Сценарий классного часа "Доброта в нас и вокруг нас."
Сейчас
частенько можно услышать, что зло победило добро, что каждый живет сам по себе,
не вникая в трудности остальных. Молвят, россияне, шагнув в новый мир, где
валютные дела стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании
бескорыстно посодействовать другому, утратили былую отзывчивость и то тепло
души, которым во все времена славились.
Так ли это?
Ответ на этот вопросец совсем важен, поэтому что речь идет о стержне нашего
государственного характера. Делать добро людям – это душевная потребность для
российских людей, которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей
сегодняшней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некие теряют веру в
доброту, благородство и бескорыстие людей.
И я вам предлагаю тему для разговора о доброте, которая постоянно согревает
душу того, кто её сотворил.
«Доброта в нас и вокруг нас».
Соц прогресс возможен только в том случае, если он имеет под собою нравственную
базу, проводится в согласовании с гуманистической моралью.
Потому сейчас полностью оправдано обращение к таковым извечным нравственным
категориям, как «добро», «доброта», «добродеяние».
Добро - это всё то, что морально ценно, что содействует благополучию человека,
общества в целом.
Доброта - морально-ценностная черта человека, включающая такие характеристики,
благодаря которым он способен творить добро. К таковым свойствам относятся
отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими
интересами ради остальных, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д.
Давайте обратимся к высказываниям писателей о доброте...
Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого,
как вежливость и доброта».
Жан Жак Руссо: «Настоящая доброта заключается в благожелательном отношении к
людям».
Вильям Шекспир: «Чтоб оценить доброту в человеке, нужно иметь некую долю этого
свойства и в самом себе».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в
людях».
Лев Толстой: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех
остальных».
Миша Пришвин: «Наилучшее, что храню в себе, это живое чувство к хорошим людям».
Макс?м Горьковатый: «Как отлично отнестись к человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро иным, ощущает себя счастливым.
Давайте вспомним некие народные пословицы, связанные с темой нашего разговора:
Слово студента: «Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре
– тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного
обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»,
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то позже и ты, и я в преддверии могилы
только зло пожнём», «Твори добро, чтоб любя, добро тебя отыскало. Зла не верши,
чтоб тебя не погубило зло».
Вы направили внимание, что рядом с хорошем частенько употребляется зло. Добро
постоянно противодействует злу, борется с ним.
Чего же больше в людях: добра либо зла?
Перед вами конверты с жетонами, символизирующими добро и зло. Подумайте и
выберите соответственный вашим убеждениям жетон. (Жетоны собираются и кладутся
на чашечки весов. Всем наглядно видно чего же больше в людях добра либо зла).
Когда-то совсем давно, в самом начале нашего века, узнаваемый
музыкант-органист, писатель, доктор философии и богословия Альберт Швейцер, к
величайшему изумлению знакомых в 30 лет поступает на мед факультет, прилежно
изучает терапию, хирургию, травматологию. Получив диплом врача, он совместно с
юной и прилежной супругой уезжает в центральную Африку, в Габон, туда, где
больше всего страданий и невежества. На средства, приобретенные от собственных
концертов, книг, лекций, он строит больницу. Он много работал, шестьдесят лет:
лечил, облегчал боль, возвращал удовлетворенность (лишь у него в больнице прокажённые,
люди, обречённые судьбой на одиночество, жили полной жизнью, работали, растили
деток). Глубоко уважали и почитали его люди, слагали о Швейцере легенды.
Давайте вслушаемся в обращение к нам из его книжки «Благовение перед жизнью».
Открой глаза и поищи, где человек нуждается хоть незначительно в твоём участии,
в твоём времени, в твоём дружеском расположении, может быть, ты окажешь
дружескую услугу человеку, чувствующему себя одиноко. Нужно частицу собственной
жизни отдавать иным. Как ты это сделаешь - зависит от тебя и от событий.
Давайте задумаемся над вопросцами героя стихотворения Александра Яшина:
«Сердечко чьё смягчил,
Кому подал руку?
Кому облегчил душевную муку?
Чью старость утешил?
Кого осчастливил?
Кого на дорогу на торную вывел?»
Слово учителя:
Эти вопросцы обращены к каждому из нас. И я убеждена, что в жизни всех нас были
моменты, когда нам кто-то впору посодействовал в самых различных ситуациях.
Либо вы сами поддержали кого-то в беде, независимо от того, родной это был
человек либо совсем незнакомый.
Поведайте о хорошем поступке, который сделали вы сами либо таковой поступок
оставил добрую отметину в вашем сердечко, либо видели, либо услышали о людской
доброте и не запамятовали.
«Хороший поступок»:
Представьте себе, если б каждый из нас был внимателен к окружающим, скольких
бед можно было бы избежать! А сколько новейших друзей могло бы быть у каждого
из нас! У добра много лиц: кто-то посодействовал дойти до дома заблудившемуся
слепому человеку. Кто-то в дни террористического акта на Дубровке помчался
сдавать кровь, не дожидаясь громкого призыва. А этот немолодой, одинокий
человек, не считаясь со своими скромными расходами, берет на праздники малыша
их детдома и радуется совместно с ним подаркам. Другие, прочитав рубрику «Поможем»
о пожаре, который сделал скромную семью «бомжами», спешат на почту с одеждой,
собранной у себя дома и у друзей…
Обожать население земли легче, чем сделать добро родной мамы - гласит старинное
украинское изречение. В нём крупная мудрость народной педагогики. Нереально
воспитать человечность, если в сердечко нет доброты к самому близкому и
драгоценному человеку - мамы, папе, дедушке, бабушке.
Слово учителя:
Не выдерживает материнское сердечко, сгорает от горя и обиды, если вырастают
недобрые, неблагодарные детки.
В малеханькой больнице на окраине огромного городка лежали две мамы –
Чернокосая и Белокосая. Они родили отпрыской. Сыновья родились в один день: у
Чернокосой мамы – утром, у Белокосой – вечером. Обе мамы были счастливы. Они
желали о будущем собственных отпрыской.
- Я хочу, чтоб мой отпрыск стал выдающимся человеком, - говорила Белокосая
мама. – Музыкантом либо писателем, известным всему миру. Либо скульптором,
создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Либо инженером,
построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для
чего хочется жить…
А я хочу, чтоб мой отпрыск стал хорошим человеком, - произнесла Чернокосая
мама. – Чтоб никогда не забывал мамы и родного дома. Чтоб обожал Родину и
ненавидел противников.
Каждый день к юным матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на мелкие
личики собственных отпрыской, в очах у их сияло счастье, изумление и умиление.
Позже они посиживали у кровати собственных жен и долго-долго о чем-то шепотом
говорили с ними. У колыбели новорожденного грезят о будущем – естественно, лишь
о счастливом. Через недельку счастливые мужья, ставшие сейчас отцами, увезли
домой жен и отпрыской.
Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине огромного городка пришли
две дамы – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были
таковыми же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг дружку. Их обеих
положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили отпрыской. Они
ведали о собственной жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая
спросила:
-Кем же стал твой отпрыск?
-Выдающимся музыкантом, - с гордостью ответила мама. – Он сейчас дирижирует
оркестром, который выступает в самом большом театре нашего городка. Он
пользуется большущим фуррором. Неуж-то ты не знаешь моего отпрыска? – И
Белокосая мама назвала имя музыканта. Да, естественно, Чернокосая мама отлично
знала это имя, оно было понятно почти всем. Не так давно она читала о большом
успехе этого музыканта за рубежом.
-А твой отпрыск кем стал? – спросила Белокосая.
-Хлеборобом. Ну, чтоб тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и
трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С
ранешней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, отпрыск мой пашет
землю и сеет хлеб, убирает сбор и опять пашет землю, сеет и опять убирает…
Живем мы в селе – км 100 отсюда. У отпрыска двое деток – мальчик 3-х лет и
девченка не так давно родилась…
-Все-таки счастье тебя обошло, - произнесла Белокосая. – Твой отпрыск стал
обычным, никому не известным человеком.
Чернокосая мама ничего не ответила.
И дня не прошло, а к Чернокосой мамы приехал из села отпрыск. В белом халатике,
он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с мамой. В очах
Чернокосой мамы светилась удовлетворенность. Она, казалось, в эти мгновения
забыла обо всем на свете. Она держала в собственных руках сильную, загоревшую
на солнце руку отпрыска и улыбалась. Расставаясь с мамой, отпрыск, как бы
извиняясь, выложил из сумки на небольшой столик виноградные гроздья, мед,
масло. «Поправляйтесь, мать», - произнёс он на прощанье и поцеловал её.
А к Белокосой мамы никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишь и
Чернокосая мама, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая
произнесла:
-У отпрыска сейчас концерт.… Если б не концерт, он, естественно, пришел бы…
на 2-ой день перед вечером к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб из
далекого села. Снова он долго посиживал на белой скамейке, и Белокосая мама
услышала, что в поле сейчас жгучая пора, работают они день и ночь… Расставаясь
с мамой, отпрыск выложил на небольшой столик пчелиные соты, белую паляницу и
яблоки. От счастья лицо у Чернокосой дамы светилось и, морщины расправились.
К Белокосой мамы никто не проходил.
Вечером дамы лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, опасаясь, чтоб
её вздохи не услышала соседка.
В 3-ий день, перед вечером, к Чернокосой мамы опять приехал сын-хлебороб из
далекого села – привез два огромных арбуза, виноград, яблоки. Совместно с
отпрыском приехал 3-х летний черноглазый внук. Отпрыск и внук долго посиживали
у постели Чернокосой мамы; в её очах сияло счастье, она помолодела. Белокосая
мама с болью в сердечко услышала, как внук говорил бабушке: совместно с отцом
он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду
комбайнером», - произнёс мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мама в
эти мгновения припомнила, что её отпрыск, выдающийся музыкант, отправляясь в
долгие поездки, сдавал, как говорили в семье, малеханького отпрыска в какой-то
интернат…
Месяц лежали в больнице две мамы, раз в день приезжал к Чернокосой мамы
сын-хлебороб из далекого села, привозил ухмылку сыновнюю, и, казалось, мама
лишь от той ухмылки выздоравливает. Казалось Белокосой мамы, что, когда к её
соседке приезжал отпрыск, даже больничным стенкам хотелось, чтоб мама
сына-хлебороба быстрее выздоровела. К Белокосой мамы так никто и не пришел.
Прошел месяц. Врачи произнесли Чернокосой мамы: «Сейчас вы совсем здоровы. В
сердечко нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой мамы врач произнёс: «Вам
еще нужно полежать. Естественно, вы тоже станете совсем здоровым человеком».
Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону.
За Чернокосой мамой приехал отпрыск. Он привез несколько огромных букетов бардовых
роз. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.
Прощаясь с Чернокосой мамой, Белокосая попросила её остаться с ней на несколько
минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мама со слезами на очах
спросила:
-Скажи, драгоценная, как ты воспитала такового отпрыска? Ведь мы родили их в
один день. Ты счастлива, а я… - и она зарыдала.
-Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, - произнесла Чернокосая, - поэтому
что не может быть в 3-ий раз такового расчудесного совпадения. Потому я скажу
тебе всю правду. Отпрыск, которого я родила в тот счастливый день, умер… Погиб,
когда ему не было и года. А это… не кровный отпрыск мой, однако родной! Я
усыновила его 3-х летним мальчуганом. Он, естественно, смутно помнит это.…
Однако я для него – родная мама. Ты это видела своими очами. Я счастлива. А ты
несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если б ты знала, как я
страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый
приезд моего отпрыска приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы,
пойди к отпрыску и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится
к мамы, так и его детки будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не
прощается.
Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть реальным отпрыском собственного
Отечества тот, кто не стал настоящим отпрыском мамы и отца.
Слово мамы:
Украинская народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: погибель,
старость и нехорошие детки. Старость - неотвратима, погибель - неумолима, перед
этими несчастьями, никто не может закрыть двери собственного дома. А от
нехороших деток дом можно уберечь, как и от огня.
И это зависит не только от нас, родителей, однако и от вас самих - деток.
Умейте ощущать тончайшие душевные движения мамы и отца. Не приносите тревог,
огорчений, обид. Не допускайте, чтоб жизнь родителей была отравлена вашим
позорным поведением. Помните, что раннюю старость и заболевание нам приносят не
столько труд и усталость, сколько сердечные волнения, переживания, огорчения,
обиды. Когда болит сердечко, за вас детки, седеют волосы. Не забываются
оскорбительные слова. Рана от занозы заживает, и следа не остаётся. А рана от
обидных слов заживает, однако глубочайший след оставляет.
Будьте хорошим отпрыском, хорошей дочерью до самой старости.
Умейте ощущать сердечко мамы, умейте созидать в её очах мир и покой, счастье и
удовлетворенность, тревогу и беспокойство, смятение и огорчение. Если ты не
научишься созидать в очах мамы её душу, ты на всю жизнь останешься нравственной
невеждой.
Слово студента:
Мы живём в коллективе, коллектив не любит недоброжелательных людей. Нужно уметь
ощущать, уметь созидать по-доброму окружающих вас одноклассников, уметь желать
добра.
Добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы собственной души иным
людям. Настоящая доброта выражается в желании созидать наилучшим человека.
Настоящая доброта выражается в желании созидать наилучшим человека, с которым
ты соприкасаешься. Если в твоей душе зашевелилось чувство радости в связи с
тем, что твой товарищ ужаснее тебя означает тебе нужно ещё много, совсем много
учить, воспитывать самого себя, изгонять из себя эгоизм, тщеславие и малодушие.
Слово учителя: Умейте ощущать рядом с собой человека, умейте читать его душу,
узреть в его очах его духовный мир – удовлетворенность, беду, несчастье, горе.
Слово студента:
Первоклассница нарисовала школу. На чистом листе бумаги она вывела большой
золотой круг - солнце - и вокруг него много малеханьких головок расцветшего
подсолнуха.
А где же школа? - спросили ее.
Разве вы не видите? - с удивлением, и даже с обидой произнесла девченка.
Вот это - учительница (девченка показала на солнце), а вокруг, мы ученики. Это
и есть школа.
Ученики ждут от учителя доброты, тепла, роли, любви.
Слово учителя:
Может ли учитель стать предпосылкой появления зла в душе малыша.
Слово студента:
Дождь постукивал по оконному стеклу. Мелодия дождика, однозвучная голосу
учительницы, убаюкивала. Первоклассник Вова старался не уснуть, а глаза сами
собой предательски закрывались. «НАЗАРЕНКО, ТЫ Снова ДРЕМЛЕШЬ!» Малыш вздрогнул
от резкого голоса учительницы, поднялся и мужественно подал ежедневник, где
учительница сделала третью на данной недельке запись: «Спал на уроке». Мать,
посмотрев дома ежедневник, придавила отпрыска к себе и зарыдала. Он тоже
зарыдал, поэтому что и мать, оказывается, боялась учительницу. «Мамочка, ты не
плачь, я завтра опять пойду в детский сад. Там можно спать, играться, бегать. А
в классе совершенно ничего нельзя, лишь смирно сиди за партой и стой у стены на
переменках». «Ты уже большой, тебя не возьмут в детский сад». «Тогда я пойду на
работу!»
На последующий день мама пошла в школу совместно с отпрыском.
На уроке арифметики учительница несколько раз делала замечание Саше, который
всё время отвлекался на посторонние дела: что-то находил в столе, ранце,
демонстрировал другу. Наконец учительнице это надоело: она скоро подошла к
Саше, отобрала у него альбом с марками (это с ними он возился) и, пройдя к
столу, произнесла: «Чем растрачивать время на марки, да ещё на уроке, лучше бы
арифметикой занялся, ведь у тебя одни двойки». Мальчик зло и обиженно поглядел
на учительницу и до конца урока вообщем ничем не занимался.
Слово учителя:
Эти ситуации побуждают вас задуматься о том, что педагогические решения, совсем
частенько зависят от человечности учителя, от его умения глубоко понимать
ребёнка, его внутренний мир, от сострадания ребёнку.
10-ки, сотни нитей духовно связывающих учителя и учащегося - это те тропинки,
которые ведут к человеческому сердечку, это важное условие дружбы, товарищества
учителя и учащихся.
Если учителя и учеников объединяет духовная общность, при которой забывается,
что преподаватель - управляющий и наставник, если учитель стал другом ребёнка,
если эта дружба озарена благородством, добротой в сердечко ребёнка никогда не
покажется зло, а учительская душа не умрёт без взаимной любви.
Слово учителя:
Поэтому что это больно Марии Петровне.
Это было в последний год войны.
Ученика 4-ого класса Володю обидела одноклассника Нина. Она произнесла ему на
перемене:
-Пять платьев с заплатами.
Нина намекала на то, что у Володи 5 сестренок, мать частенько болеет, отец умер
на фронте, не на что приобрести новейшие платья, потому у сестренок платья с
заплатами…
Володя не сумел стерпеть обиды. Он не пошел жаловаться к Марии Петровне. Он
ударил Нину, она залилась слезами.
Мария Петровна все слышала и видела. Она, вздохнув, произнесла:
-Сегодня я приду к вам домой, Володя.
Мария Петровна пришла к ним не так давно, всего две недельки назад. До нее нас
учила совсем строгая учительница Мария Николаевна. Если уж она к кому приходила
домой – без ремешка не обходилось.
Мы приуныли. На Володю смотрели с сочувствием: будешь бит сейчас, Володя…
На последующий день Володя пришел в школу веселый. Он несколько раз повторил:
-К нам приходила Мария Петровна…
позже он поведал: Мария Петровна ни слова не произнесла о том, что он ударил
Нину. Она принесла сестренкам игрушки, а самой старшей – платьице. А когда
уходила, тихонько, совсем тихонько произнесла Володе:
-А драться нельзя…
-Я никогда больше не буду драться, - произнёс Володя. – Поэтому что это больно
Марии Петровне…
Сейчас новое поколение все почаще выбирает пепси, жвачку, видеоприставки, а
совместно с тем – заработки хоть какой ценой.
В Бобруйске был задушен и забит камнями восьмилетний школьник. В тот же день
были найдены исполнители убийства – трое одноклассников убитого, самому
старшему из их не так давно стукнуло девять лет. Как признались следствию
убийцы-малолетки, на «мокрое» дело их толкнула страсть к наживе: у убитого
школьника в кармане были средства.
Возрастает армия детских карманников и сбытчиков наркотиков. Детки объединяются
в преступные группы, избивают и грабят прохожих.
Однако если доброта станет основным и естественным свойством малыша, станет
условием его жизни, ребенок никогда не совершит зло и насилие.
И помните постоянно:
Учитель – это человек лишь с хорошим сердечком.
Давайте будем обучаться любви, пониманию и доброте. Неправда, что этому нельзя
научиться! Можно. Нужно лишь захотеть этого совсем сильно. Нужно много и
напряженно мыслить. Нужно слушать свое сердечко. А самое основное – нужно
смотреться в глаза малыша. Конкретно смотреться – как в зеркало. И в их черпать
любовь, удовлетворенность и веру в себя.
Студентам вручается:
КОДЕКС Хорошего УЧИТЕЛЯ!
1. Не бойся, добротой малыша не попортить.
2. Смотрись в глаза малыша, чтоб узреть в его очах боль, одиночество, ужас,
смятение, удовлетворенность и разделите их с ним.
3. Пожалей малыша, когда ему плохо, посиди рядом, когда одиноко и найди нужные
слова.
4. Прояви к ребенку внимание, сочувствие, понимание, роль, серьезное отношение
к его проблемам, и ты сумеешь воспитать в нем такие же свойства личности.
5. Никогда не ори на малыша.
6. Не бойся показать детям жизнь. Пусть знают, что есть люди, которым не мил белый
свет, забытые и одинокие.
7. Создавай мир, покой, комфорт, согласие в потрясающем коллективе.
8. И помни, нереально воспитать у деток доброту, если ты, учитель, каждое
мгновение не будешь ощущать человека.
Нынешний разговор отдаёт каждому возможность задуматься: а что лично я могу
сделать для того, чтоб мир поменялся к лучшему? Да, обычный человек, не
владеющий ни властью, ни большими средствами, не может воздействовать на
изменение политической, экономической, экологической ситуации в стране. Но он может
конкретно сейчас, сейчас, когда так нашлась борьба меж хорошем и злом, встать
на сторону добра. И для этого необходимо сделать одно – полюбить близкого
собственного. Ближний – это не только родной, знакомый, друг, однако и совсем
незнакомый человек, и ему, может быть, живется сейчас ужаснее, чем тебе. Если
представить себе, что каждый так поступит, то возникает возрастающий с каждым
днем круг людей, объединенных не только желанием делать доброе дело, однако и
творящих добро.
Цветаева говорила, что есть круговая порука добра – и цепочка зла. Нужно
стоять, взявшись за руки, в круговой поруке добра, а цепочку зла обрывать на
себе, не пускать его далее по кругу.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она одарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
давайте воевать за доброту!
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей, делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
Не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на Земле.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнесли в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.