Классификация методов обучения.

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.
Иконка файла материала Классификация методов обучения.doc
Классификация методов обучения. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее   время   известны   десятки   классификаций   методов   обучения.   Однако   нынешняя   дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов.   Обучение   –   чрезвычайно   подвижный,   диалектический   процесс.   Система   методов   должна   быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов. И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций методов обучения, которые мы рассмотрим подробнее. 1.  Традиционная  классификация  методов  обучения,  берущая  начало   в древних  философских   и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет   о   себе   мощный   безбумажный   источник   информации   –   видео   в   сочетании   с   новейшими компьютерными   системами.   В   классификации   выделяется   пять   методов:   практический,   наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод.  Каждый из этих  общих методов  имеет  модификации  (способы выражения). Метод Практический Опыт Упражнение Учебно­ производительны й труд Наглядный Иллюстрация Демонстрация Наблюдения  учащихся Словесный Объяснение Разъяснение Рассказ Беседа Инструктаж Лекция Дискуссия  Диспут Видеометод Просмотр Обучение Упражнения под  контролем  «электронного  учителя» Контроль Работа с книгой Чтение  Изучение Реформирование Беглый просмотр Цитирование Изложение Составление  плана Конспектирован ие 2.   Классификация   методов  по   назначению  (М.А.   Данилов,   Б.П.   Есипов).   В   качестве   общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:  Приобретение знаний;  Формирование умений и навыков;  Применение знаний;    Проверка знаний, умений, навыков. Нетрудно   заметить,   что   данная   классификация   методов   согласуется   с   классической   схемой организации   учебного   занятия   и   подчинена   задаче   помочь   педагогам   в   осуществлении   учебно­ воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов. Творческая деятельность; Закрепление; 3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).   Тип   познавательной   деятельности   –   это   уровень   самостоятельности   (напряженности) познавательной   деятельности,   которого   достигают   учащиеся,   работая   по   предложенной   учителем   схеме обучения. В данной классификации выделяют следующие методы: Репродуктивный;  Объяснительно­иллюстративный (информационно­рецептивный);   Проблемное изложение;  Частично­поисковый (эвристический);  Исследовательский. 4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения: 1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала; 2) методы,   способствующие   закреплению   и   совершенствованию   приобретенных   знаний   (Г.И. Щукина, И.Т. Огородникова и др.)К   первой   группе   относятся:   информационно­развивающие   методы   (устное   изложение   учителя, беседа,   работа   с   книгой);   эвристические   (поисковые)   методы   обучения   (эвристическая   беседа,   диспут, лабораторные работы); исследовательский метод. Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы. 5. Предприняты   многочисленные  попытки   создания  бинарных и полинарных классификаций методов   обучения,   в   которых   последние   группируются   на   основе   двух   или   более   общих   признаков. Например, бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании: 1) методов преподавания; 2) методов учения. Методы обучения Метод преподавания Метод учения Информационно­сообщающий Объяснительный Инструктивно­практический Объяснительно побуждающий Побуждающий Исполнительный Репродуктивный Продуктивно­практический Частично­поисковый Поисковый Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни   познавательной   активности,   а   также   логические   пути   учебного   познания,   предложили   В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук. 6.   Наибольшее   распространение   в   дидактике   последних   десятилетий   получила   классификация методов   обучения,   предложенная   академиком   Ю.К.   Бабанским.   В   ней   выделяется   три   большие   группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно­познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно­познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно­познавательной деятельности. Методы организации и осуществления учебно­познавательной деятельности Словесные Наглядные Практические Индуктивные и дедуктивные Репродуктивные и проблемно­ поисковые самостоятельной работы и работы под Методы руководством преподавателя Источники Логика Мышление Управление Методы стимулирования и мотивации учебно­познавательной деятельности Методы стимулирования и мотивации интереса к учению Методы стимулирования и мотивации долга и  ответственности в учении Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно­познавательной деятельности Методы устного контроля и  самоконтроля Методы письменного  контроля и самоконтроля Методы лабораторно­ практического контроля и  самоконтроля Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее   любых   самых   искусных   построений   и   абстрактных   схем.   Поэтому   поиски   более   совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжается.