Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.
Классификация методов обучения.
Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. В
настоящее время известны десятки классификаций методов обучения. Однако нынешняя дидактическая
мысль созрела до понимания того, что не следует стремиться установить единую и неизменную номенклатуру
методов. Обучение – чрезвычайно подвижный, диалектический процесс. Система методов должна быть
динамичной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике
применения методов.
И.П. Подласый выделяет 6 наиболее обоснованных классификаций методов обучения, которые мы
рассмотрим подробнее.
1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и
педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в
ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: практика, наглядность, слово.
В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее
заявляет о себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими
компьютерными системами. В классификации выделяется пять методов: практический, наглядный,
словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы
выражения).
Метод
Практический
Опыт
Упражнение
Учебно
производительны
й труд
Наглядный
Иллюстрация
Демонстрация
Наблюдения
учащихся
Словесный
Объяснение
Разъяснение
Рассказ
Беседа
Инструктаж
Лекция
Дискуссия
Диспут
Видеометод
Просмотр
Обучение
Упражнения под
контролем
«электронного
учителя»
Контроль
Работа с книгой
Чтение
Изучение
Реформирование
Беглый просмотр
Цитирование
Изложение
Составление
плана
Конспектирован
ие
2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). В качестве общего
признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на
уроке. Выделяются следующие методы:
Приобретение знаний;
Формирование умений и навыков;
Применение знаний;
Проверка знаний, умений, навыков.
Нетрудно заметить, что данная классификация методов согласуется с классической схемой
организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно
воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.
Творческая деятельность;
Закрепление;
3. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н.
Скаткин). Тип познавательной деятельности – это уровень самостоятельности (напряженности)
познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме
обучения. В данной классификации выделяют следующие методы:
Репродуктивный;
Объяснительноиллюстративный (информационнорецептивный);
Проблемное изложение;
Частичнопоисковый (эвристический);
Исследовательский.
4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:
1) методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;
2) методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И.
Щукина, И.Т. Огородникова и др.)К первой группе относятся: информационноразвивающие методы (устное изложение учителя,
беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут,
лабораторные работы); исследовательский метод.
Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные
упражнения и др.); практические работы.
5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных и полинарных классификаций
методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.
Например, бинарная классификация методов обучения М.И. Махмутова построена на сочетании: 1) методов
преподавания; 2) методов учения.
Методы обучения
Метод преподавания
Метод учения
Информационносообщающий
Объяснительный
Инструктивнопрактический
Объяснительно побуждающий
Побуждающий
Исполнительный
Репродуктивный
Продуктивнопрактический
Частичнопоисковый
Поисковый
Полинарную классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний,
уровни познавательной активности, а также логические пути учебного познания, предложили В.Ф.
Паламарчук и В.И. Паламарчук.
6. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация
методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы
методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности;
2) методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности;
3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности
Словесные
Наглядные
Практические
Индуктивные и
дедуктивные
Репродуктивные и
проблемно
поисковые
самостоятельной
работы и работы под
Методы
руководством
преподавателя
Источники
Логика
Мышление
Управление
Методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации интереса
к учению
Методы стимулирования и мотивации долга и
ответственности в учении
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности
Методы устного контроля и
самоконтроля
Методы письменного
контроля и самоконтроля
Методы лабораторно
практического контроля и
самоконтроля
Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и
сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных
классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам
совершенствовать практику, продолжается.