Классный час : "Покормите птиц зимой"

  • doc
  • 31.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала классный час Покормите птиц зимой.doc

Ф.И.О. автора материалов

Глущенко Наталья Викторовна

Должность

Воспитатель ГПД

Место работы

ГБОУ ЛНР «Успенская СШ №2»

Электронный  адрес

natusya584@yandex.ru

Контактный телефон

+799591737456

 

Разработка классного часа

Класс

5

Тема классного часа

«Покормите птиц зимой»

Направление Концепции «Луганский характер»

Экология и охрана природы

Краткая аннотация

В условиях зимнего времени года, когда природа покрыта снежным покровом, а температура воздуха значительно понижается, забота о пернатых друзьях становится особенно актуальной. Классный час "Покормите птиц зимой" направлен на формирование у учащихся чувства ответственности за окружающую природу, развитие эмпатии и понимания важности сохранения экосистемы.

 

В ходе мероприятия учащиеся познакомятся с основными видами зимующих птиц, их привычками и потребностями в холодное время года. Будут рассмотрены способы помощи птицам, включая изготовление кормушек и выбор подходящих кормов. Участники смогут обсудить, как каждый из них может внести свой вклад в защиту природы и помочь пернатым.

Цель

Сформировать у обучающихся осознанное и ответственное отношение к природе через изучение роли подкормки птиц в зимний период, используя метод "Пять шляп мышления".

Задачи

Образовательные:

Познакомить обучающихся с разнообразием птиц, остающихся зимовать в нашем регионе.

Рассказать о трудностях, с которыми сталкиваются птицы зимой, и о значении подкормки.

Изучить основные правила подкормки птиц и типы кормушек.

Развивающие:

Развивать наблюдательность, познавательный интерес к природе.

Развивать навыки работы в команде, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.

Развивать творческое мышление при создании кормушек.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, гуманное отношение к животным.

Формировать чувство ответственности за окружающий мир.

Стимулировать желание оказывать помощь птицам в трудное для них время.

 

Форма проведения

1. Мозговой штурм: В начале занятия обучающиеся будут разделены на группы и предложат идеи о том, как можно помочь птицам зимой. Это активное обсуждение позволит развить креативное мышление и вовлеченность каждого участника.

 

2. Метод "5 шляп мышления": Учащиеся применят метод Эдварда де Боно, чтобы рассмотреть проблему с разных точек зрения. Каждая "шляпа" будет представлять определенный подход: факты, эмоции, критика, позитивные аспекты и креативные идеи. Это поможет глубже понять важность заботы о птицах.

 

3. Дидактическая игра: В рамках занятия будет проведена игра,  которая поможет развить навыки наблюдения, умение анализировать информацию и расширить знания о зимующих птицах.

4. Изготовление кормушек: Завершением классного часа станет практическое занятие по изготовлению кормушек для птиц. Учащиеся смогут применить свои творческие способности и научиться делать полезные вещи для природы.

Оборудование

Презентация с фотографиями зимующих птиц и различными видами кормушек (https://ppt-online.org/326508).

Видеоролики о птицах зимой и о том, как их подкармливать.

Материалы для создания кормушек (картон, коробки, веревки, клей, ножницы).

Корм для птиц (семена подсолнечника, пшено, овес, несоленое сало).

Бумага, ручки или карандаши для рефлексии.

Карточки с описанием каждой из "пяти шляп мышления".

 

Карточки с описаниями птиц

 

 

 

 

 

Ход классного часа:

I. Введение (5-7 минут):

 

Приветствие и создание эмоционального настроя:

Начинаем занятие с приветствия и короткого диалога о зимнем времени года.

Задаем вопросы: "Ребята, какое сейчас время года? Что происходит с природой зимой? Легко ли живется животным и птицам зимой? Что они едят? Легко ли им добывать пищу?"

Объявление темы и целей занятия:

Объявляем тему классного часа "Накормите птиц зимой" и озвучиваем цели занятия, говоря о том, что мы узнаем, чему научимся и как сможем помочь птицам, и рассказываем, что мы будем использовать метод "Пять шляп мышления", чтобы лучше понять эту проблему.

Кратко объясняем, что такое метод "Пять шляп мышления" (каждая шляпа – определенный тип мышления).

Делим класс на 5 групп.

Представление правил викторины и объяснение системы подсчета баллов (например, за правильный ответ – 1 балл, за быстрый ответ – дополнительный балл).

 

Мозговой штурм:

Задаем вопросы:

1.Какая птица славится своим стуком по деревьям и длинным, прочным клювом? (дятел)

2. Эта птица – символ мудрости, ведет ночной образ жизни и имеет большие глаза? (сова)

3. Какая  птица часто встречается в городах и служит символом мира? (голубь)

4.Какая птица приносит весну своим пением, имеет жёлтое брюшко? (синичка)

5.Эта птица имеет ярко-красную грудку и появляется зимой? (снегирь)

 6.Чем питаются хищные птицы? (грызунами, насекомыми)

7.Как называется жилище дятла?(дупло)

8.Какую пользу приносят птицы садам и огородам? (уничтожают вредных насекомых)

9.Что нужно делать, чтобы помочь птицам зимой? (строить кормушки и подкармливать)

10.Как называются люди, которые изучают птиц?"(орнитологи)

11.Какие меры предпринимают люди для охраны птиц? (создают заповедники)

Подводим итоги.

Задаем вопрос: "Почему птицам зимой нужна наша помощь?"

Записываем все ответы на доске, затем обсуждаем их.

 

II. Основная часть (25-30 минут):

 

Презентация "Птицы зимой":

(https://ppt-online.org/326508)

 

Показываем презентацию с фотографиями зимующих птиц и рассказываем об их особенностях, о важности подкормки птиц зимой, о том, как правильно это делать, о разных видах кормушек.

Объясняем, какие трудности они испытывают зимой (холод, голод) и почему им нужна помощь.

Знакомство с методом "Пять шляп мышления":

Представляем карточки с описанием каждой "шляпы":

Белая шляпа: Факты, информация, цифры (что мы знаем о птицах зимой?).

Красная шляпа: Эмоции, чувства, интуиция (какие чувства у вас вызывает эта проблема?).

Черная шляпа: Критика, осторожность, риски (какие могут быть трудности при подкормке птиц?).

Желтая шляпа: Оптимизм, преимущества, выгоды (какие плюсы от подкормки птиц?).

Зеленая шляпа: Творчество, новые идеи, решения (как мы можем помочь птицам?).

Работа в группах с "пятью шляпами мышления":

Каждой группе даем одну "шляпу" и задание – обсудить проблему подкормки птиц с точки зрения этой шляпы (5-7 минут на обсуждение).

После обсуждения каждая группа представляет свои выводы всему классу.

Обсуждение после "примерки всех шляп":

После того, как все группы поделились своими выводами, проводим общее обсуждение: что нового мы узнали, что нас удивило, что помогло лучше понять проблему.

Интерактивная беседа:

Задаём вопросы: "Почему птицам трудно зимой? Чем мы можем им помочь? Какие корма подходят для разных птиц? Какими должны быть кормушки?"

Обсуждаем основные правила подкормки:

Кормить птиц регулярно, особенно в сильные морозы.

Использовать подходящий корм (несолёное сало, семена подсолнечника, пшено, овёс и др.).

Кормушка должна быть безопасной для птиц, удобной и защищённой от дождя и снега.

Практическое занятие "Мастерим кормушки":

Делим учеников на группы и предлагаем им создать простые кормушки из подготовленных материалов.

Оказываем помощь и поддержку при необходимости.

В процессе изготовления кормушек обсуждаем, почему важно кормить птиц зимой и как правильно это делать.

Демонстрация кормушек:

После завершения работы, группы демонстрируют свои кормушки, рассказывают об их особенностях и о том, где они будут их размещать.

 

III. Заключительная часть (5-7 минут):

 

Обсуждение и закрепление материала:

Подводим итоги занятия, обобщаем информацию о том, как и чем кормить птиц зимой.

Ещё раз подчёркиваем важность заботы о птицах и любви к природе.

Игра "Угадай птицу":

Предлагаем детям поиграть в игру,  описывая птиц, а они должны их угадать.

Дидактическая игра:

«Угадай, что за птица, по словам - описаниям»

Цель игры: Развить у учащихся навыки наблюдения, умение анализировать информацию и расширить знания о зимующих птицах.

Возрастная группа: 5-7 классы

Необходимые материалы:

• Карточки с описаниями птиц (можно подготовить заранее)

• Изображения зимующих птиц (для наглядности)

• Бумага и ручки для записей

Ход игры:

1. Подготовка:

   • Учитель заранее подготавливает карточки с описаниями различных зимующих птиц. Описание должно включать информацию о внешнем виде, характерных чертах, привычках и предпочтениях в питании. Например, "Эта птица имеет ярко-красную грудку и черную голову, часто встречается на кормушках зимой".

2. Введение в игру:

   • Учитель объясняет правила игры. Учащиеся делятся на команды . Каждой команде выдается набор карточек с описаниями птиц.

3. Игровой процесс:

   • Каждая команда по очереди выбирает карточку с описанием и зачитывает его остальным участникам. Команды должны угадать, о какой птице идет речь.

   • Если команда не может угадать с первого раза, другие команды могут предложить свои варианты. За правильный ответ команда получает баллы.

4. Обсуждение:

   • После того как птица угадана, учитель может дополнительно рассказать интересные факты о ней, ее привычках и важности для экосистемы.

5. Завершение игры:

   • В конце игры подсчитываются баллы, и команда с наибольшим количеством очков объявляется победителем.

   • Учитель подводит итоги, обсуждая, что нового узнали учащиеся о зимующих птицах и как они могут помочь им в холодное время года.

Дополнительные варианты:

• Можно добавить элемент соревнования, где команды будут не только угадывать птиц, но и представлять свои версии описаний, чтобы другие команды могли угадать.

• В качестве награды для победившей команды можно предложить небольшие призы, связанные с природой, например, семена для кормления птиц или наклейки с изображениями птиц.

Эта игра не только развивает знания о зимующих птицах, но и способствует командной работе и активному участию всех учащихся.

1.Размерами птицы чуть больше воробья, зато окраска у них удивительна. Красными яблочками называют этих птичек поэты в стихах. И действительно, их яркие алые или пепельно-розовые грудки восхитительно смотрятся на фоне заснеженных ветвей.

                 (снегирь)

 

 

2.Жителям средней полосы России они настолько привычны и летом, и зимой, что даже странно представить себе, если вдруг их не станет. По статистике в мире количество этих пташек доходит до миллиарда. Пташки эти относятся в городским видам зимующих птиц.

             (воробей)

IMG_257

 

 3.Самочки к трём годам имеют серо-зелёное оперение с желтизной, а самцы обычно красно-коричневые. Питаются они семенами шишек. Достают птицы еду с помощью загнутого клюва.

                       (клест)

 

IMG_258

 

4.Пташек назвали за их удивительную способность перебираться по стволам деревьев, крепко цепляясь коготками. Причём частенько эти пернатые двигаются в вертикальном направлении головкой вниз. 

(поползень)

 

IMG_259

 

5.На головке этой птахи имеется хохолок, глаза, крылья, зоб и хвост обведены чёрным. Кроме того на крыльях видны красные пятнышки, а на хвосте есть жёлтая линия.

                                         (свиристель)IMG_260

 

6.Эта птичка-невеличка удивляет тем, что может за сутки уничтожить почти полтысячи личинок насекомых и гусениц. Из-за такой прожорливости она стала главным защитником полей и огородов. Люди заметили это и стали охранять их.

                                    (синица)

IMG_261

 

7.Чаще всего они обитают в городах, находя корм на помойках или в кормушках. Люди любят эту птицу и подкармливают её в любое время года. Многие разводят их, выводя особые породы. Есть даже выставки этой красивой птицы, на которых самым ярким представителям пород выдаются медали и призы.

                                          (голубь)IMG_262

8.    Эта птица – родня галки, а окрашена ярко: светло-коричневая, даже чуть розоватая, на крыле белое пятно и ярко-голубое «зеркальце», надхвостье белое, хвост черный. Осенью она старательно делает запасы на зиму. Кладовых у нее много: дупло, ямка под корнем. А найдет пень, так и под него насует и в щели отставшей коры напрячет; есть в полу гнилом пне дупло – пригодиться и оно. Собирает она желуди, орехи. Может перетаскать с огорода мелкий картофель, оставшийся после копки или мелкие помидорчики или китайские яблочки. Половину своих запасов эта птица не найдет. Многое у нее разворуют мыши, кое-что утащит белка. Но ведь она не знает этого. Осенью у нее пробуждается инстинкт – делать запасы, и она собирает. (Сойка)

9.    Этих ярко-пестрых птичек зимой можно увидеть на зарослях лопуха. Очень уж они любят репейник. Они выбирают из головок самые крупные семена, а разбивать комки слипшихся семян не станут. Не в их повадках долбить клювом. (Щеглы)

10.            Бродя по заснеженному лесу, по просекам, лесным дорогам, небольшим полянкам, можно найти снежную нору. Довольно большая ямка с осыпавшимися краями ведет в пещерку. По бокам ямки на снегу следы коротких крыльев. В снежной норе эта птица провела ночь. (Рябчик или тетерев)

11.            Эта птица часто встречается в наших лесах. Сидя на стволе дерева, она подпирается хвостом. Ноги у нее иные, чем у других птиц: два пальца обращены вперед, два – назад. При таком расположении пальцев лапка крепче цепляется за кору. Коротенькими прыжками птица передвигается по коре. Кое-где стукает по ней клювом. Вот принялся долбить кору. Длинный, прямой и крепкий клюв словно долото. Взмахивая головой, птица с силой ударяет им в кору. Долбя кору, он ищет скрывающихся под ней и в древесине насекомых, их личинок, куколки. (Дятел)

 

IV. Рефлексия (3-5 минут):

 

Обратная связь:

Предлагаем ученикам ответить на вопросы: "Что нового вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось? Что бы вы хотели сделать для помощи птицам?"

Можно также предложить написать короткие заметки или нарисовать рисунок на тему занятия.

 

Домашнее задание:

 Разместить сделанные кормушки на территории школы или дома и наблюдать за птицами.

Написать короткий рассказ о своих наблюдениях за птицами или сделать рисунок на эту тему.

Сделать фотографии птиц, прилетающих на кормушку.

 

Рекомендации:

 

В процессе занятия важно создать позитивную и дружелюбную атмосферу.

Используйте наглядные материалы и интерактивные методы для увлечения учеников.

Поощряйте учеников к выражению своих мыслей и идей.

Подчеркните важность совместной работы и заботы об окружающей среде.