Классный час: " Я умею быть счастливым".
Для вас, учащихся 9класса, не за горами то время, когда вы, окончив школу, расстанетесь с родным домом и вступите в самостоятельную, взрослую жизнь. Какой она будет? Наверно каждому из вас хочется прожить долгую и счастливую жизнь. Но что нужно сделать, чтобы эта мечта стала реальностью, чтобы были счастливы вы и ваши близкие?
Тема нашего классного часа так и называется “Искусство быть счастливым?”, и разговор хочется начать с постановки вопроса, “Когда кончается детство?” Когда, в какой момент оно уступает место взрослению? Вам всем было дано задание - провести опрос родителей.
Оказывается, что большинство наших родителей считают, что детство заканчивается с окончанием школы, когда человек вступает в самостоятельную жизнь. Когда человек вынужден принимать самостоятельные решения.
Учитель: Как вы считаете, почему детство может закончиться и в 11 лет? Вообще бывает так, что люди редко помнят тот момент, который отделяет детство от юности, но давно замечено, что детство заканчивается, когда человек встречается с какими-либо трудностями, горем, лишениями.
В разговоре с коллегами на вопрос, когда закончилось их детство, они сказали, что оно не закончилось.
Что же, они не повзрослели?
Повзрослели: и неприятности в жизни были, и беды, а детство не кончилось. Как вы думаете, что помогло сохранить ощущение детства?
Вы правы, если человек добрый, веселый, искренний, доброжелательный, то он никогда не стареет душой. Мы живем не в лучшие времена. Меняется образ жизни, образ мыслей, уходят в прошлое и перестают быть важными многие нормы поведения. С экранов телевизоров каждый день мы видим сцены насилия и убийства. Конечно, мы свободны в выборе пути, но должны оставаться неприкосновенными такие качества характера, которые воспевали поэты всех времен и народов.
Попробуйте назвать эти драгоценные качества. Отрадно заметить, что такие качества человека как доброта, милосердие, человечность не забыты сегодня.
На планете Земля
неспокойно
Да и было ль спокойно на ней.
Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну летим.
Мы Земли неразумные дети
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба от ига,
Не глубинное в недрах гнилье
Человек полюби человека
Только в этом спасенье твое.
Как вы понимаете смысл последней фразы стиха :“Человек полюби человека только в этом спасенье твое“.
Любовь - это созидающее чувство, ненависть разрушает душу человека. Если бы не было любви матери к ребенку, между мужчиной и женщиной, между друзьями - мир бы рухнул.
Приходилось ли вам наблюдать, как человек, сам находящийся в тяжелом материальном положении, помогает другим. (Предложить ответить на следующие вопросы)
ü Знакома вам эта ситуация?
ü Встречались ли вы с такими людьми?
ü Почему эти люди так поступают?
ü Все ли люди способны на это?
ü С какой целью они это делают?
Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей современного периода по поводу того, что такое счастье. Наташе Мираковой и Свете Бобрик было дано задание подобрать такие высказывания. Сейчас они предложат их на ваше рассмотрение. А вы попробуйте выяснить, какой смысл вкладывали выдающиеся умы человечества в слово “Счастье”.
Слово девочкам:
ü “Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других”. (Сенека)
ü “Неправильно заключать, что судьба сделала счастливым человека пока его жизнь не закончилась”. (Софокл )
ü “Счастлив тот, кто считает себя счастливым”. (Г. Филдинг)
ü “Немножко философии, немножко здоровья и немножко хорошего расположения духа достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. Большинство же ищет счастье подобно рассеянному человеку, ищущему свою шляпу, которая у него на голове или которую он держит в своих руках?”. (С. Шарп )
ü “Здоровый нищий счастливее больного короля”. (А. Шопенгауэр)
ü “Поверь мне - счастье только там где любят нас, где верят нам”. (Лермонтов)
Ответы девочек.
Учитель: Сколько людей - столько мнений. Счастье - это объемное слово. Но что общего я заметила в ваших ответах, что почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. Вообще чувство счастья субъективно. Один соотносит его с материальным достатком, другой - в приятном времяпровождении. Чувство счастья во многом определяется отношениями человека с другими людьми. Поэтому дружба, любовь также приносит человеку счастье.
Знай, мой друг,
вражде и дружбе цену,
Ты поспешно не суди.
Гнев на друга может быть мгновенным
Изливать покуда не спеши.
Может друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем
И с течением наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Каждый из вас знает, как тяжело бывает человеку, когда происходит ссора с близким человеком, а каково человеку, не имеющему друзей? В связи с этим я хочу напомнить вам известную сказку Салтыкова-Щедрина “Премудрый пескарь”:
“Жил-был Пескарь. И отец, и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке и ни в уху, не к щуке в пасть не попали. Умирая, старик-пескарь говорит:” Смотри, сыночек, если не хочешь в жизни пропасть так гляди в оба ”. Пескарь-сын отлично запомнил поученье отца и сказал себе: “Надо жизнь прожить так, чтобы никто не заметил, а не то, как пропадешь”. Так он и сделал. Вырыл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пескарь, таким образом, сотни лет, дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родителей - никого не было. Только наступило время, и стал премудрый Пескарь умирать. Тут-то вся жизнь мгновенно пред ним и пронеслась. Какие у него были радости? Кого он утешил? Обогрел? Защитил? Кому добрый совет дал? Кто слышал о нем? Кто вспомнил о его существовании? И на все вопросы ему приходилось отвечать: « Никому». Он жил дрожал и умирая дрожал”.
Какова мораль этой сказки?
Действительно нельзя жить, зациклившись на себе. В жизни встречаются люди, у которых нет друзей. По сути они очень одиноки. Из-за этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь много зависит и от самого человека. Задумывались ли вы когда-либо, что нужно сделать, чтобы понравиться людям, завоевать друзей? Существуют правила Карнеги:
- Улыбайтесь!
- Искренне интересуйтесь другими людьми.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
- Давайте попробуем проверить эти правила на примере диалога, происшедшего между друзьями.
А сейчас я раздам вам сценку, давайте её разыграем.
СЦЕНКА
Друзья Саша и Ира договорились встретиться вечером. Посмотрите, что из этого вышло. Он ждет ее, через какое-то время появляется она.
Саша: Здравствуй, Ира!
Ира: Привет, Саша!
Саша: Ты очень пунктуальна.
Ира: Извини, Саша.
Саша: Ладно, давай присядем. Как у тебя дела?
Ира: У меня все хорошо, а как ты провел свой день?
Саша: Я с утра был на тренировке.
Ира: Это очень интересно. Расскажи.
Саша: Я хожу на баскетбол. Меня вообще эти тренировки колбасят. Тренер вообще отпадный, гоняет нас классно, до седьмого пота. Есть у него такая фишка - забить мяч с половины зала. Клево так! Бежит по залу, все пытаются ему преграду построить, а ему все по барабану - в сетку мяч закинет. Масево! У нас прикидотличный, в прошлом году форму закупили итальянского производства. Классно. (Ира делает вид, что ей скучно, начинает смотреть по сторонам.)
- Как вы считаете понравилась ли Саше Ира? Почему? А Ире Саша? Почему нет?
Чтобы понравиться собеседнику необходимо уметь выслушивать собеседника, дать совет, если он требуется, но важно чтобы и ваш собеседник мог выслушать вас.
А теперь давайте попробуем отгадать, о чем или о ком идет речь?
- Она ничего не стоит, но многое дает.
- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех кто ею одаривает.
- Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда.
- Никто не богат настолько чтобы обходится без нее и нет такого бедняка, который не стал бы богаче? (Улыбка )
- Обратите внимание на фразу, которая служит кодексом психологов всего мира “Если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам”.
- Наиболее сильные положительные чувства вызывает любовь, хотя также известно, что она вызывает и самые отрицательные эмоциональные переживания. Полнота жизни человека во многом зависит от того испытал ли человек в своей жизни это чувство. Ведь любовь, если она взаимна, заражает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, помогает жить. В. Высоцкий в своей “Балладе о любви” писал:
“Я дышу, и значит,
я люблю,
Я люблю, и значит я живу.
Свежий ветер избранных пленил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал.
Потому что, если б не любил
Значит бы не жил, значит не дышал!”
Как вы понимаете смысл этих стихов? Согласны ли вы с его утверждением? Ощущенье счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые несмотря на жизненные невзгоды, счастливы, а есть и такие, которые всегда находятся в депрессивном состоянии. Вам наверно знакома и та и другая категория людей. Сколько людей загоняют себя в каторжные мученья, насколько озлобляются, проявляют нетерпимость в отношении всего, что его окружает и не осознает, что человек - система самонастраивающаяся и от того, какую центральную идею жизни человек выбирает, и зависит его личный успех и аура, которую он создает вокруг себя, и отношения с людьми, и ощущенье счастья.
Сейчас я хочу провести среди вас анкету, а вы в зависимости есть у вас это качество или нет, ставите “плюс” или “минус”.
Вопросы анкетирования:
- Я ощущаю внутреннюю раскованность и легкость.
- Мне приятно и радостно ходить в школу.
- Меня ничто не раздражает.
- Я чувствую прилив сил.
- Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать.
- Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам.
- Я ощущаю себя счастливым человеком.
- Дома после школы я чувствую приятную усталость.
- У меня есть несколько близких людей и много хороших знакомых.
- Люди любят приходить ко мне в гости.
- Я не обижаюсь, когда надо мною по-доброму подшучивают.
- Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоится, и если он захочет меня выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при этом жестко и честно изложу свою точку зрения.
- Я не таю обиды на людей и не держу на них зла.
- Я верю в красоту, добро и разум.
- Поздравляю тех у кого больше плюсов, значит у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов задумайтесь хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.
Давайте подведем итоги нашего классного часа.
- Почему умение стать счастливым это целое искусство? Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?
- Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми. Вот они:
- Делай добро!
- Люби и прощай людей!
- Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.
- Найди свой смысл жизни.
- Бойся обидеть человека.
- Умейте дарить людям радость.
- Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
- Вырабатывай в себе следующие качества:
· не допускай ссор, драк, крика, угроз – это унижает человека,
· дорожи честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков,
· помогай младшему, незащищенному, будь справедлив. Эти нравственные нормы стали нормами вашей жизни. Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем счастливы ли вы и что нужно сделать для того чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.
В завершении хочется словами знаменитых ученых, писателей посоветовать вам:
- Не считай счастливым того, кто зависит от счастья. (Сенека)
- Один из самых верных способов достигнуть счастья - это сохранить уважение к самому себе, иметь возможность смотреть на свою жизнь без стыда и угрызений совести, не видя в прошлом ни дурного поступка, ни зла, ни обиды, причиненной другому человеку.
(Ж.Кондорсе)
- Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное. (Платон)
- Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляем его другим.
(И. Бентам)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.