Классификация стратегий предприятия
Под стратегией понимается качественно определенное направление развития предприятия, план достижения его генеральных целей.
В процессе стратегического управления для предприятия разрабатываются следующие стратегии:
· корпоративная (на уровне предприятия в целом),
· деловые (для конкретных бизнес-единиц),
· функциональные (маркетинговая, научно-техническая, производственная, кадровая, сбытовая, финансовая).
Базовые корпоративные стратегии развития предприятия (стратегические альтернативы):
1. Концентрированный рост (усиление позиций на рынке, развитие рынка, развитие продукта)
2. Рост (интегрированный рост - приобретение собственности, внутреннее расширение и диверсифицированный рост - производство новых продуктов)
3. Стратегия сокращения (целенаправленное и сбалансированное сокращение бизнеса в связи с изменениями на рынке и т.п.)
4. Комбинированная
Базовые деловые стратегии М.Портера:
· лидерство в издержках (минимизация издержек);
· дифференциация продукции (предложения различных видов продукции);
· фокусирование (концентрация усилий на конкретном сегменте рынка).
К деловым стратегиям можно отнести стратегию раннего выхода на рынок (стратегия первопроходца).
Общие этапы разработки стратегии:
· разработка миссии организации
· определение генеральных целей
· оценка и анализ внешней среды и управленческое обследование сильных и слабых сторон
· анализ стратегических альтернатив
· выбор стратегии.
Наиболее распространенным методом исследования внешней среды является SWOT- анализ.
Привлекательность и прибыльность отрасли по М. Портеру, определяется пятью силами или факторами конкуренции (Модель 5 С):
1. Соперничество среди конкурирующих предприятий.
2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены (товары заменители).
3. Угроза появления новых конкурентов (потенциальные конкуренты).
4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков (поставщики).
5. Экономические возможности и торговые способности покупателей (покупатели).
Основные подходы портфельного анализа
портфельная матрица Бостонской консультационной группы, или матрица БКГ
модель Мак-Кинзи, или «экран бизнеса».
В матрице БКГ для оценки конкурентоспособности отдельных бизнесов используются два критерия: темп роста отраслевого рынка и относительная доля рынка (рис 2). Модель Мак-Кинзи включает девять квадратов и основана на оценке долгосрочной привлекательности отрасли и конкурентоспособности стратегической единицы бизнеса.
Темп роста рынка |
Высокий |
«Звезда» |
«Проблема» |
Низкий |
«Дойная корова» |
«Собака» |
|
|
Высокая |
Низкая |
|
Относительная доля рынка |
Рис. 2. Матрица БКГ
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.