Метапредметы - это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыслительнодеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления - «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
Метапредмет «Знак»
В рамках этого метапредмета у школьников формируется способность к схематизации.
С помощью схем учащиеся учатся выражать свои мысли, какую часть учебного материала они усвоили, что хотят сделать.
Основная цель: с помощью знаков осуществляется путь к знаниям. Ученики осваивают технологию схематизации, употребления знаков и символов.
Классификация метапредметов
метапредм
еты
знак
знание
схема
смысл
ситуация
задача
проблема
идеализация
Метапредметы это новая образовательная форма, которая
выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Это учебный
предмет нового типа, в основе которого лежит мыслительнодеятельностный
тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к
базисным организованностям мышления «Знание», «Знак», «Проблема»,
«Задача».
Метапредмет «Знак»
В рамках этого метапредмета у школьников формируется
способность к схематизации.
С помощью схем учащиеся учатся выражать свои мысли, какую часть
учебного материала они усвоили, что хотят сделать.
Основная цель: с помощью знаков осуществляется путь к знаниям.
Ученики осваивают технологию схематизации, употребления знаков и
символов.Метапредмет «Знание»
В рамках метапредмета «Знание» формируется свой блок
способностей. Например, у учащегося развивается способность работать с
системой знаний, т.е. работа с понятиями. Формируется способность
выделять из задания зону «знания» и «незнания» учащийся сам выделяет то,
что он знает, и то, что он должен познать. Знания учащийся добывает
самостоятельно, наметив план поиска. Освоение данной техники предполагает
развитие также таких универсальных способностей как понимание,
воображение, рефлексия.
«Знания» это творческое мышление, понимание того, что главное, чему
надо учить в школе. Учащиеся с большим интересом станут учиться лишь
тогда, когда они сами «переоткроют» то или иное явления, сами запишут
новую – старую химическую реакции. То есть в тот момент, когда ученик
поймёт, каково это сделать самому, а не прочитать в учебнике или услышать
от учителя.
Метапредмет «Задача»
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных
типах задач и способах их решения.
У учащихся формируются способности понимать и схематизировать
условия задачи, конструировать способ её решения, выстраивать план по
решению, рефлексировать свою деятельность.
Метапредмет «Проблема»
Основная задача данной технологии состоит в том, чтобы научить
человека видеть и понимать ситуацию в целом, вырабатывать
собственную позицию и уметь отстаивать её.Учащиеся развивают мыслительные способности. При возникновении
проблемной ситуации учащийся сначала проанализирует её, выдвинет свою
точку зрения. Посмотрит на проблему с разных позиций и затем построит
план по её решению. Учащийся развивается как личность.
Метапредметные методы особый вид когнитивных методов
обучения, которые представляют собой метаспособы, соответствующие
метасодержанию эвристического образования. (А.В. Хуторской):
У учащегося формируется:
способность смыслового видения;
способность вживания;
способность образного видения;
способность графических ассоциаций;
способность фонетических ассоциаций;
способность символического видения;
способность наблюдать;
способность сравнивать;
способность находить и видеть ошибки.