ЦЕЛИ
обеспечивать воспитание нравственности и правовой культуры,
формировать уважительное отношение к людям, окружающему миру, юридическим нормам, справедливости
ОБОРУДОВАНИЕ
книга «Конвенция о правах ребёнка»
презентация
использованы
материалы сборников «Классные часы в начальной школе»,
правила поведения для учащихся
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Что означают слова «права» и «обязанности»?
(Выслушиваются высказывания детей.
Из словаря Ожегова: «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».
Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. слайды
«Обязанность -круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».
Дети обязаны - хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)
- Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)
Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка. слайды
Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы
Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.
1. Игра «Если бы директором был я »
- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?
(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)
2.Закончи предложение
Учащиеся дополняют окончание предложений:
-В школе я должен...
-В школе я имею право...
-Дома я должен...
-Дома я имею право...
- На улице я должен...
- На улице я имею право...
-
Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания
детей.)
-
Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок?
Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)
- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»
Вывод
Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное -научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
Физкультминутка
Мы печем пшеничные Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные? («Приглашающие» движения руками.)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора. (Указательный палец показывает на всех приглашенных.)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже. («Приглашающие» движения.)
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы, (Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)
Пироги пшеничные
В печку посадили мы. (Движение обеими руками вперед - сажают пироги в печь.)
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся. (Имитация кормления крошками птицы.)
- Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.
Разговор о домашних обязанностях
- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие; мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)
- А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?
(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по дому.)
Подвести итог.
Примерные обязанности
♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.
♦ Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол.
♦ Соблюдайте порядок в своей комнате.
Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи
♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
♦ Вымойте за собой посуду.
♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чайи другие).
Правила, связанные с самообслуживанием
♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
♦
Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте
пуговицу.
♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите их. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
♦ Умейте постирать носовой платок, носки.
♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.
♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
♦
Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для
уроков положите в ранец.
Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживания и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.
Подведение итогов
-
Какие права есть у учащихся?
, - Какие есть обязанности?
- Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?
Дополнительный материал для учителя
Нельзя*
1. Бездельничать, когда все трудятся.
2. Смеяться над старостью и старшими людьми - это невежливо; о старших надо говорить только с уважением.
3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.
4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.
5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.
7. Садиться обедать, не пригласив старшего.
8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья.
Беседа
- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)
- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)
Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Психотренинг
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Ч
Обсуждение ситуации
- Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?
- Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?
Вопросы*
- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?
- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?
- Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?
- Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?
- Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?
- Кто защищает ваши права? (Государство.)
- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)
- Какие права ты считаешь главными для человека?
- Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.
- Что означают слова «права» и «обязанности»?
- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)
- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)
Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Из словаря Ожегова: «Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-нибудь делать, осуществлять».
Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д.
«Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения».
Дети обязаны - хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.
- Какие обязанности и права есть у ученика в школе?
Обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.
Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка.
Разговор о домашних обязанностях
- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие; мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)
- А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?
(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по дому.)
Примерные обязанности
♦Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.
♦Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
♦Если насорили, соберите мусор, подметите пол.
♦Соблюдайте порядок в своей комнате.
Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи
♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
♦ Вымойте за собой посуду.
♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).
Правила, связанные с самообслуживанием
♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.
♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите их. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.
Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживания и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.
Нельзя
1. Бездельничать, когда все трудятся.
2. Смеяться над старостью и старшими людьми - это невежливо; о старших надо говорить только с уважением.
3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.
4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.
5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, бабушку.
9. Садиться обедать, не пригласив старшего.
10.Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья.
Обсуждение ситуации
Как любимые сказки разобраться в правах помогают
- Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?
(Конвенция о правах человека, статья № 8 Ребёнок имеет право на свою индивидуальность.
.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.