Классный час " Донбасс помнит и чтит "
Оценка 5

Классный час " Донбасс помнит и чтит "

Оценка 5
Документация +1
docx
воспитательная работа
9 кл—11 кл
29.10.2021
Классный час " Донбасс  помнит и чтит "
Классный час, посвященный Победе советского народа над фашистами
Классный час «Донбасс помнит и чтит».docx

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/10/s_58c260d25ed2e/582887_1.jpeg

 

                                   .

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный час

посвященный Дню освобождения Донбасса

 

 

 

 «Донбасс помнит и чтит»

 

 

                                               Подготовили:

 классный руководитель

                                         9-А класса

                                                Сигинова Н.Ф.

                                                                классный руководитель

                                        9-Б класса

                                                Агафонова М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101 Г.Донецка»

 

 

 

 

 

 

Классный час посвящен Дню освобождения Донбасса

«Донбасс помнит и чтит»

 

 

 

Подготовили:

 классный руководитель

 9-А класса

Сигинова Н.Ф.

классный руководитель

9-Б класса

Агафонова М.А.

 

 

 

 

 

 

 

Классный час: «Донбасс помнит и чтит»

(Освобождения Донбасса от фашистских захватчиков)

Цели урока:

 - воспитывать чувства уважения к героическому прошлому своей Родины, чувство патриотизма;

- развивать информационную, коммуникативную, творческую и другие компетенции.

Оборудование и материалы: песни военных лет, кадры кинохроники, презентация «Твои освободители Донбасс», стихотворения, вырезки из газет.

Оформление доски:

«Уж больше полвека, остывши молчат батареи
И мирную землю не рвет, не терзает фугас,
Но, кажется, памяти нашей ни чуть не старея,
Умершие так же, как прежде сегодня живут среди нас»
 

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

 

 

 

Вступительная часть.

Ученик 1: Стихи А. Твардовского « Война…»
«Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.
Война - светлее нету слова.
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного.
Еще не может быть и нет…»

И мне хотелось бы спросить своих одноклассников, живущих в мирное время, а что для них значит война? (Обучающиеся высказываются)

Учитель. Война... Это слово нам не приснилось. Оно слышится в каждом доме, когда листают старые фотографии и смотрят на портреты родных и близких людей. Оно слышится и тогда, когда за окошком бушует май и желтеет сентябрь. Оно слышится и тогда, когда убелённые сединами мужчины и женщины встречаются вместе и вспоминают свою молодость, такую трудную и, несмотря ни на что, прекрасную. Они плачут, вспоминают своих друзей, свою любовь, свою войну. Давайте пролистаем книгу истории о войне.

Ученик 2: В сводках Советского информбюро прозвучало сообщение об оккупации Донбасса 26 октября 1941г., хотя некоторые историки утверждают, что на самом деле фашисты вошли в Донецк 20 октября. Завершилась оккупация 8 сентября 1943г. Именно в этот день Донбасс был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, и с тех пор в шахтерском регионе отмечают его с особым уважением и трепетом. Остановитесь на мгновение на цифре 73, ее легко написать и произнести. А прожить? 8 сентября 1943г. –это день торжества и памяти, гордости и скорби, праздник освобождения донбасских сел и деревень от фашистских захватчиков. Живет людская память, не стареет она с годами, не тускнеет. Она стучится в наши сердца звонами колоколов, пеплом концлагерей, солдатскими обелисками. Без памяти о прошлом нет будущего. Наш урок памяти - это лишь маленькая частица большого уважения к погибшим героям и ветеранам войны.

Ученик 1. 544 дня и ночи гремели ожесточённые бои на донецких степных просторах. За этот период войска провели 8 операций. Битва за Донбасс имеет 2 периода:

Первый - оборона Донбасса

Второй - освобождение Донбасса

Ученик 2. Этот край привлекал к себе фашистских захватчиков по многим причинам. В начале войны Донбасс был основной угольно-металлургической базой страны. Донбасс называли «стальным сердцем» страны, «всесоюзной кочегаркой». Учитывая это, гитлеровское руководство верило, что если Советский Союз потеряет такую важную базу, то это сломит сопротивление народа и принесёт быструю победу Германии.

Ученик 3. Для захвата Донбасса фашисты создали мощную группу войск, которая по численности была больше в 3 - 4 раза. Наступление началось 29 сентября 1941 года, а уже к 24 июлю бои в Донбассе прекратились. Немцы полностью оккупировали его. В период временной оккупации на территории края самоотверженно действовали подпольные организации и партизанские отряды. Земля горела под ногами фашистов. Все трудящиеся Донбасса развернули решительную борьбу с врагом. Они не желали работать на немцев, выводили из строя шахты, заводы, механизмы.

Ученик 4. В годы ВОВ Донецк сформировал шахтерскую дивизию, каждого третьего своего жителя послал на строительство оборонных сооружений. Оставленные в тылу врага партизаны и подпольщики вели борьбу с оккупантами. Их девизом был лозунг «Где бы не появился враг, он должен найти себе могилу». В Донецкой области действовало 180 партизанских отрядов, за время оккупации партизаны провели 600 боевых операций, уничтожено свыше 10-ти тысяч фашистских солдат. 

В целом ущерб, нанесенный партизанским и подпольным движением оккупантам, весьма скромен… Считается, что с октября 1941 по сентябрь 1943 года партизанские отряды провели более 600 операций и уничтожили свыше 10 тыс. солдат и офицеров противника, пустили под откос 14 эшелонов, уничтожили 7 паровозов и 26 железнодорожных вагонов, взорвали 2 склада с боеприпасами, 19 складов с различным имуществом, демонтировали 131 км железнодорожных линий, разгромили 23 немецких гарнизона и 18 полицейских участков.

 

 

Ученик 1. Донбасская операция (13 августа — 22 сентября 1943). Донбасская операция началась 13 августа 1943 наступлением правого крыла Юго-Западного фронта. Эти войска форсировали Северский Донец и продвигаясь вдоль правого берега реки, помогали Степному фронту в освобождении Харькова. Начатое 16 августа наступление в центре фронта развития не получило. Советские войска были остановлены на реке Миус, где немцы построили сильно укреплённый оборонительный рубеж. 16 августа перешли в наступление войска Южного фронта и прорвали немецкую оборону. 30 августа при содействии морского десанта был освобождён Таганрог. В районе города был окружён и уничтожен 29-й немецкий корпус.

1 сентября немецкие войска начали отступать по всему фронту в Донбассе.

4 сентября 1943 года в ходе Донбасской операции советские войска освободили Калиновку, пригород Горловки. 5 сентября 1943 года город был полностью освобождён от фашистской оккупации, и одновременно ударные части Южного фронта освободили Артемовск, а 8 сентября — столицу Донбасса Сталино (ныне Донецк).

Ученик 2. Преследуя противника, войска Юго-Западного фронта 22 сентября отбросили его за Днепр на участке Днепропетровск — Запорожье. Войска Южного фронта в тот же день вышли к реке Молочная. Этим закончилась Донбасская операция. В результате операции был полностью освобождён Донецкий бассейн. В связи с отступлением на Левобережной Украине немецкая армия была вынуждена оставить Кубань, эвакуировав 17-ю армию в Крым, где она находилась, не принимая участия в осенне-зимней кампании 1943-44 годов, до апреля-мая 1944 года, когда была полностью уничтожена. В ходе операции советские войска продвинулись на 300 км и вышли на линию Днепропетровск-Мелитополь. Потеря Донецкого угольного бассейна нанесла большой удар экономике Германии, Советский Союз, напротив, получил в 1944 году 21.1 млн тонн угля. К началу 1945 года добыча угля была налажена на 3/4 шахт. Уже в 1943 г. на Енакиевском металлургическом заводе был восстановлен полный металлургический цикл всего через 30 дней после освобождения дали ток генераторы Зуевской ТЭЦ и Рудченской ГЭС. К сентябрю 1944 года выпуск продукции машиностроения юга Украины достиг 30% довоенного уровня. Сельское хозяйство вернуло миллионы гектаров посевных площадей на Украине и Кубани.

(Просмотр фильма «Освобождение. Горловка в годы ВОВ»)

Ученик: Интересные факты. В освобождении города принимали участие и верные спутники фронтовиков 127 стрелковой дивизии... верблюды. Это они доставили к началу боя к передовой орудия и снаряды и, пока шло сражение, отдыхали в укрытии. Зачехлили пушкари стволы, и верблюды снова впряглись в лямки и твердой поступью пошли вместе с бойцами на запад... «Корабли пустыни» достались дивизии при формировании частей в туркменском городе Теджене. Его жители дали личному составу соединения наказ разгромить врага и подарили десять этих довольно выносливых животных. Зачислил их на ратную службу и поставил на довольствие 1034 артиллерийский полк. Верблюды здорово выручали наших воинов, особенно в распутицу и бездорожье, когда буксовали в грязи или в глубоких снежных заносах даже самые мощные автотягачи. Но в боях всякое бывало... Восемь пали в сражениях. До Праги дошли только два - и на Влтаве свой закончили поход. Артиллеристы передали боевых побратимов местному зоопарку... Побывавший через полтора десятка лет по туристической путевке в столице Чехословакии Евгений Яковлевич Барков зашел проведать четвероногих «ветеранов», с которыми так сдружился в ходе боевых действий, но пришлось смахнуть набежавшую слезу - в живых застал только одного...

Ученик 3. В боях за освобождение Донбасса геройски погибло много воинов Красной Армии. Среди них – командир 3-й гвардейской танковой бригады гвардии полковник Гринкевич Франц Андреевич и генерал-лейтенант Гуров Кузьма Акимович.
Не обожженные сороковыми
Сердцами вросшие в тишину
Конечно, мы смотрели глазами иными
На вашу больную войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же полными слез…»

Учитель: За 700 дней фашистской оккупации только город Донецк потерял 75 тысяч своих граждан, похоронил 25 тысяч воинов, уничтоженных гитлеровцами в лагерях для военнопленных. Бессмертной славой покрыли себя солдаты. Навечно занесены в списки Книги Памяти имена воинов освободителей, погибших на фронтах ВОВ. Многие, многие защитники нашего края умерли от ран и болезней в послевоенные годы. Вечная слава павшим героям - солдатам, сержантам и офицерам, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. Если бы за каждого погибшего в войну человека объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет! 

Учитель: Мы помним и тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы, и тех, чьи могилы и сегодня, уже спустя 73 года, всё ещё остаются безымянными. В каждой семье чтят их память. (Объявляется минута молчания).  

 

 

 

 

 

Ученик: (читает стихи Ларисы Журавель)

   1.Прошли года, пройдут века,
   Но память сердца не предаст,
   Ведь рана очень глубока
   Любимый край, родной Донбасс!

2.Сегодня праведный народ
   Героев славит имена.
   Я поколеньям наперёд
   Пишу - нам не нужна война!

 3.Фашизм в Донбассе не пройдёт,
   Нас на колени не поставить.
   И терпеливый наш народ
   В истории победой славен.

 

4. Защитникам - большой поклон!
   И искренняя благодарность.
   И розы! Целый миллион!
   И мира! Мира лучезарность!

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Классный час посвященный Дню освобождения

Классный час посвященный Дню освобождения

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 101

Классный час: «Донбасс помнит и чтит» (Освобождения

Классный час: «Донбасс помнит и чтит» (Освобождения

Вступительная часть. Ученик 1:

Вступительная часть. Ученик 1:

Ученик 2 . Этот край привлекал к себе фашистских захватчиков по многим причинам

Ученик 2 . Этот край привлекал к себе фашистских захватчиков по многим причинам

В целом ущерб, нанесенный партизанским и подпольным движением оккупантам, весьма скромен…

В целом ущерб, нанесенный партизанским и подпольным движением оккупантам, весьма скромен…

Молочная. Этим закончилась Донбасская операция

Молочная. Этим закончилась Донбасская операция

Ученик 3. В боях за освобождение

Ученик 3. В боях за освобождение

Учитель: Мы помним и тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы, и тех, чьи могилы и сегодня, уже…

Учитель: Мы помним и тех, кто не вернулся с полей сражений, кто умер от ран в послевоенные годы, и тех, чьи могилы и сегодня, уже…