Класс земноводные
Оценка 4.8

Класс земноводные

Оценка 4.8
Разработки уроков
rtf
биология
7 кл
25.04.2019
Класс земноводные
Урок 37. МНОГООБРАЗИЕ КИШЕЧНОПОЛОСТНЫХ, ЗНАЧЕНИЕ В ПРИРОДЕ, ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА З а д а ч и у р о к а : -рассмотреть многообразие кишечнополостных; -показать значение полипов в природных сообществах и для человека; -продолжить формирование умений работать с дополнительной литературой, таблицами, обосновывать ответы, доказывать относительный характер приспособленности, анализировать. О с н а щ е н н о с т ь у р о к а: влажные препараты медуз, коралловых полипов; таблицы многообразия кишечнополостных; рисунки; «веточки» кораллов, физическая карта полушарий. О с н о в н ы е п о л о ж е н и я у р о к а . • Кишечнополостные – обширный тип, включающий около 1000 современных видов. Почти все кишечнополостные – морские животные, лишь несколько десятков видов встречаются в пресных водах. Длина самых мелких – около 1мм, наиболее крупных – более 1 м. • Прикрепленные форма (полипы) и свободноплавающие (медузы) очень похожи: радиально симметричные , двуслойные , имеют слепо замкнутую кишечную полость. Внешне медузы сильно отличаются от полипов – у них есть зонтик , или колокол. Колокол может сокращаться; при этом из-под него (не изо рта!) с силой выталкивается вода, и животное движется в противоположную сторону. Такой способ движения называется реактивным. У медуз, в отличие от полипов, есть органы чувств: просто устроенные глаза и органы равновесия – статоциты. • Наибольшее значение в природе и для человека имеют коралловые полипы. В биоценозах тропических морей они играют средообразующую роль, составляя основу рифов, атоллов, островов. В о п р о с ы д л я о б с у ж д е н и я . • Ответьте на вопросы. 1. Какие прогрессивные изменения произошли у кишечнополостных в ходе эволюции? 2. Что значит прогрессивные изменения? 3. Что значит относительный характер приспособленности? 4. Что такое симбиоз? 5. Опасно ли общение с кишечнополостными животными?
Класс земноводные.rtf
Уроки 57-58. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ, ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРИМИТИВНЫХ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ. РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗЕМНОВОДНЫХ, ИХ МНОГООБРАЗИЕ И РОЛЬ В ПРИРОДЕ Задачи уроков: ­ изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде; ­   познакомиться   с   классификацией   и   многообразием   амфибий,   выяснить значение их в природе; ­   продолжить   формирование   умений   выявлять   черты   приспособленности организмов   к   среде   обитания,   работать   с   натуральными   объектами, устанавливать   причинно­следственные   связи,   анализировать,   делать   выводы, использовать дополнительную литературу.    Оснащенность уроков: влажные препараты (внутреннее строение лягушки); таблицы и рисунки с изображением земноводных, костных рыб; скелет лягушки; диафильм о многообразии земноводных и их значение. Основные положения уроков.  Земноводные   ­   первыые   наземные   позвоночные.   Происхождение   их   от древних рыбообразных предков.  Основные отделы тела. Особенности их строения и выполнения функции.  Особенности   скелета   земноводных   на   примере   лягушки,   связанные   с наземным образом жизни.  Развитие мускулатуры амфибий, вызванное передвижением на суше.  Особенности газообмена земноводных.  Строение   выделительной   системы   и   органов   чувств   по   сравнению   с рыбами.  Особенности размножения земноводных. Зависимость оплодотворения от воды.  Черты   сходства   головастика   с   мальком   рыбы   ­   доказательства эволюционного родства.  Экологические группы амфибий.  Роль земноводных в различных биоценозах и их практическое значение. *   Докажите,   что   земноводные   действительно   первые   наземные   животные, сохранившие тесную связь с водой. * Расскажите о происхождении земноводнх, о переходных ископаемых формах ­ стегоцефалах. *   Рассмотрите   отделы   тела   земноводных,   особенности   внешнего   строения   и покровы.   Обратите   внимание   на   ароморфозы,   произошедшие   со   скелетом земноводных в связи с выходом на сушу. *   Обратите   внимание   на   усложнение   строения   и   функционирования   систем органов амфибий. Определите ароморфозы, которые произошли в дыхательной, кровеносной, других системах внутренних органов. *   Разберите   с   учащимися   черты   усложнения   организации   нервной   системы земноводных и органов чувств, вызванные выходом на сушу. * Предложите учащимся найти черты сходства головастика с мальком рыбы. Установите особенности размножения с метаморфозом у земноводных. *   Познакомьте   учащихся   с   систематикой   земноводных,   с   многообразием   их экологических групп и значением в биоценозах. Вопросы для обсуждения. 1. Какие   прогрессивные   изменения   произошли   у   земноводных   в   ходе эволюции? 2. Какие черты наземных позвоночных свойственны лягушке? 3. В чем заключается сходство земноводных и рыб? 4. Опишите скелет лягушки. Чем отличаются конечности амфибий от парных плавников рыб? 5. Какие отделы скелета черепа, развитые у рыб, редуцированны у амфибий и почему? 6. Какие органы дыхания, кроме легких имеются у амфибий? 7. Из каких отделов состоит сердце? По каким артериям у лягушки течет венозная кровь, а по каким артериальная? 8. Какие особенности в строении органов зрения и слуха амфибий вызваны переходом на сушу? 9. Как происходит размножение и развитие лягушки? 10.Каких позвоночных животных можно считать предками амфибий? 11.Каких земноводных можно спутать со змеями? Где они встречаются? Что вы знаете об их образе жизни? 12.Приведите примеры использования земноводных человеком. 13.Под каким углом прыгает лягушка? 14.Какие виды земноводных обитают в вашей местности? 15.Почему жаб часто можно встретить на грядках с земляникой? 16.Какие мероприятия по охране земноводных вы можете предложить? 17.Почему человек поставил памятник лягушке? Закрепление материала.  Установите,   чем   по   внешнему   виду   земноводные   отличаются   от   рыб. Обратите внимание на форму тела, покровы, наличие конечностей и пр.  Рассмотрите   конечности   земноводных.  Выясните,   из   каких   отделов   они состоят. Чем задние конечности отличаются от передних? Какое значение имеет такое строение конечностей?  Установите по рисункам, каковы особенности строения языка лягушки. Расскажите, как она ловит и заглатывает добычу.  Рассмотрите   схему   строения   пищеварительной   системы   лягушки. Выпишите   в   тетрадь   цифры,   обозначающие   органы   пищеварительной системы, и дайте им названия. Найдите на влажном препарате вскрытой лягушки названные вами органы пищеварительной системы лягушки.  Рассмотрите   схемы   строения   легких   земноводных   и   решите,   у   какого животного ­ тритона, лягушки или жабы ­ эти органы наиболее развиты. С чем связанна разная развитость легких земноводнх?  Какие особенности строения лягушки способствуют ее жизни как в воде, так и на суше? Заполните таблицу:  Рассмотрите в учебнике и в задании схему строения кровеносной системы лягушки.  Найдите   сердце   с  двумя   предсердиями   и   одним   желудочком, крупные   артерии   и   вены.  Проследите,  где   начинаются   и  заканчиваются большой и малый круги кровообращения.   Рассмотрите  рисунки   с  изображением   выделительной   и  половой   систем земноводных. Решите, куда поступает моча? Каковы функции мочевого пузыря?   Выясните,   чем   половая   система   самки   отличается   от   половой системы самца?  Напишите,   чем   отличается   строение   кровеносной   системы   у   рыб   и амфибий.  Напишите, чем отличается строение скелета у рыб и амфибий.  Напишите, чем отличается строение нервной системы у рыб и амфибий.  Назовите органы чувств у рыб и амфибий.  Составьте   схему   процесса   развития   лягушки.   Напишите   о   значении амфибий в природе.  Расскажите по рисунку, как происходит развитие потомства лягушки из оплодотворенной икры. Решите, почему развитие земноводных возможно только в воде.  Дополните схему классификации амфибий. Приведите примеры животных.  Закончите предложение. Стегоцефалы ­ это ___.  Рассмотрите  рисунки   и  решите,  на  основе   чего   можно  утверждать,  что земноводные произошли от древних рыб.  Объясните, в связи с чем произошел выход позвоночных на сушу. Какие изменения в их строении происходили в связи с этим?  Составьте   цепочку   (сеть)   питания   с   участием   земноводных   (например, жабы, лягушки):           Капуста ­ _____ ­ жаба.  Найдите ошибки в тексте и исправьте их.           У лягушки выпуклые глаза, их прикрывают верхние веки с ресницами. Тело лягушки   покрыто   слизью,   что   предохраняет   кожу   от   высыхания.   Окраска   у лягушек   яркая,   привлекающая   насекомых,   которыми   они   питаются. Ограничивающим фактором в размножении лягушек является вода. Домашнее задание. Изучить текст учебника, ответить на вопросы рубрик   «Проверьте   свои   знания»   и   «Придумайте!».   Творческое   задание. Подготовить   сообщение   о   земноводных   из   дополнительной   литературы. Придумать   рассказ,   сказку,   стихотворение   о   земноводных   или   найти   уже имеющиеся произведения в литературе.

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные

Класс земноводные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.04.2019