«Классификация экологических факторов. Закономерности действия экологических факторов»
Оценка 4.7

«Классификация экологических факторов. Закономерности действия экологических факторов»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
9 кл—11 кл
22.12.2021
«Классификация экологических факторов. Закономерности действия экологических факторов»
Технологическая карта урока по биологии. Тип урока: урок открытия нового знания. Форма обучения: фронтальная, парная. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический.
урок биологии.docx

            Технологическая карта урока биологии по теме

«Классификация экологических факторов. Закономерности действия экологических факторов»

 

Автор: Сосницкая Татьяна Григорьевна.

Учебное учреждение: МБОУ «Школа № 78 города Донецка».

Название работы: урок биологии «Классификация экологических факторов. Закономерности действия экологических факторов».

Цель: Изучить и раскрыть понятия «экологические, абиотические, антропогенные факторы», изучить группы экологических факторов, классифицировать экологические факторы, существующие в природе.

 Задачи:

Общеобразовательные:

- научить объяснять значение тематических понятий;

- научить перечислять и классифицировать факторы разных групп, приводить примеры:

- научить описывать значение экологических факторов для растений и животных, предвидеть возможные последствия действий антропогенных факторов на живую природу и здоровье человека;

- продолжить формирование умений и навыков при работе с текстом учебника, дополнительным дидактическим материалом;

Развивающие:

- развивать способности анализировать, обобщать изученный материал, способности делать выводы, оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- развивать способности действий по алгоритму, способности формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению биологии, осознавать возможность применять свои знания в повседневной жизни;

Воспитательные:

- способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей среде и к своему здоровью;

- воспитывать аккуратность в работе, коммуникативные качества при выполнении заданий.

Целевая аудитория: 9 класс

Форма организации обучения: урок.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма обучения: фронтальная, парная.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер с выходом в интернет.

Использованная литература: Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/(В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Щевцов, З.Г.Гапонюк); под ред. В.В.Пасечника.-2-е изд.-М.:Просвещение, 2016.-207 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

Приветствие и подготовка обучающихся к уроку.

Приветствие, подготовка  к уроку, повторение домашнего задания.

2.

Проверка домашнего задания.

Проверка усвоения учебного материала по теме предыдущего урока.

Ответы учащихся на вопросы по теме. Упражнение «Мозговой штурм».

3.

Активизация опорных знаний.

Мотивация учебной деятельности.

Фронтальная беседа. Вопросы к учащимся:

1. Что такое экология?

2. Назовите задачи экологии.

3. Назовите разделы экологии.

4. Какое место в системе наук занимает экология?

5. Какие методы исследований используют экологи?

 

Обучающиеся отвечают на вопросы .

4.

Изучение новых знаний и способов деятельности.

Объяснение нового материала в процессе выполнения тематических заданий (Приложение 1).

 

Все составляющие окружающей среды, влияющие на состояние и свойства живых организмов и их сообществ, называют экологическими факторами. В зависимости от природы и особенностей действия экологические факторы делят на 3 основные группы: абиотические, биотические, антропогенные.

Абиотические факторы-это компоненты и явления неживой природы. Абиотические факторы бывают: 1)климатические, 2)геологические, 3)орографические, 4)почвенно-грунтовые, 5)гидрологические.

Иначе абиотические факторы делят на физические, химические, эдафические.

Биотические факторы- это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга. В зависимости от воздействующего организма биотические факторы делят на: 1)фитогенные (влияние растений), 2)зоогенные (влияние животных), 3)микробогенные (влияние микроорганизмов).

Антропогенные факторы-это деятельность человека, приводящая либо к прямому воздействию на живые организмы, либо к изменению среды обитания этих организмов.

Запись темы урока, целеполагание.

 

 

 

Во время объяснения учащиеся принимают активное участие при выполнение заданий (Приложение 1), а также ведут конспект в тетради.

5.

Закрепление учебного материала.

Проверка знаний по теме урока. Выполнение теста (Приложение 2), проверка ответов, анализ ошибок, допущенных обучающимися.

Учащиеся выполняют тест. (Приложение 2).

Проверяют ответы, проводят анализ над ошибками.

6.

Подведение итогов.

Рефлексия.

Обобщение и систематизация учебного материала. Тематические тезисы:

 

-экологические факторы – это отдельные элементы среды, которые воздействуют на организм;

 

- виды экологических факторов: антропогенные, абиотические, биотические;

 

- все имеющиеся в природе экологические факторы воздействуют на жизнь организмов по-разному и имеют различную степень важности для разных видов.

 

Подведение итогов урока, выставление и комментирование отметок.

Обучающиеся записывают выводы по новому материалу.

 

Продолжают предложения:

«На этом уроке я узнал…»

«Удивительным для меня стало…»

«Было трудно…»

«Было интересно…»

«Теперь я умею…»

«Мне нужно повторить…»

«Я попробую сам…»

7.

Домашнее задание.

Выучить параграфы 39, 40.

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

 

Запись домашнего задания в дневники.

Приложение 1

Задание 1.

Необходимо найти в каждом ряду лишнее слово. Объясните свой выбор.

1- свет, влажность, дерево, температура;

2- черёмуха, воробей, камень, страус;

3- человек, песок, вода, огонь.

Ответы:

1-дерево, 2- камень, 3- человек.

Задание 2.

Что может объединять человека, дерево и камень?

Ответ:

Это составляющие окружающей среды.

 

Задание 3.

Распределите экологические факторы в соответствующие колонки:

1. температура

2. свойства почвы

3. опыление насекомыми растений

4. загрязнение атмосферы

5. извержение вулкана

6.конкуренция

7. вырубка лесов

8. эрозия почв

9. симбиоз

Абиотические факторы

Биотические факторы

Антропогенные факторы

 

 

 

 

Ответы:

Абиотические факторы – 1, 2, 5

Биотические факторы – 3, 6, 9

Антропогенные факторы – 4, 7, 8

 

Задание 4.

Ответь те на вопросы:

1. Что такое толерантность?

2. Что характеризует кривая толерантности?

3. Что такое адаптация?

4. Какую роль играет адаптация в жизни организма?

5. Приведите примеры адаптаций животных и растений, живущих в условиях пустыни.

 

Приложение 2

Тест:

1. Наука, изучающая связи организмов с окружающей средой:

А) экология

Б) зоология

В) ботаника

Г) анатомия

2. Совокупность элементов окружающей среды, воздействующих на организм:

А) экологические факторы

Б) биотические факторы

В) антропогенные факторы

Г) абиотические факторы

3. Факторы неживой природы, воздействующие на организм:

А) биохимические

Б) биотические

В) абиотические

Г) антропогенные

4. Смыв в водоёмы избытка удобрений и ядохимикатов является:

А) физическим фактором

Б) абиотическим фактором

В) биотическим фактором

Г) антропогенным фактором

5. Факторы живой природы, воздействующие на организм:

А) биохимические

Б) биотические

В) абиотические

Г) антропогенные

Ответы:

1-А, 2-А, 3-В, 4-Г, 5-Б


 

Технологическая карта урока биологии по теме «Классификация экологических факторов

Технологическая карта урока биологии по теме «Классификация экологических факторов

Ход урока: № п/п

Ход урока: № п/п

Биотические факторы- это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга

Биотические факторы- это всевозможные формы влияния живых организмов друг на друга

Приложение 1 Задание 1. Необходимо найти в каждом ряду лишнее слово

Приложение 1 Задание 1. Необходимо найти в каждом ряду лишнее слово

Факторы неживой природы, воздействующие на организм:

Факторы неживой природы, воздействующие на организм:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2021