Классный час
на тему:
Имам Шамиль:
история жизни и борьбы
Тема: «Имам Шамиль: история жизни и борьбы»
Цель:
1) развитие патриотических чувств учащихся, любви к своей истории;
2) укрепление памяти учащихся;
3) развитие познавательной активности;
4) формирование интереса к изучению истории;
5) воспитание ответственного отношения к коллективной деятельности;
6) содействие воспитанию умения общаться.
Форма: урок-лекция
Оборудование: интерактивная доска со слайдами, доклады учащихся, литература, посвященная Кавказской войне и личности Шамиля.
План:
1. Вступительное слово учителя
2. Доклады учащихся:
- «биография Имама Шамиля»
- «государственное устройство Имамат»
- «семья имама Шамиля»
- «жизнь Шамиля после войны»
- «паломничество Шамиля и его похороны»
- «высказывания Шамиля»
3. Подведение итогов: «Как вы оцениваете жизнь и деятельность Шамиля?»
Биография Имама Шамиля
Шамиль (26 июня 1797 года, Гимры, ныне Унцукульский район, - 4 февраля 1871 года, Медина (ныне Саудовская Аравия)) — предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства - Северо-Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни.
Ранние годы
Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребенком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Шамиль страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его, на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью. Первым учителем Шамиля был друг его детства Гази-Мухаммад (1795—1832) (Кази-Магомед, Кази-мулла), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским. В двадцать лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.
Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» — оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; "Мюридизм", распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического Ислама ни в обрядах ни в учении и признавал султана халифом и главою веры. Мюриды верили, что Мухаммед воздвигает из народов пророков, которые стараются сохранить учение Корана в чистоте и что правоверные должны повиноваться им как избранным людям. С того времени, как в Чечню проникло из Дагестана учение мюридов, война против неверных превратилась в общенародное движение. В 1831 году чеченцы под руководством Гази-Мухаммада подняли общее восстание.
В набегах Гази-Мухаммада против ханов Аварии, преданных русскому правительству, принимал деятельное участие и Шамиль. Вскоре твердость характера, усердие в деле Газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность, поселили в горцах высокое уважение к Шамилю и он сделался правою рукою имама Гази-Мухаммада. Шамиль был глубоко предан учителю и быстро исполнял повеления своего имама. Начало тридцатых годов было самое тревожное на Кавказе. Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб.
Современники так описывают это сражение:
«Кази-Магомед сказал Шамилю: „Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь“. С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля.»
В 1834 году Гамзат-бек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзат-бек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками, мстившими ему за истребление рода Хунзахских правителей — нуцалов. Став третьим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет властвует над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Гази-Мухаммад и Гамзат-бек, Шамиль обладал военным талантом, и главное, большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.
Плен и смерть
В 1840-х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850-х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны 1853-1856 годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы: Кавказский корпус был преобразован в армию (до 200 тысяч человек). Новые главнокомандующие — генерал Николай Муравьев (1854-1856) и генерал Александр Барятинский (1856-1860) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля — аул Ведено. А к середине июня, были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. После того, как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась ещё почти пять лет. Шамиль с мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб. 25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками, был осаждён в Гунибе и 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) сдался в плен на почётных для него условиях.
Государственное устройство Имамата Шамиля
Шамиль вошел во всемирную историю не только как духовный лидер и руководитель освободительной борьбы горцев, умелый военный тактик и стратег, искусный политик и дальновидный дипломат, но и как великий реформатор, создавший уникальное государство Имамат. По замыслу Шамиля гордые народы Северного Кавказа должны были иметь собственное государство, которое позволило бы им всем вместе выступать на международной арене.
В Имамат вошли земли ликвидированного Аварского ханства, множество союзов сельских обществ горного Дагестана и почти вся Чечня. Под влиянием Имамата находились также в разное время ряд обществ Ингушетии, отдельные аулы Хевсуретии и Тушетии. Мощное влияние государства ощущалось и на Западном Кавказе. Численность населения Имамата не превышала 400 тыс. человек, а территория - 961 км. в окружности.
Население имамата было разноязычным и разно-этническим, насчитывалось до 50 народов и народностей Дагестана, Северного Кавказа, России и других европейских и азиатских стран, живших в Имамате и боровшихся с общим врагом - российским царизмом. Таким образом, Имамат был особым многонациональным государством, в котором Шамиль проводил справедливую национальную политику.
Объединение горцев в рамках Имамата не было просто механическим или стихийным. Это была четкая организация с административно-территориальным управлением от высших государственных звеньев к низшим. В Имамате функционировала система суда, впервые на Северном Кавказе была создана своеобразная финансово-налоговая система.
Официальным языком многонационального имамата стал арабский, пришедший на Кавказ вместе с исламом. Была создана армия, настоящая боеспособная организация, интернациональная по своему составу, налажено производство горского оружия.
В Имамате были полностью освобождены все феодально-зависимые категории крестьян, отменены феодальные подати и повинности. Шамиль также отменил рабство. Была ликвидирована феодальная собственность и образована новая форма собственности на землю - байтулмальская (имаматская).
Государственная структура Имамата.
Верховная власть в Имамате принадлежала имаму и советам при нем. Имам был повелителем правоверных, высшим духовным лицом, главой исполнительной власти, высшей судебной инстанцией, главнокомандующим армией. При имаме действовал Тройной совет из наиболее доверенных и авторитетных лиц и Диван-хана, состоящая из 32 человек и осуществлявшая одновременно законодательные, исполнительные и арбитражные функции.
Имам и Диван-хана контролировали службу оповестителей - летучую почту, службу ревизоров, а также отделы: налоговый; военный; общественного порядка; надзора за соблюдением шариата; науки и ученых; по делам христиан и веротерпимости.
В Имамате было создано административно-территориальное деление на мудирства и наибства. Мудиры управляли несколькими наибствами и выступали в качестве наместников имама на местах. Мудирства, введенные в конце 40-х годов, были ликвидированы Шамилем в 1852 году. Наибы сохраняли принципиальное равенство среди начальников Шамиля. Наибу подчинялась территория, разделенная на участки во главе с ма'зунами. В аулах административную власть осуществляли назначаемые сотник, кадий, дибир. Эта иерархия контролировалась службой мухтасибов, подчинявшихся лично Шамилю.
В системе аула ключевой фигурой выступал муфтий, который вершил правосудие в наибстве. Кандидатуру муфтия подбирал наиб, а утверждал ее имам. Муфтий облекал судебной властью кадиев и мулл. Существовала возможность апелляции в Диван-хану и лично имаму.
Государство существовало на средства казны (байтул-мал), вел дела казначей, назначаемый имамом и периодически отчитывавшийся в Диван-хане.
Наибства имамата.
В исторической литературе называется цифра 50 наибств, образованных за время существования Имамата. Основные наибства располагались на землях Северного Дагестана, населенных аварцами, и на большей части Чечни.
Наибами в разное время было свыше 150 человек, представителей разных национальностей и из разной социальной среды. Быть наибом в Имамате означало обладать незаурядными качествами без каких-либо ссылок на национальность или заслуженность тухума. Это обстоятельство выступало как консолидирующая и стабилизирующая сила в правящей элите Имамата. Все наибы были равны между собой независимо от значения управляемой ими территории.
Каждый наиб, так же как и имам, имел свою личную гвардию - муртазикатов, число которых варьировалось от 100 до 300 человек.
Наибы в своем большинстве были проводниками реформаторской политики Шамиля. Благодаря им, в частности, была осуществлена военная реформа. Английская писательница Лесли Бланч приводит в своей книге «Сабли рая» слова пленного русского офицера, долго прожившего в Имамате, что наибы были «цементным раствором, укрепляющим стены каменной крепости».
У Шамиля было много прославленных наибов. Вот имена некоторых из них:
Мухаммад Амин Гонодинский, Ахбердил Мухаммад из Хунзаха, Даниял Бек, султан Элисуйский, Кади Мухаммад Чамалальский, Талгик Аргунский, Идиль Веденский, Дуба Вашенодоронский, Гамзат Чантинский, Батуко Шатоевский, Эски Хулхулинский, Сааду Мичикский, Хаджияв Каратинский, Хаджи-Мурат Хунзахский, Кибит-Магома Телетлинский, Байсунгур Беноевский, Газияв Андийский, Шахмардан-Хаджияв Чиркеевский, Ахмад Автуринский.
Семья имама Шамиля
У Шамиля было пять жён. Первая, Патимат, стала матерью его сыновей Джамалудина, Гази-Мухаммада и Мухаммада-Шапи. Умерла в 1845 году. Вторая жена Джавгарат погибла раньше, во время штурма Ахульго в 1839 году. Третья жена, Загидат (1829—1871), дочь шейха Джамалуддина Казикумухского – наставника и ближайшего соратника имама. Она мать дочерей Шамиля Наджабат и Баху-Меседу и сына Мухаммад-Камиля. Четвертая жена, Шуайнат (1824—1876), урождённая Анна Ивановна Улуханова, армянка по происхождению, была взята в плен наибом Ахбердил Мухаммедод во время набега на Моздок в 1840 году. Шуайнат вышла замуж за Шамиля через шесть лет после пленения и родила двоих сыновей и пять дочерей, из них выжила только девочка по имени Сапият, которая умерла в 16 лет. Недолгий брак с пятой женой, Аминат был бездетным.
Сыновья
Старший сын Шамиля Джамалуддин (1829—1858) – был отдан аманатом в десятилетнем возрасте во время осады аула Ахульго. Образование получил в 1-м кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, где обучался вместе с детьми дворянского сословия. Ему было разрешено ношение горской традиционной одежды и приставлен мулла. По окончанию учёбы дослужился до звания поручика в Уланском Его Императорского Высочества Великого князя Михаила Николаевича полку. В 1854 году имам Шамиль предложил обменять своего старшего сына на захваченных им княгинь Чавчавадзе и Орбелиани. Джамалуддин вернулся в горы, однако прожил недолго. В 1858 году умер, по всей видимости, от туберкулёза в ауле Анди.
Вторым сыном имама Шамиля был Гази-Мухаммад (1833—1902) — в шестилетнем возрасте получил первое ранение (в ногу) при прорыве из осаждённого аула Ахульго. В 1850 году был назначен наибом в общество Карата, где заслужил всеобщее уважение. Прославившим его воинским успехом стал поход на Грузию, в ходе которого было разорено имение князей Чавчавадзе. В мае 1855 года султан Абдул Меджид прислал Гази-Мухаммаду зелёное знамя и серебряный с позолотой орден, украшенный алмазами, отмечая его заслуги. Кроме того, сыну имама был пожалован чин паши. Весной 1859 года Гази-Мухаммад руководил обороной аула Ведено, столицы имамата. Обложенный со всех сторон царскими войсками, обстреливаемый тяжёлыми орудиями, Ведено был обречён, несмотря на труднодоступность. После длительной осады аул был взят, а Гази-Мухаммад с оставшимися защитниками направился в Дагестан. В августе 1859 года Гази-Мухаммад находился рядом с отцом в Гунибе. Он со своим младшим братом Мухаммадом-Шапи держал оборону на подступах к укреплению. После сдачи Гуниба, по велению царя, Шамиль, Гази-Мухаммад и три мюрида должны были быть доставлены в Санкт-Петербург, а затем местом жительства была назначена Калуга. После смерти отца с трудом выхлопотал разрешение на выезд в Турцию и Аравию из-за необходимости опеки семьи скончавшегося отца.
В Османской империи поступил на военную службу, во время русско-турецкой войны командовал дивизией, принимал участие в осаде Баязета, дослужился до звания маршала. В 1902 году умер в Медине и похоронен рядом с отцом.
Третий сын имама Саид — погиб в младенчестве, вместе со своей матерью Джавгарат, во время штурма русскими войсками аула Ахульго.
Четвёртый сын, Мухаммад-Шапи (1840—1906) — после падения аула Гуниб был также привезён в Санкт-Петербург, а затем направлен в Калугу. Выразил желание поступить на русскую службу и 8 апреля 1861 года стал корнетом лейб-гвардии в Кавказском эскадроне Собственного Его Императорского Величества Конвоя. Детей от первого брака у Мухаммада-Шапи не было. Вскоре он женился второй раз. Вторая жена тоже была горянкой по имени Джарият, она родила Мухаммаду-Шапи сына, названного Мухаммад-Загидом. 25-летний горец за неполные три года воинской службы возводится в чин поручика, а ещё через два года стал штабс-ротмистром. Через три года Мухаммад-Шапи отправили по служебным воинским делам в длительную командировку за границу, во время которой он побывал во Франции, Англии, Германии, Турции и Италии. По возвращении в Россию он был награждён орденом Св. Анны 3-й степени и откомандирован на Кавказ для отбора молодых горцев в Кавказский эскадрон. Вскоре за безупречную службу последовало производство в ротмистры и назначение командиром взвода горцев в Царском Конвое. В 1873 году он награждён ещё одним орденом - Святого Станислава 2-й степени. В неполные 37 лет стал полковником. В годы русско-турецкой войны просился на фронт в действующую армию, но получил отказ царя (его старший брат командовал крупным соединением в турецкой армии). В 1885 году был произведён в генерал-майоры. В 45 лет женился в третий раз на 18-летней дочери купца Ибрагима Исхаковича Апакова Биби-Мариам-Бану и получил в качестве свадебного подарка каменный двухэтажный дом на площади Юнусова в Старо-Татарской слободе в Казани, где и прожил до конца своих дней. Обе его дочери от последнего брака были поочерёдно замужем за общественным деятелем Дахадаевым, в честь которого названа Махачкала. В одном их этих браков был сын. Скончался Мухаммад-Шапи в 1906 году во время лечения на минеральных водах в Кисловодске.
О младшем сыне, Мухаммад-Камиле (1863-1951), известно менее всего. Он родился в Калуге. Его матерью была дочь шейха Джемалуддина Казикумухского, Загидат. Большую часть жизни он прожил в Турции и Аравии. Был женат на Набихе Шамиль. Похоронен в Стамбуле. Является отцом известного деятеля Горской республики Мехмед Саид-бека Шамиля. Кроме Саид-бека у Мухаммада-Камиля было две дочери - Наджия и Наджават. Ни Саид-бек, ни его сёстры в браке не состояли и потомства не имеют.
Правнучка Шамиля Назима Ханафи Мухаммед - гражданка Эфиопии
Жизнь Шамиля после войны
25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками был осаждён в Гунибе и 26 августа (по новому стилю - 7 сентября) сдался в плен на почётных для него условиях (смотрите Взятие Гуниба). На Западном Кавказе война продолжалась ещё почти 5 лет.
15 сентября в Чугуеве происходит первая встреча Шамиля и императора Александра II. 22 сентября Шамиль прибыл в Москву, где на следующий день встречается с генералом Ермоловым. 26 сентября — в Санкт-Петербург, через три дня в Царском Селе он был представлен императрице Марии Александровне.
После приёма в Петербурге императором Александром II Шамилю была отведена для жительства Калуга, куда он прибыл 10 октября, 5 января 1860 года в туда же прибывает его семья. При нём было поручено состоять знатоку арабского языка генералу Богуславскому. 28 апреля - 1 мая Шамиль встречается со своим бывшим наибом Мухаммад-Амином, который остановился в Калуге по пути в Турцию.
29 июля 1861 года в Царском Селе происходит вторая встреча Шамиля с императором. Шамиль попросил Александра II отпустить его в хадж (паломничества), но получил отказ.
26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль, вместе с сыновьями Гази-Мухаммадом и Мухаммадом-Шапи, принёс присягу на верноподданство России. В том же году Шамиль был гостем на свадьбе цесаревича Александра, тогда же происходит третья встреча с императором. 30 августа 1869 года Высочайшим указом Шамиль был возведён в потомственное дворянство.
В 1868 году, зная, что Шамиль уже немолод, и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев, куда Шамиль переехал в ноябре — декабре того же года.
16 февраля 1869 года Александр II разрешил ему выехать в Мекку для паломничества. 12 мая Шамиль с семьёй выехал из Киева. 19 мая — прибыл в Стамбул. 16 ноября — принял участие в открытии навигации на Суэцком канале. 20 ноября — прибыл в Мекку. В Мекку к Шамилю пришли алимы, имамы, проповедники, шейхи. Они пришли к нему в качестве паломников, чтобы увидеть его лицо. Эмир Мекки издал указ, чтобы его почитали. В конце марта 1870 года, после совершения хаджа, Шамиль посетил Медину, где и скончался 4 (16) февраля 1871 года. Похоронен в Медине. На похороны имама Шамиля пришли алимы и другие известные люди города Медины. Много людей оплакивало его. Женщины, дети, поднявшись на крыши домов, провожали имама, говорили, что смерть эмира людей газавата большая беда. Перед тем, как отнести тело на кладбище, собралось много народу. Было много желающих, готовых отнести тело Шамиля на кладбище Бакия.
Паломничество Шамиля и его похороны
Имам Шамиль человек с большой буквы, великий предводитель, полководец, тарикатский шейх, ученый-богослов, политик, идеал для подражания и национальный герой Кавказских народов. Его особенностями были глубокая богобоязненность, справедливость, искренность, любовь к своему народу. Удивительные события, связанные с последними минутами жизни имама Шамиля, открывает нам один исторический документ. Это отрывок из письма Абдурахмана ат-Телетль, который, будучи в Аравии, стал свидетелем смерти имама Шамиля. Письмо было отправлено из Медины в Дагестан неизвестному адресату.
«… В Мекку к нему [Шамилю] пришли большие алимы, имамы, проповедники, шейхи. Они пришли к нему в качестве паломников, чтобы увидеть его лицо. Эмир Мекки издал указ, чтобы его почитали. Однажды, когда имам возвращался с вечернего намаза, у ворот, именуемых Бабу-Али, встретился с ним пророк Хизри. Иногда, чтобы люди не узнавали его [имама], когда шел на намаз, он переодевался. О его встрече с пророком Хизри ведомо Мухаммад-Амину из Гонода (бывший наиб Шамиля). Когда увидел купол мечети Пророка, имам попросил: «Всевышний Аллах, Ты меня соседом этого Твоего Пророка [Мухаммада] умертви». Много раз ходил имам на могилу Пророка. К нему он обращался: «Пророк Аллаха, если ты доволен мною, сделай так, чтобы я увидел твое лицо».
В один прекрасный день, когда он так сидел возле могилы Пророка (мир ему и благословение), ему явился Посланник Аллаха (мир ему и благословение). Оттуда имам возвратился домой дрожащим. После этого его тело стало слабеть. Он умер влюбленным в Аллаха. В это время в Медине жил шейх по имени Сайгид Хусейн. Имам умер, положив голову на его колени.
Имам Шамиль был человеком, достигшим больших уровней в познании Всевышнего. В тот день, когда он умер, проявилось его чудотворство. В момент, когда его тело опускали в могилу на кладбище Бакия, он заговорил: «Ты будь садом, оберегающим меня, не дающим мне скучать».
На похороны имама Шамиля пришли большие алимы и другие известные люди города Медины. И джаназа-намаз (погребальный намаз) совершили в Равза, в мечети Пророка (мир ему и благословение). Много людей оплакивало его. Женщины, дети, поднявшись на крыши домов, провожали имама, говорили, что смерть эмира людей газавата большая беда. Перед тем, как отнести тело на кладбище, собралось много народу. Было много желающих, готовых отнести тело Шамиля на кладбище Бакия, ибо от этого хотели получить воздаяние Аллаха. И я есть Абдурахман из Телетля. 1871 год».
Высказывания Шамиля
Тот, кто думает о последствиях, не герой.
Герой не знает страха, а трусливого это чувство никогда не покидает.
Папах много, а мужчин мало.
Кто боится кого-нибудь, кроме Аллаха, тот не мужчина.
Страх никого ещё не спас.
Храбрость – это терпение на час.
Больше всего надо опасаться врага, который выступает в обличии друга.
Тот, кто не понимает язык науки, поймёт язык сабли.
Граница между правдой и кривдой – на острие сабли.
Язык обстоятельств красноречивее, чем язык во рту.
Самая сильная крепость – любовь к Родине.
Алмакцы для меня как правая рука, которая при надобности помогает левой.
Если мы вспомним, какие трудности испытали жившие до нас, то наши трудности покажутся нам лёгкими.
Когда имама спросили, какое оружие самое лучшее, он ответил: «То, что попадётся под руку в нужный момент».
На знамени имама было написано: «Не проявляйте слабость в бою, будьте терпеливы в трудности; смерть не постигнет, пока не наступить отведённый срок».
Боишься – не говори, сказал – не бойся…
Любить и драться надо до последней капли…
Выходя на тропу войны, герой тот, кто не думает о последствиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.