Ковалева М.И.
Классный час №1
"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"
Цель:
· Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
- развивать творческие возможности детей.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор
Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.
Оформление: плакаты с высказываниями:
• Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
• Не отвечайте на грубость грубостью.
• Уважая других - уважаешь себя.
• Хочешь иметь друзей - будь вежлив.
• Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.
Ход занятия
Учитель: (слайд 2)
В
жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать.
И,
помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать.
И подарить его людям.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
(высказывания детей)
-Понять
и исполнить
Желанье другого.
Одно
удовольствие,
Честное слово.
-Да, речь пойдёт о доброте и вежливости. Как вы понимаете эти слова?
(высказывания детей)
(слайд 3-4)
-Правильно.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
-Два таких разных слова и таких родных. Как вы думаете почему?
(высказывания детей)
-Доброте и вежливости нужно учиться с детства. Вежливость и доброта радуют людей и делают их веселыми, стойкими к неудачам, счастливыми. И потому, не случайно, тема нашего занятия звучит так…
(слайд 5)
-Давайте прочитаем нашу тему:
“ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ”
-Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Вежливость, доброта радуют людей, делают их стойкими и весёлыми.
“Доброта”
В
доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Что от этой доброты,
Что от этой доброты.
Приживаются
цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это мама, мама, мама!
-Многим в жизни мы обязаны своим мамам. Ведь доброта закладывается с детства.
У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным.
Мама – мир подарила, жизнь подарила мне и тебе! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд, её слово. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится твоя жизнь.
-А как вы заботитесь о своей маме?
(высказывания детей)
Я
хочу, чтоб все смеялись.
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро было добрым,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире не было войны.
-В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
-Давайте нарисуем “маленькие солнышки”, это будет Ваш “Путь к Добру”, а на доске мы нарисуем большой “Путь к Добру”.
В середине “Я”, сколько лучиков, столько разных правил надо соблюдать, столько положительных качеств иметь, чтобы быть добрым человеком.
-Итак, что значит быть добрым, делать людям и себе добро?
(высказывания детей)
-Продолжите, добрый человек – это
· Говорит добрые слова
· Делает что-то хорошее (делится, помогает)
· Думает о других хорошо, хорошо относится к людям, доброжелателен
· Не наносит вред человеку и живой природе.
-А почему некоторые лучики остались пустые?
Это путь к добру. Это трудный путь, но он ведет к счастливой жизни. Но есть и легкий путь – всегда быть как эта тучка: нарушать Правила Жизни.
-А если в сердце появилась злость к человеку, нужно постараться с ней справиться:
Постарайся подумать о том, что есть хорошего в этом человеке
Подумай, как на твоем месте поступили бы папа, мама, учитель
Успокой себя: посчитай до 10
Если не сорвался, не нагрубил, не ударил, похвали себя за это, скажи себе: “Я стал добрее и лучше”.
-Существует множество пословиц о доброте и вежливости (слайд 6).
Добра желаешь – добро делай.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброе слово – это доброе дело.
Доброе слово и кошке приятно.
От вежливых слов язык не отсохнет.
С добрым жить хорошо.
-А чему учат пословицы?
(высказывания детей)
-Пословицы учат:
· Хвалить за хорошее и не всегда подчеркивать недостатки людей
· Шутить по-доброму
· Не быть любопытным
· Внимательно слушать и не быть навязчивым
· Уважать мнение другого человека
· Не спешить обвинять в чем-то человека, пока не разберешься в причинах
· Нести ответственность за свои слова
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда!
И если кому-то, кому-то поможет.
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день,
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
-Доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках, а также и во фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании. Вспомните, с какими вы уже встречались.
-Есть фразеологизмы (слайд 7), взятые из фольклора, как, например, добрый молодец.
Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью.
Добрый – обладающий
положительными качествами, достойный уважения.
А также фразеологизмы, рожденные в последнее время:
Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.
Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
-Давайте вспомним, как великие люди говорили о добре (слайд 8-9).
(дети цитируют высказывания великих людей)
· Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины – начало мудрости. (Т.Рабин)
· Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту. (Сенека)
· Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела – божественно. (Г.Манн)
· Доброта – это особый вид истины и красоты. (Оверстрит)
· Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. (З.Бульвер-Литтон)
· Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы. (К.Пеппер)
(слайд 10)
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулуповой «Разговор о доброте»)
-Продолжите строчки стихотворений.
Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем:
- Видел Настю я на улице сейчас,
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти, я не слышал слова...
Ребята (хором). Здравствуйте!
Слово-то какое, очень дорогое.
-Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была,
На меня он, «как торпеда»,
Налетел из-за угла,
Но представьте - зря от Вити
ждал я слова...
Ребята (хором). Извините!
-Какими качествами должен обладать человек?
(высказывания детей)
Звучит "Ноктюрн" Шопена. Под музыку дети вешают на ПОЛЯНУ цветки-качества.
– Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества:
· милосердие
· сострадание
· ум
· трудолюбие
· добродушие
· наблюдательность
· великодушие
· любовь
· бескорыстие
· сочувствие
· внимательность
· благодарность
· уважение
· бесстрашие
· нежность
· скромность
· вежливость
· улыбка
· дружелюбие
Учитель:
-Мы
должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не
только здесь, но и в душе каждого из нас.
-Я хочу закончить наш классный час словами известного педагога Шалва
Александровича Амонашвили (слайд 11)
· Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
· Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
· Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
· Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
· Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром.
(Памятку со словами Ш.А. Амонашвили получает каждый из детей)
Литература
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.