Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 28.docx

Дата

 

 

Завуч по УР    

Класс

____________З.И.Яндиева

 

Класс Однодольные. Семейство Лилейные.

Цель урока: Познакомить обучающихся с растениями семейства Лилейные и их характерными признаками.

Задачи: образовательная:        

  • формирование знаний о характерных признаках растений семейства Лилейных, относящихся к классу Однодольных растений, их многообразии и значении.

 

коррекционно – развивающие:                   

  • формирование активного восприятия материала урока, через объяснение нового материала;
  • способствовать развитию зрительной памяти, через наглядный

материал урока.

  • коррекция и развитие связной устной речи; через выполнение

заданий и сообщений по новой теме.

    воспитательные:

  • воспитывать интереса к урокам биологии.
  • воспитывать любовь, бережное отношение к окружающей природе.

Ход урока:

 

 I.Организация начала урока.

  Цель: настроить обучающихся на работу на уроке.

     1.Сверить количество обучающихся по списку.

     2.Проверить готовность обучающихся к уроку.

       -Садитесь ребята, какой сейчас урок?

       -Какой урок по счету?

       -Какое сегодня число?

       -Какой день недели сегодня?

         

II. Сообщение темы и цели урока.

Цель: активизировать деятельность обучающихся на уроке.

        Учитель: - Тема нашего урока «Семейство Лилейные. Общая характеристика. Декоративные лилейные».  Сегодня мы познакомимся с растениями семейства Лилейные и характерными признаками этого семейства. 

V. Изучение нового материала. 

 Цель: организовать познавательную деятельность обучающихся,

              познакомить их с семейством Лилейные.

       

Учитель: - На сегодняшнем уроке я приглашаю вас в мир растений, которые встречаются по всему земному шару, про эти растения сложено немало песен и стихотворений. Эти растения самыми первыми зацветают на нашем пришкольном участке и радуют нас. Наша задача изучить их особенности строения, познакомиться с многообразием и значением. Что же это за растения? Хотите узнать? Это растения семейства лилейные. Запишите тему сегодняшнего урока: «Семейство Лилейные. Общая характеристика. Декоративные лилейные

Запись в тетрадях числа и темы урока (обучающиеся списывают с доски).

     Обратить внимание на осанку обучающихся во время письма и  

            аккуратность письма.

  1. Объяснение учителя.


Учитель: - Лилейных насчитывается более 3000 видов.  

     В помещениях растут хлорофитум, кливии, амариллисы, алоэ. (Слайды 3)  (Демонстрация комнатные растения: хлорофитум, кливия, амариллис, алоэ.)

      Весной в лесах благоухают ландыши. Тюльпаны и лилии украшают клумбы в наших садах.

Большинство лилейных травянистые  многолетние растения, из немногих древовидных растений можно назвать алоэ и драцену, которые часто выращивают в комнате. (

  Для лилейных характерны признаки однодольных растений:

  1. У них мочковатая корневая система. В почве развиваются видоизмененные побеги. У луковичных лилейных это луковица, у корневищных – корневище. 
  2. Листья удлиненные, с параллельным или дуговым жилкованием.
  1. Соцветие кисть или одиночные цветки.
  2. В цветках 6 лепестков, 6 тычинок, 1 пестик.

       Формула цветка: Л 6, Т6, П1. 

  1. Плод – коробочка или ягода

Учитель: - Давайте запишем отличительные признаки семейства Лилейные в таблицу. Отличительные признаки семейства Лилейные

Признаки семейства

Описание

1.Жизненные формы

Травянистые, древовидные

2.Продлжительность жизни

Многолетние

3.Формула цветка

Л6 Т6 П1

4.Типы плодов

Коробочка, ягода

5.Подземные побеги

Луковица, корневище

VI. Физкультминутка.  

     Цель: соблюдение охранительного режима.

            На лугу растут цветы,

            Небывалой красоты. (Подтягивание – руки в стороны)

             К солнцу тянутся цветы.

             С ними потянись и ты.  (Потягивания – руки вверх.) 

                    Ветер дует иногда,

            Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

            Наклоняются цветочки,

            Опускают лепесточки. (Наклоны.)

            А потом опять встают

            И по прежнему цветут.

Декоративные Лилейные

Учитель: - Посмотрите, как прекрасны эти растения: лилии, нарциссы, тюльпаны, гиацинты. Это все декоративные растения.

- Что значит слово декоративные? Это значит, что эти растения выращивают для красоты на клумбах.

Ученик: (рассказывает о тюльпане)

- Название «тюльпан» происходит от слова «толибан» - «тюрбан» (персидское) – головной убор, который напоминает по форме этот цветок. Тюльпан имеет славную историю: первую треть 18 века в Османском государстве историки называют «эпохой тюльпанов», а начало 18 века в Голландии – «тюльпаноманией». За тюльпаны платили баснословные деньги, отдавали имущество, из-за них даже разорялись. В столице Голландии есть дом, который был куплен всего за 3 луковицы тюльпана!

Ученик: (рассказывает о лилии)

- Лилия дала название семейству. Древние греки называли ее «лирион», что значит «белая», и приписывали ей божественное происхождение, считая символом чистоты, правды, веры и надежды. Сегодня известно более 3000 культурных сортов лилий. А в дикой природе только на территории СНГ произрастает около 20 видов лилий. Лучше всего лилии растут в затененных местах на влажной почве. У лилий на одном цветоносе развивается не один, а несколько крупных цветков.

Ученик: (рассказ о ландыше)

- Научное название ландыша – «ландыш майский». Оно говорит о времени его цветения. Сначала появляются из почвы и распрямляются два прикорневых листа. Между ними располагается зеленый стебелёк с белыми цветками-колокольчиками. Размножаются ландыши с помощью подземного корневища. Вот почему они растут не поодиночке, а целыми полянами.

   Ландыш – важнейшее лекарственное растение. Из его листьев получают лекарство от болезней сердца.

Плоды ландыша – небольшие красноватые ягоды – ЯДОВИТЫ!

 Учитель: - Среди Лилейных очень много растений раннецветущих, их называют первоцветы. Только сойдет снег, а на проталинках мы можем увидеть подснежники, пролески, гусиный лук, рябчик русский. 

Учитель: (Рассказ о редких и исчезающих видах растений семейства Лилейные.)

   - Во Франции на горных лугах вывешены «Обращения цветов к путешественникам»: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даете произвести потомство. Цветы»

Многие цветы становятся все более редкими. Это в полной мере можно отнести и ко многим лилейным. Люди рвут их для букетов, губят места их произрастания. И становится этой красоты все меньше.

В Красную книгу занесены растения семейства Лилейные:

ландыш майский, рябчик русский, кандык сибирский, лилия кудреватая.

VII. Закрепление.

Цель: закрепление знаний по новой теме. 

Учитель: -

1. Выполнение тестового задания с ключевым словом.

Тест.

  1. Признак растений семейства Лилейные:


А) сетчатое жилкование листьев

Л) луковица или корневище

В) стержневая корневая система

  1. Плод у лилейных растений:


И) коробочка или ягода

О) зерновка или коробочка

А) ягода или яблоко

  1. Дикорастущее растение семейства Лилейных:


Н) тюльпан

Л) ландыш

Д) хлорофитум

  1. Лилии лучше растут:


А) на открытых солнечных участках

Е) в затененных местах на влажной почве

И) на заболоченных участках

5. Признак растений семейства Лилейные:


Ё) стебель соломина

Й) параллельное или дуговое жилкование листьев

Э) соцветие колос

  1. Лилейные относят к классу:


Н) однодольных

П) двудольных

К) стержневых


    7. Какая из формул обозначает строение цветка тюльпана:


А) Ч3 Л3 Т6 П1

Ы) Л6 Т6 П1

Е) Л3 Т3 П3

8. Вставьте в скобки недостающее слово про ( ) ка, чтобы получилось название растения семейства лилейных:


А) беж

Е) лес

Р) гул

VIII. Домашнее задание.

           Учебник с. 111-114.

XI. Подведение итогов урока.

 


 

Скачано с www.znanio.ru