Классификация учебных занятий в дополнительном образовании
Оценка 4.9

Классификация учебных занятий в дополнительном образовании

Оценка 4.9
docx
16.05.2024
Классификация учебных занятий в дополнительном образовании
Классификация занятий учеба.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ УЧЕБА

«Классификация учебных занятий в дополнительном образовании»

 

 

 

Подготовила: Чиркова Лариса Владимировна, методист

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Изучение сущности и структуры занятия приводит к выводу, что занятие является сложным педагогическим объектом.

Занятия могут быть разделены на три типа по различным признакам.

В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации занятий:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

При классификации по основной дидактической цели выделяют такие типы занятий:

-         ознакомление с новым материалом;

-         закрепление изученного материала;

-         применение знаний и умений;

-         обобщение и систематизация знаний;

-         проверка и коррекция знаний и умений.

  Классификация по основному способупроведения подразделяет их на занятия:

-         в форме беседы;

-         лекции;

-         экскурсии;

-         киноурока;

-         самостоятельной работой обучающихся.

Если же за основу классификации берут основные этапы учебного процесса, то выделяют занятия таких типов:

-         вводные;

-         первичного ознакомления с материалом;

-         образования понятий, установления законов и правил;

-         применения полученных правил на практике;

-         повторения и обобщения;

-         контрольные;

-         смешанные или комбинированные занятия.

 

ЗАНЯТИЕ – ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Структура занятия - ознакомления с новым материалом определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы:

v сообщение темы, цели, задач занятия и мотивация учебной деятельности;

v подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;

v ознакомление с новым материалом;

v первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;

v постановка задания на дом;

v подведение итогов занятия.

ЗАНЯТИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

 

           

ЗАНЯТИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Основная дидактическая цель его – формирование определенных умений. Наиболее общая структура занятия закрепления изученного такова:

v проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;

v  сообщение темы, цели и задач занятия, мотивация учения:

v  воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

v  перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

v  подведение итогов занятия;

v постановка домашнего задания.  

 

ЗАНЯТИЕ ПРОВЕРКИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ

      Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом занятии. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем педагог проводит специальные занятия контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения обучающимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определённые решения по совершенствованию собственного учебного процесса.

      Определяя структуру занятия контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений. При таком подходе возможна следующая структура занятия:

v  ознакомление с целью и задачами занятия, инструктаж обучающихся по организации работы на занятии;

v  проверка знаний обучающимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;

v  проверка знаний обучающимися основных понятий, правил, законов и их умений, объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;

v  проверка умений обучающихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

v  проверка умений обучающихся применять знания в изменённых, нестандартных условиях;

v  подведение итогов (на данном и последующих занятиях).

 

ЗАНЯТИЕ - КОНСУЛЬТАЦИЯ

На занятиях данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.

В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые занятия – консультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть занятия работы над ошибками, занятия анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.

В ходе занятия-консультации педагог имеет возможность узнать обучающихся с лучшей стороны, пополнить сведения о динамике их продвижения, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тем, кто испытывает затруднения.

 

 

ЗАНЯТИЕ – ЭКСКУРСИЯ

      На занятия экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний обучающихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к обучению.

      По содержанию занятия – экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.

      По времени проведения различают вводные, сопутствующие и заключительные занятия – экскурсии.

      Форма проведения занятий – экскурсии весьма многообразна. Это и «пресс – конференция» с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино – или телеэкскурсии, и занятие обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

      Тем не менее, структурные элементы различных типов занятий – экскурсий являются, в достаточной степени, определительными.

      Например, тематическое занятие – экскурсия может иметь следующую структуру:

v  сообщение темы, цели и задачи занятия;

v  актуализация опорных знаний обучающихся;

v  восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;

v  обобщение и систематизация знаний;

v  подведение итогов занятия и сообщение обучающимся индивидуальных знаний.

                                   КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ.

Комбинированное занятие характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных занятий. Традиционной является следующая структура комбинированного занятия:

-         ознакомление с темой занятия, постановка его целей и задач;

-         проверка домашнего задания;

-         проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу;

-         изложение нового материала;

-         первичное закрепление изученного;

-         подведение итогов занятия и постановка домашнего задания.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Изучение сущности и структуры занятия приводит к выводу, что занятие является сложным педагогическим объектом

Изучение сущности и структуры занятия приводит к выводу, что занятие является сложным педагогическим объектом

Основная дидактическая цель его – формирование определенных умений

Основная дидактическая цель его – формирование определенных умений

На занятия экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний обучающихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей обучающихся,…

На занятия экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний обучающихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей обучающихся,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2024