельной работы по описанию и определению растений
3. Воспитательная: способствовать формированию учащихся бережного отношения к растениям.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, электронная презентация, гербарии дикорастущих растений семейства, определительные карточки.
Тип урока: комбинированный
План урока:
1. Организационный момент (1 мин).
2. Актуализация знаний (6 мин)
4. Изучение нового материала (23мин).
-Рассказ учителя (5 мин.)
-Выполнение лабораторной работы (8 мин.)
-Физкультминутка (3 мин.)
-Проверка выполнения (4 мин.)
-Определение растений (4 мин.)
5. Закрепление (6 мин).
6. Подведение итогов (3 мин).
7. Домашнее задание (1 мин).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами подробно познакомились с делением покрытосеменных на классы. Давайте вспомним этот материал и ответим на вопросы:
На какие классы делятся покрытосеменные растения?
По каким признакам определяют принадлежность к тому или иному классу?
Почему, определяя, к какому классу относятся растения, нельзя пользоваться только одним признаком?
Выполнение проверочной работы в тетрадях
Определите признаки класса Однодольные и Двудольные. Ответы записывайте в строчку. Если признак соответствует классу Двудольные, то вы ставите цифру напротив слова двудольные, если признак класса Однодольные, то ставите цифру напротив слова однодольные. Таким образом, у вас должен получиться ряд цифр.
1. Одна семядоля;
2. Мочковатая корневая система;
3. Сетчатое жилкование листьев;
4. Две семядоли;
5. Дуговое или параллельное жилкование листьев;
6. Проводящие пучки в стебле, как правило, имеют камбий и расположены в центре или имеют вид кольца;
7. Цветок четырех или пятичленный
8. Стержневая корневая система;
9. Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю; и обычно, лишены камбия;
10. Цветок трехчленный (число частей в каждом круге кратно трем).
Проверка выполнения
Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы согласно критериям:
0-1 ошибка – «5»
2-3 ошибки – «4»
4-5 ошибок – «3»
6 и более ошибок – «2»
3. Изучение новой темы
Эти растения объединяет еще один признак – они относятся одному семейству Крестоцветные. Сегодня на уроке мы будем изучать данное семейство
Запишите тему урока: Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.
Что мы сегодня должны узнать об этом семействе, какова цель нашего урока?
Семейство Крестоцветные довольно многочисленно Оно представлено 3200 видами. Они сконцентрированы в умеренной зоне северного полушария.
Листья у всех крестоцветных простые, без прилистников. Они расположены на стебле поочерёдно или собраны в прикорневую розетку. Они могут быть цельными или в различной степени рассечёнными.
Корневые системы стержневые. У некоторых растений образуются корнеплоды.
Плод крестоцветных — стручок или стручочек. Стручками называются плоды, длина которых в 5 раз и более превышает их ширину. Плоды, длина которых в 2 — 3 раза больше их ширины, называют стручочками. При созревании плоды вскрываются двумя створками, между которыми располагается перегородка. К ней прикреплены семена.
Правильные цветки крестоцветных собраны в соцветие кисть.
Строение цветков у разных представителей семейства однообразно.
Чашечка состоит из четырёх несросшихся чашелистиков. Венчик состоит из четырёх свободных лепестков, располагающихся крестообразно (отсюда и происходит название семейства). Лепестки могут быть окрашены в различные цвета: белый, жёлтый, розовый, фиолетовый.
Тычинок 6: из них 2 короткие, а 4 длинные. В основании тычинок образуется нектар, который привлекает насекомых-опылителей. Пестик 1. Формула цветка крестоцветных: *Ч4Л4Т4+2П1.
Крестоцветные являются семейством, представители которого играют очень важную роль в жизни человека. Многие виды этого семейства являются пищевыми растениями. Прежде всего, это капуста огородная, которая была окультурена в Средиземноморье. Происхождение капусты, одного из самых ранних и распространенных овощных растений, до настоящего времени точно не установлено. По мнению некоторых ученых, родина её находится в Грузии. Название “капуста” происходит от древнеримского слова “капут”, что означает “голова”, и связанное с тем, что её круглые кочаны действительно напоминают голову. В настоящее время капуста широко культивируется во всем мире. Известно много её разновидностей и сортов. У огородной, краснокочанной капусты в пищу используется сильно видоизмененная верхушечная почка — кочан. У брюссельской капусты в пазухах стеблевых листьев образуется большое количество маленьких кочанчиков. У краснокочанной капусты листья окрашены в фиолетово-красный цвет. В этой капусте в 4 раза больше витамина А, чем в белокочанной, или огородной.
Кольраби не имеет кочана, у неё в пищу используется сильно разрастающийся стебель. Помимо капусты, пищевыми растениями являются редька, редис, репа, хрен. Листья и корни хрена богаты витамином С и горчичным эфирным маслом, придающим хрену острый вкус.
Есть среди этого семейства и масличные растения. Прежде всего, это рапс и горчица, из семян которых получают ценные технические масла. Также велика популярность горчицы в народной медицине.
Как кормовая культура широко культивируется турнепс, из которого получают высококачественные корма для животных.
Некоторые растения этого семейства человек издавна выращивает в качестве декоративных. Такие красивоцветущие растения, как левкой, вечерница, алиссум, часто можно встретить на клумбах, в садах и парках.
Среди крестоцветных много сорняков. Это пастушья сумка, ярутка, редька дикая, сурепка.
Культурные представители репа, редька, редис, хрен,
горчица. Наиболее важный культурный представитель – капуста.: У семейства
Крестоцветные есть и другое название – Капустные,
Декоративных мало. Например: левкой (маттиола), луннария.
Дикорастущих очень много. Среди дикорастущих крестоцветных ученые считают самым распространенным в мире растением пастушью сумку.
Бурачок. Приземистое многолетнее растение, стебель которого в нижней части одревесневает. Цветки мелкие, но как преображается весенняя степь, когда расцветают эти, на первый взгляд, незаметные растения. На яркий цвет соцветий к бурачку слетаются мухи, пчелы, шмели. У цветов бурачка есть очень интересная особенность. Вы знаете, что после опыления у большинства растений опадает околоцветник, и цветок теряет свою привлекательность. У бурачка лепестки цветков с уже завязавшимися плодами не опадают, а, наоборот, начинают увеличиваться в размерах, тем самым, привлекая насекомых к остальным распускающимся цветам.
Бородиния Тилинга. Это растение - эндем, то есть встречается на очень ограниченной территории. Представьте себе, что этот вид растет только на севере Забайкальского края - на хребтах Кодар и Удокан, а также на Дальнем Востоке и больше нигде в мире не обнаружен.
- корневая система – стержневая;
- формула цветка крестоцветных *Ч4Л4Т4+2П, цветки с крестообразно расположенными лепестками;
- соцветие – кисть;
- плоды – стручки или стручочки;
4. Закрепление
Выпишите
номера правильных суждений.
1. К крестоцветным относят преимущественно травянистые растения.
2. Все растения семейства крестоцветные имеют плод — стручок.
3. Крестоцветные относят к классу двудольных растений.
4. Семена крестоцветных с эндоспермом.
5. Семена крестоцветных без эндосперма.
6. Все растения семейства крестоцветные — однолетние растения.
7. Формула цветка крестоцветных: *Ч2+2 Л4 Т2+4 П(1).
8. Формула цветка крестоцветных: *Ч4 Л4 Т2+4 П1.
9. Цветки крестоцветных правильные, обоеполые, собраны в соцветие — кисть.
10. Околоцветник у цветка пастушьей сумки состоит из трех лепестков.
Проверка выполнения
Обменяйтесь тетрадями, проверьте работы согласно критериям:
0-ошибок – «5»
1-2 ошибки – «4»
3-4 ошибки – «3»
5 и более ошибок – «2»
4. Подведение итогов. Рефлексия.
О чем вы сегодня узнали на уроке?
Достигнута ли цель урока?
Пригодятся ли вам в жизни эти знания?
Понравился вам урок или нет. Если да, то чем?
4. Домашнее задание: №
Творческое задание. Нарисуйте или вылепите из пластилина различные типы плодов растений семейства крестоцветные.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.