Классификация предприятий
Оценка 4.6

Классификация предприятий

Оценка 4.6
Лекции
doc
обществознание
Взрослым
07.03.2018
Классификация предприятий
Лекция по дисциплине "Экономика". Может использоваться при изучении "Обществознания". В лекции рассматриваются: понятие организации и предприятия, классификация организаций по по виду и характеру деятельности, отраслевому признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам, жизненный цикл предприятия (создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация)Лекция
Классификация предприятий.doc
Понятие и классификация организаций Термин "организация" происходит от французского слова organisation и означает устройство, сочетание кого­либо   или   чего­либо   в   единое   целое.   Организация   предполагает   внутреннюю   упорядоченность   частей целого как средство достижения желаемого результата. Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Каждая организация имеет свое предназначение ­ миссию, во имя которой люди   объединяются   и   осуществляют   свою   деятельность.   Осуществляя   свою   миссию   (предназначение), организация   добивается   достижения   определенных   целей   ­   выживания,   роста,   доходности.   Она   выпускает определенную   продукцию   или   оказывает   услуги,   использует   различные   технологии,   несет   ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом. То   есть   под   организацией   следует   понимать   предприятие,   фирму,   учреждение.   Чтобы   считаться организацией нужно отвечать трем обязательным условиям: 1) наличие не менее двух людей, которые считают себя членами этой группы; 2) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. того конечного результата, к которому стремится данная организация); 3) члены группы намеренно работают вместе, чтобы достичь намеченных целей. Из всего многообразия различных организаций особую роль в экономике страны играют предприятия, поскольку именно они создают необходимые обществу и потребителям товары и услуги. Предприятие  ­ это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие предоставляет рабочие места, выплачивает заработную плату. Путем выплаты налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Таким образом, предприятия ­ это обособленные экономические структуры. В силу своей обособленности предприятия самостоятельны: ­ в производственной деятельности (решают, каких товаров и услуг сколько и как производить); ­ коммерческой деятельности (определяют, что и сколько продавать, покупать, распределять); ­ распределении произведенного продукта (сколько должно пойти на собственные нужды, а сколько ­ на обмен и накопление и т.д.). Отсюда следует, что предприятие ­ это основное звено экономики. Эффективная работа предприятий ­ важнейшее условие успешного развития экономики страны. Предприятие представляет собой производственно­технологическое, организационное и экономическое единство.  Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет   в   банке.   Оно   является   юридическим   лицо,     несет   имущественную   ответственность   по   своим обязательствам.   Часто   в   хозяйственной   практике   используется   понятие   "фирма".   Каждое   предприятие   в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в   рыночных   условиях   нет   гарантии,   что   предприятие   ее   получит.   Прибыльность   зависит   от   многих обстоятельств: правильного определения спроса покупателей на конкретные товары и услуги и ориентации предприятия   на   их   производство;   уровня   издержек   производства,   которые   должны   быть   меньше   доходов, полученных от продажи собственной продукции. Последнее, в свою очередь, зависит от производительности системы,   научно­технического   прогресса   (НТП),   уровня   организации   производства   и   труда,   степени конкуренции и т.п. Получение максимальной прибыли требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, своей системы организации, своего маркетинга, своих форм хозяйствования. Предприятия различны по условиям деятельности, целям и характеру функционирования. Следовательно, все многообразие предприятий можно классифицировать по различным признакам. При этом   следует   отметить,   что   такая   классификация   носит   условный   характер,   ибо   один   и   тот   же   субъект хозяйствования может одновременно относиться к различным классификационным группам. Обычно   организации   классифицируются   по   виду   и   характеру   деятельности,   отраслевому   признаку, формам собственности, своему размеру, правовому положению и другим признакам. Согласно   Гражданскому   кодексу   РФ  (ст.   50)  организации   подразделяются   на  коммерческие  и некоммерческие.  К  коммерческим  относятся организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной   цели   своей   деятельности.   Коммерческие   организации   могут   создаваться   в   форме   хозяйственных товариществ   и   обществ,   производственных   кооперативов,   государственных   и   муниципальных   унитарных предприятий. Некоммерческие  организации не ставят своей целью получение  прибыли и распределение ее между участниками. К ним относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, учреждения и др. Все   субъекты   хозяйствования   различаются   по  сфере   деятельности.   Выделяют   предприятия, действующие   в   сфере  материального  и  нематериального   производства.   К   сфере   материального производства   относятся   предприятия,   занятые   производством   материальных   благ   (различных   товаров   и изделий)   и  материальных  услуг (связи,  транспорта,  торговли).  Предприятия  нематериального  производства создают   любые   нематериальные   блага   (духовные   ценности)   и   оказывают   нематериальные   услуги   (научные, бытовые, страховые, здравоохранения и др.).   химические,   текстильные   и   т.п.), По отраслевой принадлежности субъекты хозяйствования делятся на предприятия промышленности (металлургические, (животноводческие, овощеводческие и т.д.),  транспорта  (автомобильные, железнодорожные, авиационные, речного и морского  общественного   питания флота,   трубопроводные), (рестораны,   кафе,   столовые)   и   т.д.   Все   организации   имеют   свои   специфические   отраслевые   особенности функционирования.  торговли  (оптовые   базы,   розничные   магазины),  сельского   хозяйства  По виду и характеру деятельности различаются предприятия добывающие (нефте­, газо­, угледобыча и др.), перерабатывающие (мясные, молочные, консервные, текстильные, кожевенные и др.), обрабатывающие (машиностроение, станкостроение и др.) и т.д. По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные. По   данным   официальной   статистики,   в   России   только   4%   государственных   предприятий.   Например, Ижевский механический завод,  Казанский пороховой завод,   ФГУП «Космическая связь».     Гос.предприятия создаются   там,   где   частный   бизнес   нежелателен   (электростанции,   городской   транспорт,   почта, фундаментальные научные исследования и др.).        Одним   из   важнейших   признаков   классификации   предприятий   является   его  размер,   определяемый численностью работников либо размером выручки от реализации произведенных товаров или оказанных услуг. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209­ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в   Российской   Федерации"   установлены   условия   отнесения   к   субъектам   малого   и   среднего предпринимательства. Так, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: а) для средних предприятий ­ от 101 до 250 человек; б) для малых предприятий ­ до 100 человек включительно. При   этом   среди   малых   предприятий   выделяются   так   называемые   микропредприятия   со   средней численностью работников до 15 человек включительно. Под   субъектами   малого   предпринимательства   понимаются   также   физические   лица,   занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Предельные выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: ­ микропредприятия ­ 60 млн руб.; ­ малые предприятия ­ 400 млн руб.; ­ средние предприятия ­ 1000 млн руб.  (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки   от   реализации   товаров   (работ,   услуг)   для   каждой   категории   субъектов   малого   и   среднего предпринимательства"). Категория   субъекта   малого   или   среднего   предпринимательства   определяется   в   соответствии   с наибольшим   по   значению   условием   ­   численностью   работников   либо   размером   выручки   от   реализации произведенных товаров или оказанных услуг. Преимущества малого бизнеса заключаются в гибкости, высокой адаптивной способности к изменениям рыночной   конъюнктуры.   Предприятия   малого   бизнеса   оперативнее   отражают   изменения   потребительского спроса,   существенно   облегчают   территориальный   и   отраслевой   перелив   рабочей   силы   и   капитала. Многочисленность   малых   фирм   создает   возможности   для   широкого   развития   конкуренции.   Стабильно работают те малые предприятия, которые функционируют эффективно. Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует: ­ созданию новых рабочих мест; ­ внедрению новых товаров и услуг, расширению их ассортимента; ­ удовлетворению нужд крупных предприятий; ­ обеспечению специализированными товарами и услугами. Число   малых   предприятий   примерно   ­     1,6   млн.,   из   них   микропредприятий       1,4   млн.,   в   основном   это предприятия торговли и сферы услуг (ремонт транспортных средств, салоны красоты и т.д.) Среднегодовая численность работников малых предприятий более 11 млн человек, или примерно 17% всего занятого населения. Оборот предприятий около 17 трлн. руб.  Именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Мировая   статистика   свидетельствует,   что   в   среднем   в   разных   странах   малый   бизнес   дает   до   50% национального   продукта.   В   торговле   на   долю   малого   бизнеса   приходится   65%   частных   компаний,   в строительстве ­ 38%, в секторе бытовых услуг и досуга ­ 23%, в секторе деловых услуг ­ 13%, на транспорте и в коммунальных услугах ­ 10%. Из   этого   следует,   что   потенциальные   возможности   малого   бизнеса   для   развития   экономики   России использованы пока далеко не полностью. К крупным предприятиям обычно относят предприятия с числом занятых свыше 250 человек, а  к особо крупным свыше 1000 человек. (но это условно) Жизненный цикл предприятия Организация  (предприятие)  как  субъект   хозяйствования   в  процессе   функционирования  проходит  ряд стадий:   создание,   рост,   зрелость,   спад,   реорганизация   (реструктуризация)   или   санация,   банкротство, ликвидация.            Первая стадия ­ создание предприятия и его становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности предприятия, определение целей и выбор стратегии   деятельности,   разработка   производственной   и   организационной   структуры   предприятия,   подбор необходимого   персонала,   закупка   оборудования,   сырья,   организация   производства   продукции   (услуг)   и управления предприятием. На стадии роста и расширения деятельности предприятия происходит позиционирование его продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной (доходной) работы предприятия. Стадия зрелости, или оптимального функционирования, характеризуется успешной, высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельности. Если   предприятие   способно   к   изменениям,   гибко   реагирует   на   динамику   внешней   среды,   быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рентабельности и банкротства. Если же предприятие своевременно не реагирует на требования различных стадий жизненного цикла, то будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству. Однако   существуют   определенные   условия,   выполнение   которых   помогает   сохранить   нормальное функционирование предприятия и уменьшить риск банкротства: ­ избегать излишнего оптимизма, когда кажется, что дело идет успешно; ­ разрабатывать и осуществлять качественные планы по маркетингу с четкими целями; ­ систематически делать обоснованные прогнозы по наличности; ­ идти в ногу с потребностями рынка; ­ своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять угрозу для предприятия. Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и связанных с ним организаций, так как это может быть первым сигналом надвигающейся беды. Наименее  жесткая   альтернатива   банкротству  ­  реорганизация  предприятия,   цель  которой  ­  оживить предприятие. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется организационно­правовая форма предприятия. Особой   формой   реорганизации   является  реструктуризация  предприятия,   которая   включает   систему мероприятий   по   улучшению   управления   на   предприятиях,   повышению   эффективности   производства   и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово­экономических результатов деятельности. Реструктуризация   должна   способствовать   оздоровлению   экономики   предприятия,   восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости. В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровление) предприятия. Санация  ­   это   комплекс   мероприятий,   направленных   на   предотвращение   банкротства   и   ликвидации предприятия. Суть санации состоит в передаче (по решению суда) функций по управлению делами фирмы государственному   органу   или   совету   кредиторов   из   числа   уполномоченных   специалистов   по   делам   о несостоятельности. Применение процедуры санации создает реальные возможности для решения следующих задач: ­ обеспечение выживания предприятия; ­ заключение мировой сделки между должниками и кредиторами; ­ достижение лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации. Санация   может   осуществляться   организационными   и   финансовыми   методами.   В   первом   случае проводятся   изменения   в   административном   аппарате   предприятия,   устраняются   или   сокращаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры могут предусматривать выпуск новых акций или облигаций для   мобилизации   денежного   капитала,   увеличение   банковских   кредитов   и   предоставление   бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную. Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства.  В соответствии с Федеральным  законом  от 26.10.2002г . N 127­ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" под несостоятельностью  (банкротством)  понимается   неспособность   удовлетворить   требования   кредиторов   по оплате   товаров   (работ,   услуг),   включая   неспособность   обеспечить   обязательные   платежи   в   бюджет   и внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд обязательного медицинского страхования). Основным признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей ­ предприятие   не   обеспечивает   или   заведомо   не   способно   обеспечить   выполнение   требований   кредиторов  в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного срока кредиторы предприятия­должника   получают   право   на   обращение   в   арбитражный   суд   с   заявлением   о   признании предприятия несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением и сам должник. Ликвидация предприятия, т.е. прекращение его деятельности, происходит по причине банкротства по решению собственника имущества либо по решению суда. При ликвидации субъекта хозяйствования в обязательном порядке создается ликвидационная комиссия, публикуются в печати объявления о ликвидации, определяется предельный срок предъявления претензий к субъекту   хозяйствования.   Ликвидационная   комиссия   определяет   источники  удовлетворения   и   очередности погашения всех обязательств. Выявляются остатки денежных средств на расчетном счете, в кассе, взыскивается задолженность, определяются активы (материальные и нематериальные), подлежащие реализации. В первую очередь удовлетворяются претензии  по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате   труда   с   лицами,   работающими   или   работавшими   по   трудовому   договору   (контракту),   по   выплате вознаграждений   авторам   результатов   интеллектуальной   деятельности;   в   третью   очередь   по   платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами,   работающими   по   трудовому   договору   (контракту),   поручениям   налоговых   органов   на   списание   и перечисление   задолженности   по   уплате   налогов   и   сборов   в   бюджеты   бюджетной   системы   Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм   страховых   взносов   в   бюджеты   государственных   внебюджетных   фондов;   в   четвертую   очередь   по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Т.о. в последнюю очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии кредиторов. Оставшиеся после ликвидации и удовлетворения   имущественных   претензий   средства   передаются   собственникам   субъекта   хозяйствования   и распределяются между ними в порядке, оговоренном в уставе или ином документе. (Исполнительный документ – это документ, являющийся основанием для совершения судебным приставом действий по принудительному исполнению судебных решений)

Классификация предприятий

Классификация предприятий

Классификация предприятий

Классификация предприятий

Классификация предприятий

Классификация предприятий

Классификация предприятий

Классификация предприятий

Классификация предприятий

Классификация предприятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018