Ковалева М.И.
Классный час №1
"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"
Цель:
· Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
Задачи:
- учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;
- воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;
- развивать творческие возможности детей.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор
Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.
Оформление: плакаты с высказываниями:
• Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
• Не отвечайте на грубость грубостью.
• Уважая других - уважаешь себя.
• Хочешь иметь друзей - будь вежлив.
• Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе относились.
Ход занятия
Учитель: (слайд 2)
В
жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать.
И,
помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать.
И подарить его людям.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь?
(высказывания детей)
-Понять
и исполнить
Желанье другого.
Одно
удовольствие,
Честное слово.
-Да, речь пойдёт о доброте и вежливости. Как вы понимаете эти слова?
(высказывания детей)
(слайд 3-4)
-Правильно.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
-Два таких разных слова и таких родных. Как вы думаете почему?
(высказывания детей)
-Доброте и вежливости нужно учиться с детства. Вежливость и доброта радуют людей и делают их веселыми, стойкими к неудачам, счастливыми. И потому, не случайно, тема нашего занятия звучит так…
(слайд 5)
-Давайте прочитаем нашу тему:
“ЧТОБЫ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ ДАРИТЬ, НАДО ДОБРЫМ И ВЕЖЛИВЫМ БЫТЬ”
-Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, отзывчивыми, вежливыми. Вежливость, доброта радуют людей, делают их стойкими и весёлыми.
“Доброта”
В
доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Что от этой доброты,
Что от этой доброты.
Приживаются
цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы?
Я отвечу тебе прямо:
Это мама, мама, мама!
-Многим в жизни мы обязаны своим мамам. Ведь доброта закладывается с детства.
У мамы самые добрые и ласковые руки, самое верное и чуткое сердце, в нем никогда не гаснет любовь, оно никогда не остается равнодушным.
Мама – мир подарила, жизнь подарила мне и тебе! И сколько бы тебе не было лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд, её слово. Чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее становится твоя жизнь.
-А как вы заботитесь о своей маме?
(высказывания детей)
Я
хочу, чтоб все смеялись.
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро было добрым,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире не было войны.
-В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет её. А любовь и помощь согревают, как солнце.
-Давайте нарисуем “маленькие солнышки”, это будет Ваш “Путь к Добру”, а на доске мы нарисуем большой “Путь к Добру”.
В середине “Я”, сколько лучиков, столько разных правил надо соблюдать, столько положительных качеств иметь, чтобы быть добрым человеком.
-Итак, что значит быть добрым, делать людям и себе добро?
(высказывания детей)
-Продолжите, добрый человек – это
· Говорит добрые слова
· Делает что-то хорошее (делится, помогает)
· Думает о других хорошо, хорошо относится к людям, доброжелателен
· Не наносит вред человеку и живой природе.
-А почему некоторые лучики остались пустые?
Это путь к добру. Это трудный путь, но он ведет к счастливой жизни. Но есть и легкий путь – всегда быть как эта тучка: нарушать Правила Жизни.
-А если в сердце появилась злость к человеку, нужно постараться с ней справиться:
Постарайся подумать о том, что есть хорошего в этом человеке
Подумай, как на твоем месте поступили бы папа, мама, учитель
Успокой себя: посчитай до 10
Если не сорвался, не нагрубил, не ударил, похвали себя за это, скажи себе: “Я стал добрее и лучше”.
-Существует множество пословиц о доброте и вежливости (слайд 6).
Добра желаешь – добро делай.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброе слово – это доброе дело.
Доброе слово и кошке приятно.
От вежливых слов язык не отсохнет.
С добрым жить хорошо.
-А чему учат пословицы?
(высказывания детей)
-Пословицы учат:
· Хвалить за хорошее и не всегда подчеркивать недостатки людей
· Шутить по-доброму
· Не быть любопытным
· Внимательно слушать и не быть навязчивым
· Уважать мнение другого человека
· Не спешить обвинять в чем-то человека, пока не разберешься в причинах
· Нести ответственность за свои слова
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда!
И если кому-то, кому-то поможет.
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день,
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
-Доброта является исконно русским словом. Доброжелательность всегда ценилась в русском народе, что отразилось в пословицах, поговорках, а также и во фразеологизмах. Много их в приветствиях, пожеланиях при встрече или расставании. Вспомните, с какими вы уже встречались.
-Есть фразеологизмы (слайд 7), взятые из фольклора, как, например, добрый молодец.
Молодец – молодой человек, который отличается храбростью, удалью.
Добрый – обладающий
положительными качествами, достойный уважения.
А также фразеологизмы, рожденные в последнее время:
Дать добро – дать согласие, разрешение, одобрить.
Получить добро – получить разрешение, согласие на что-либо, одобрение.
-Давайте вспомним, как великие люди говорили о добре (слайд 8-9).
(дети цитируют высказывания великих людей)
· Доброта важнее, чем мудрость, а признание этой истины – начало мудрости. (Т.Рабин)
· Повсюду, где есть человек, есть и возможность проявить доброту. (Сенека)
· Добрые мысли – это прекрасно, а добрые дела – божественно. (Г.Манн)
· Доброта – это особый вид истины и красоты. (Оверстрит)
· Доброе сердце прекраснее, чем все разумы вместе взятые. (З.Бульвер-Литтон)
· Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело – радуйтесь! Сразу несколько человек стали счастливы. (К.Пеппер)
(слайд 10)
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем-совсем непросто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость,
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
(Н. Тулуповой «Разговор о доброте»)
-Продолжите строчки стихотворений.
Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем:
- Видел Настю я на улице сейчас,
Настя - славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти, я не слышал слова...
Ребята (хором). Здравствуйте!
Слово-то какое, очень дорогое.
-Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была,
На меня он, «как торпеда»,
Налетел из-за угла,
Но представьте - зря от Вити
ждал я слова...
Ребята (хором). Извините!
-Какими качествами должен обладать человек?
(высказывания детей)
Звучит "Ноктюрн" Шопена. Под музыку дети вешают на ПОЛЯНУ цветки-качества.
– Вот какая получилась у нас душа – цветочная поляна, на которой расцвели необходимые человеческие качества:
· милосердие
· сострадание
· ум
· трудолюбие
· добродушие
· наблюдательность
· великодушие
· любовь
· бескорыстие
· сочувствие
· внимательность
· благодарность
· уважение
· бесстрашие
· нежность
· скромность
· вежливость
· улыбка
· дружелюбие
Учитель:
-Мы
должны с вами, ребята, стремиться к тому, чтобы эти качества расцветали не
только здесь, но и в душе каждого из нас.
-Я хочу закончить наш классный час словами известного педагога Шалва
Александровича Амонашвили (слайд 11)
· Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
· Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
· Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
· Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
· Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,
Ибо никто не властен над твоим добром.
(Памятку со словами Ш.А. Амонашвили получает каждый из детей)
Литература
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.