МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ УЧЕБА
«Классификация учебных занятий в дополнительном образовании»
Подготовила: Чиркова Лариса Владимировна, методист
Изучение сущности и структуры занятия приводит к выводу, что занятие является сложным педагогическим объектом.
Занятия могут быть разделены на три типа по различным признакам.
В теории и практике обучения традиционными являются следующие классификации занятий:
- по основной дидактической цели;
- по основному способу их проведения;
- по основным этапам учебного процесса.
При классификации по основной дидактической цели выделяют такие типы занятий:
- ознакомление с новым материалом;
- закрепление изученного материала;
- применение знаний и умений;
- обобщение и систематизация знаний;
- проверка и коррекция знаний и умений.
Классификация по основному способупроведения подразделяет их на занятия:
- в форме беседы;
- лекции;
- экскурсии;
- киноурока;
- самостоятельной работой обучающихся.
Если же за основу классификации берут основные этапы учебного процесса, то выделяют занятия таких типов:
- вводные;
- первичного ознакомления с материалом;
- образования понятий, установления законов и правил;
- применения полученных правил на практике;
- повторения и обобщения;
- контрольные;
- смешанные или комбинированные занятия.
ЗАНЯТИЕ – ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Структура занятия - ознакомления с новым материалом определяется его основной дидактической целью: введением понятия, установлением свойств изучаемых объектов, построением правил, алгоритмов и т.д. Его основные этапы:
v сообщение темы, цели, задач занятия и мотивация учебной деятельности;
v подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
v ознакомление с новым материалом;
v первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
v постановка задания на дом;
v подведение итогов занятия.
ЗАНЯТИЕ – ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ
ЗАНЯТИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Основная дидактическая цель его – формирование определенных умений. Наиболее общая структура занятия закрепления изученного такова:
v проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;
v сообщение темы, цели и задач занятия, мотивация учения:
v воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;
v перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
v подведение итогов занятия;
v постановка домашнего задания.
ЗАНЯТИЕ ПРОВЕРКИ И КОРРЕКЦИИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
Контроль и коррекция знаний и умений осуществляется на каждом занятии. Но после изучения одной или нескольких подтем или тем педагог проводит специальные занятия контроля и коррекции, чтобы выявить уровень овладения обучающимися комплексом знаний и умений, и на его основе принять определённые решения по совершенствованию собственного учебного процесса.
Определяя структуру занятия контроля и коррекции, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний и умений. При таком подходе возможна следующая структура занятия:
v ознакомление с целью и задачами занятия, инструктаж обучающихся по организации работы на занятии;
v проверка знаний обучающимися фактического материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях;
v проверка знаний обучающимися основных понятий, правил, законов и их умений, объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры;
v проверка умений обучающихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
v проверка умений обучающихся применять знания в изменённых, нестандартных условиях;
v подведение итогов (на данном и последующих занятиях).
ЗАНЯТИЕ - КОНСУЛЬТАЦИЯ
На занятиях данного типа проводится целенаправленная работа не только по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся, обобщению и систематизации программного материала, но и по развитию их умений.
В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые занятия – консультации. Тематические консультации проводятся либо по каждой теме, либо по наиболее значимым или сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения и подведения итогов самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов. Это могут быть занятия работы над ошибками, занятия анализа результатов контрольной работы или зачета и т.д.
В ходе занятия-консультации педагог имеет возможность узнать обучающихся с лучшей стороны, пополнить сведения о динамике их продвижения, выявить наиболее любознательных и пассивных, поддержать и помочь тем, кто испытывает затруднения.
ЗАНЯТИЕ – ЭКСКУРСИЯ
На занятия экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний обучающихся; установление связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к обучению.
По содержанию занятия – экскурсии делятся на тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких учебных предметов.
По времени проведения различают вводные, сопутствующие и заключительные занятия – экскурсии.
Форма проведения занятий – экскурсии весьма многообразна. Это и «пресс – конференция» с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.д., и исторические экскурсии по изучаемому предмету, и кино – или телеэкскурсии, и занятие обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.
Тем не менее, структурные элементы различных типов занятий – экскурсий являются, в достаточной степени, определительными.
Например, тематическое занятие – экскурсия может иметь следующую структуру:
v сообщение темы, цели и задачи занятия;
v актуализация опорных знаний обучающихся;
v восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
v обобщение и систематизация знаний;
v подведение итогов занятия и сообщение обучающимся индивидуальных знаний.
КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ.
Комбинированное занятие характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных занятий. Традиционной является следующая структура комбинированного занятия:
- ознакомление с темой занятия, постановка его целей и задач;
- проверка домашнего задания;
- проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу;
- изложение нового материала;
- первичное закрепление изученного;
- подведение итогов занятия и постановка домашнего задания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.