59-60. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕРВЫХ НАСТОЯЩИХ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ. МНОГООБРАЗИЕ ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, ИХ РОЛЬ В ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Задачи уроков:
- рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение;
- познакомиться с многообразием, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека;
- продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности к жизни на суше, находить причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, работать с дополнительной литературой.
Оснащенность уроков: таблиц с изображением пресмыкающихся и схем их строения; диафильм «Биологические особенности пресмыкающихся»; видеофрагменты; чучела; влажные препараты; кусочки выползков.
Основные положения уроков.
• Особенности организации пресмыкающихся как первых настоящих позвоночных.
• Происхождение древних пресмыкающихся от древних земноводных. Роль климатических условий в развитии класса.
• Особенности внешнего строения и покровов, вызванные жизнью на суше.
• Усложнение скелета пресмыкающихся в ходе эволюции, вызванное сменой среды обитания.
• Прогрессивные изменения в строении систем внутренних органов, вызванные наземным образом. Ароморфозы в кровеносной, пищеварительной и других системах.
• Систематика пресмыкающихся. Морфологические и функциональные особенности различных представителей современных групп пресмыкающихся.
• Роль пресмыкающихся в различных биоценозах и в хозяйственной деятельности.
* Познакомьте учащихся с особенностями организации пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных животных.
* Расскажите учащимся о древних предках пресмыкающихся, об их родстве с древнейшими земноводными.
* Обратите внимание на особенности внешнего строения покровов, вызванные переходом к наземному образу жизни.
* Обратите внимание учащихся на усложнение в ходе эволюции систем внутренних органов, на ароморфоз, произошедшие в них.
* Подчеркните важность независимости пресмыкающихся от вод и появления крупнейших ароморфозов - внутреннего оплодотворения и яйца, защищающего зародыш от негативных воздействий среды.
* Познакомьте учащихся с систематикой пресмыкающихся и с разнообразием форм этой группы наземных животных.
* Предложите учащимся обсудить вопрос о месте и роли пресмыкающихся в природных биоценозах, цепях питания, а также о значении их для человека, как положительном, так и отрицательном.
Вопросы для обсуждения.
1. Какие отделы можно выделить в позвоночнике пресмыкающихся?
2. Что такое грудная клетка, и какое участие она принимает в дыхании
Класс пресмыкающиеся.rtf
Уроки 59-60. КЛАСС
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ,
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕРВЫХ
НАСТОЯЩИХ НАЗЕМНЫХ
ПОЗВОНОЧНЫХ. МНОГООБРАЗИЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ, ИХ РОЛЬ В
ПРИРОДЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Задачи уроков:
рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как
первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение;
познакомиться с многообразием, установить место и роль рептилий в природе
и жизни человека;
продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности к
жизни на суше, находить причинноследственные связи, анализировать,
обобщать, работать с дополнительной литературой.
Оснащенность уроков: таблиц с изображением пресмыкающихся
и схем их строения;
диафильм «Биологические особенности
пресмыкающихся»; видеофрагменты; чучела; влажные препараты; кусочки
выползков.
Основные положения уроков.
Особенности организации пресмыкающихся как первых настоящих
позвоночных.
Происхождение древних пресмыкающихся от древних земноводных. Роль
климатических условий в развитии класса. Особенности внешнего строения и покровов, вызванные жизнью на суше.
Усложнение скелета пресмыкающихся в ходе эволюции, вызванное сменой
среды обитания.
Прогрессивные изменения в строении систем внутренних органов,
Ароморфозы в кровеносной,
вызванные наземным образом.
пищеварительной и других системах.
Систематика пресмыкающихся. Морфологические и функциональные
групп
особенности различных представителей современных
пресмыкающихся.
Роль пресмыкающихся в различных биоценозах и в хозяйственной
деятельности.
* Познакомьте учащихся с особенностями организации пресмыкающихся как
первых настоящих наземных позвоночных животных.
* Расскажите учащимся о древних предках пресмыкающихся, об их родстве с
древнейшими земноводными.
* Обратите внимание на особенности внешнего строения покровов, вызванные
переходом к наземному образу жизни.
* Обратите внимание учащихся на усложнение в ходе эволюции систем
внутренних органов, на ароморфоз, произошедшие в них.
* Подчеркните важность независимости пресмыкающихся от вод и появления
крупнейших ароморфозов внутреннего оплодотворения и яйца, защищающего
зародыш от негативных воздействий среды.
* Познакомьте учащихся с систематикой пресмыкающихся и с разнообразием
форм этой группы наземных животных.
* Предложите учащимся обсудить вопрос о месте и роли пресмыкающихся в
природных биоценозах, цепях питания, а также о значении их для человека, как
положительном, так и отрицательном.
Вопросы для обсуждения. 1. Какие отделы можно выделить в позвоночнике пресмыкающихся?
2. Что такое грудная клетка, и какое участие она принимает в дыхании
рептилий?
3. Чем отличается строение яиц рептилий от икры рыб?
4. Из какие отделов состоит сердце рептилий?
5. Что такое яйцеживорождение?
6. Какую роль выполняет раздвоенный язык змей и некоторых ящериц?
7. В какой геологический период пресмыкающиеся были наиболее
многочисленны?
8. Подумайте,
какие прогрессивные изменения произошли у
пресмыкающихся в ходе эволюции?
9. Какие признаки характеризуют пресмыкающихся как первых настоящих
наземных позвоночных животных?
10.Являются ли их приспособления к условиям среды абсолютными или они
относительны? Ответ обоснуйте.
11.Перечислите классы более высокоорганизованных животных, предками
которых считают древних пресмыкающихся.
12.Почему вымерли древние пресмыкающиеся, что грозит современным
представителям этого класса?
13.Чем объяснить тот факт,
откладываемых
пресмыкающимися, значительно меньше числа икринок, выметываемых
земноводными?
что число яиц,
14.Змеи плохо видят. Слуха у них нет. Каким образом они обнаруживают
ночью добычи, например, мышей?
15.Напишите, каково значение пресмыкающихся в природе, почему нельзя
уничтожать змей?
16.Перечислите значение пресмыкающихся в практической деятельности человека.
17.Как избежать встречи с ядовитой змеей, как поступать, если она вас
укусит?
Закрепление материала.
Выясните по рисунку учебника и задания, какие органы имеются в полости
тела пресмыкающегося.
Сравните внутреннее строение пресмыкающегося с внутренним строением
земноводного. Составьте таблиц.
Рассмотрите в учебнике и в задании рисунки с изображением земноводных и
пресмыкающихся. Установите, чем сходны между собой эти животные по
внешнему строению.
Выясните. по каким признакам внешнего строения можно отличить
пресмыкающееся от земноводных. Составьте таблицу.
Перечислите функции скелета и нервной системы пресмыкающихся.
Сравните по рисункам учебника и задания головной мозг пресмыкающегося
и земноводного. Выясните, каковы осоюенности головного мозга
пресмыкающегося.
Заполните таблицу. Перечислите отряды класса Пресмыкающиеся.
Приведите примеры животных.
Ответьте на вопросы.
1. От каких животных произошли пресмыкающиеся?
2. Какие формы древних рептилий процветали в мезозойскую эру?
Рассмотрите в учебнике и задании рисунки с изображением сеймурии
древнего пресмыкающегося и ихтиостеги древнего земноводного. Каково
сходство между этими животными, и о чем оно свидетельствует?
Укажите правильные утверждения.
3. Пресмыкающиеся произошли от земноводных. 4. Ихтиозавры древние ящеры, жившие в воде.
5. Для пресмыкающихся характерно кожное дыхание.
6. Подвижность головы пресмыкающихся обеспечивается за счет сустава,
образованного атлантом.
7. Дыхание рептилий осуществляется жабрами и легкими.
8. Тело морских черепах не имеет панциря.
9. Пресмыкающиеся имеют центральную и периферическую нервную
систему.
10.Отбрасывание хвоста ящерицами имеет приспособительное значение.
11.Змеи линяют только во время роста.
12.Изменение окраски хамелеона зависит от внешней среды.
Распределите пресмыкающихся отряда чешуйчатых на подотряд ящериц и
подотряд змей.
Решите кроссворд "Многообразие пресмыкающихся".
Домашнее задание. Изучить текст учебника, ответить на вопрос
рубрик «Проверьте свои знания», «Выберите правильный ответ». Творческое
задание. Подготовить сообщение о пресмыкающихся Волгоградской области, об
интересных особенностях в жизни рептилий.
Класс пресмыкающиеся
Класс пресмыкающиеся
Класс пресмыкающиеся
Класс пресмыкающиеся
Класс пресмыкающиеся
Класс пресмыкающиеся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.