Классный час "Детство, опаленное войной"
Оценка 4.6

Классный час "Детство, опаленное войной"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
воспитание +1
3 кл—4 кл
17.04.2021
Классный час "Детство, опаленное войной"
Классный час Детство, опаленное войной.docx

Классный час на тему: «Детство, опалённое войной»

Зайкина Н. В., учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1 г. Катав-Ивановска», Катав-Ивановского муниципального района.

 

- Здравствуйте, ребята. А начну я его с чтения стихотворения. После чтения стихотворения ответьте на вопрос:

С каким событием связано это стихотворение? Какая приближается дата?

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

"Кусочек хлеба-это очень мало,

Но крошечка достанется тебе..."

 

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля.

"Была семья, был дом... Теперь остались

Совсем одни на свете - ты и я..."

Приближается очень значимая для нас дата. Почему она так важна для нас?

- Война коснулась всех, от мала до велика. Воевали кто как мог. Ведь приближали победу не только те, кто был на передовой, но и те, кто находился далеко от линии фронта, в тылу.

Ребята, тыл, фронт, а что это значит?

Сопоставьте слова и значения. Зачитайте.

 Фронт-район действия группы армий под начальством одного командующего.

Тыл-территория позади фронта, сзади боевой линии.

А люди, которые в то время жили в Катав-Ивановске, это-тыл, или фронт.

-Кто знает, какое участие принимали люди нашего города в войне?

Да, было очень тяжело. Приходилось много работать, не хватало еды. В тылу оставались старики, женщины и дети.

Каково же приходилось тем, кто был вблизи от фронта? Вы знаете, как было страшно? Летали самолёты со страшным гулом, часто бомбили. Людям было нечего есть, не было тепла, многие просто умирали.

-А что было с детьми, у которых умерли родители?

- А что такое детский дом? В годы войны таких детских домов было много и те детские дома, которые оказывались в районе боевых действий эвакуировали в безопасные места.

Ребята, что такое эвакуировать? (карточка)

Эвакуация-вывоз людей, учреждений, имущества из опасных местностей преимущ. во время военных действий перевозка раненых с мест военных действий в тыл, вывод войск из ранее занимавшихся ими районов.

 

В годы войны к нам в Катав-Ивановск эвакуировали детский дом из Москвы.

Так и образовался «Катавский детский дом» Указать на доску.

Осенью 1941 года в Катав-Ивановск прибыли воспитанники детского дома № 60, города Москвы. 360 мальчиков и 17 девочек. Детдом разместился в нескольких зданиях. Дети всё прибывали и прибывали.

Сегодня мы и узнаем о том, как жилось детям, эвакуированным в наш город. У меня есть фотографии, все ли из них подходят к нашей теме «Катавский детский дом»

Рассмотрите, что вы на них видите?

 Очень нелегко было ребятам в то время.

-А давайте мы все вместе организуем выставку, где расскажем и покажем как же тяжело было детям, воспитанникам детского дома, в то время.

Кто видел выставки? Что выставляют на выставках?

Начнём сбор материала для выставки.

Сбор экспозиций.

Найдите фото 1.

-Рассмотрите, кого видите? Как одеты дети?  Посмотрите, приблизительно вот так выглядела одежда тогда. Пальто, шапки-ушанки очень отличаются от одежды, которую вы носите сейчас. Показ одежды.

А вот что рассказывали сами воспитанники детдома.

 «Одежды детям не хватало. Получили 5 пальто, 5 пар валенок, платки.  И стали гулять по очереди.»

Представьте, что снимается фильм о жизни детей того времени.

Ты – будешь играть мальчика.

Ты – будешь играть роль девочки. Надеваем костюмы.

Ситуация: Дети, Саша и Катя, решили пойти, погулять. На улице было холодно, намело много снега. Одежды хватало не на всех, обуви тоже.

Катя надела шубу, повязала платок. Саша натянул ушанку, накинул пальто. Пришло время обуваться…

Вот текст для актеров. Начинает Катя.

- Саша, пойдём гулять.

- Пойдём.

- Ой, а валенки одни, больше нет.

- Хорошо, Катя, ты погуляй, а я пойду позже.

- Спасибо, Саша.

Есть другие варианты?

А можно по считалочке? Давайте попробуем. Спасибо. Занимайте свои места (одежду положите на стул)

 Даже в такое тяжёлое время люди оставались людьми. Умели вежливо договариваться, уступать друг другу, быть примером для других.

Найдите фото 2, 3, 4. Что видите?

Школа. (Достать из коробки чернильницу, перья) Не было шариковых ручек, писали ручкой с пером. Писали аккуратно. Чернила жидкие, старались чтобы не капнуть, не размазать.

А ещё, ребята вели переписку с ушедшими на фронт воспитанниками.

Вот несколько слов из писем того времени.

«Даем тебе пионерское слово, что отличной дисциплиной, учебой, работой на своем хозяйстве и колхозных полях мы будем вместе с вами бить фашистов». 

Разве можно было лениться, не учить уроки, не выводить каждую буковку?

А теперь я снова зачитаю вам строки из воспоминаний воспитанников детдома.

Ребятам некогда было хулиганить - весь день был расписан по минутам. С утра в школу, затем с 14 до 18 часов вечера труд в мастерских. «Много времени уделялось труду: были столярные мастерские. Девочки шили фуфайки, вязали варежки, носки для фронта».

Рассмотрите фото 5

Кого вы видите? Что у них в руках? Это настоящее оружие? Как назвать одним словом? (Игрушки)

Конечно же им хотелось поиграть. Вот так выглядели игрушки того времени (показать, достать из ящика) Это машина, это пистолет, а это автомат. Почему так много оружия?

 Куклы сшивали из тряпок (сворачивали кусочек ткани в трубку и сшивали части тела). Шили платья на них. Мебель для кукол делали старшие ребята в мастерских. Она была деревянная, из фанеры, с выжженным рисунком».

Чем заняты дети на фото 7? Какая вы видите была посуда? А что ели дети в то время? 

 Питались в детдоме в войну плохо: утром - чай с сахаром, обед - суп с серой капустой, норма хлеба - 300 г. Иногда к хлебу добавляли маргарин - 5 г.

- Что такое серая капуста? 

300 граммов хлеба, это много или мало? Показать. Это вот столько.

А теперь послушайте.

 «Работать нам приходилось в исключительно трудных условиях. Мы выполняли порой непосильную работу. Лопатами, сделанными в своей мастерской, мы поднимали целину под огород, в жестокие морозы работали на заготовке дров. Организовали соревнование между бригадами, показывали образцы трудолюбия, сажали картофель, а затем с такой радостью собирали свой первый урожай!» «Старшие дети ходили на цементный завод - упаковывали ящики со снарядами весом 16 кг. На ящике писали «Бей по врагу». Летом ездили в Карауловку, работать в колхозе «Путь к социализму».

-К какой фотографии можно отнести эти слова? Показать козлы.

-Как это называется? Для чего это нужно?

Вот сколько у нас собралось экспонатов. Фотографии- это тоже экспонат.

-А где обычно хранятся фотографии?

-Правильно, в фотоальбоме.

 

Учитель встаёт открывает названия всех экспозиций.

Назовём нашу выставку «Детство, опалённое войной».

-Как вы понимаете «опалённое»? Дети, которые испытали на себе все ужас войны, обстрелы, бомбёжки, голод, холод. Но опалились они не как головёшки в костре, опалилась, пострадала душа.

Помогите разложить экспонаты на выставку. Распределить детей.

Разложите всё и садитесь на свои места. Спасибо, молодцы, получилось очень красиво.

В каждом музее есть человек, который всё рассказывает, показывает.

- Как он называется? Кто хочет побыть в роли экскурсовода и провести экскурсию? Один рассказывает о работе, другой о школе…

Вы молодцы. Хорошо поработали. Возвращайтесь на свои места.

У меня осталась ещё 1 коробочка. А в ней…

   Что это? Георгиевская лента. Что она означает? "Я помню! Я горжусь!"

Прошу вас сохранить этот символ в знак того, что мы помним и гордимся и не забыть прикрепить её на одежду с левой стороны, ближе к сердцу 9 мая, когда вся страна будет отмечать праздник Великой Победы!

Ребята, что новое и интересное для себя узнали и что будете рассказывать другим? А я вам советую сходить в краеведческий музей, где вы сможете узнать много интересного и про детский дом, и про то как жил наш город в годы войны.

Спасибо, мне было приятно с вами общаться.

 


 

Классный час на тему: «Детство, опалённое войной»

Классный час на тему: «Детство, опалённое войной»

А давайте мы все вместе организуем выставку, где расскажем и покажем как же тяжело было детям, воспитанникам детского дома, в то время

А давайте мы все вместе организуем выставку, где расскажем и покажем как же тяжело было детям, воспитанникам детского дома, в то время

Куклы сшивали из тряпок (сворачивали кусочек ткани в трубку и сшивали части тела)

Куклы сшивали из тряпок (сворачивали кусочек ткани в трубку и сшивали части тела)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021