Классный час «Экология и энергосбережение в нашей жизни»
Цель: рассмотреть возможные варианты энергосбережения в школе и дома; мотивировать школьников на энергосберегающий образ жизни.
Задачи:
1. Способствовать воспитанию экологического сознания у младших школьников.
2. Способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого стиля жизни.
3. Привлечь внимание детей к проблемам использования и экономии энергоресурсов.
4. Вовлекать детей в полезную деятельность по энергосбережению.
Оборудование: ноутбук, телевизор, распечатанные листы-разукрашки по теме, презентация «Советы фиксиков по энергосбережению», видео «Экология и энергосбережение»
Ход урока
Вступление. Предлагаю вам совсем необычную тему для общения - мы совершим небольшое путешествие... в ваши квартиры. Посмотрим, хорошо ли вы знаете свой дом, а главное - настоящие ли вы хозяева в своем доме.
Все мы живем в достаточно благоустроенных квартирах, с комфортом. Кто знает, что обозначает слово «комфорт»? Действительно всю тяжелую работу делают в доме машины, техника. Какую? (Ответы детей: пылесос, стиральные машины, микроволновые печи, телевизоры, газовые и электроплиты, электрочайники, фены, телефоны, лифты).
Благодаря чему они совершают эти работы?
Вот вам загадка:
К дальним, селам, городам,
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... электричество!
Электричество приносит огромную помощь - оно вырабатывает ЭНЕРГИЮ. Как вы себе представляете - что такое энергия?
Итак, энергия - это сила, приводящая предметы в действие. Она необходима, чтобы двигаться, согревать, очищать, освещать. Её нельзя увидеть, потрогать. Но ничто вокруг нас не происходит без энергии. Человек подчинил себе эту «недотрогу», нашел способы заставить её делать полезную работу:
Например,
- поднимать людей и грузы на лифтах;
- нагревать и поднимать воду на все этажи;
- освещать в домах квартиры, улицы;
- работать электроприборы и устройства;
- перевозить людей, грузы и многое другое.
Представьте себе, что ваши квартиры остались без энергии в виде - газа, света, воды. Что случится? Что вы сможете сделать по дому? Даже первобытные люди научились добывать энергию огня, воды для обогрева и приготовления пищи! И нам хочется жить с комфортом. Но за это приходится платить. Как?
1) за пользование транспортом - выхлопными газами, задымлением;
2) за бумагу, книги, тетради - вырубкой лесов, так как бумагу делают из древесины;
3) за освещение и обогрев домов - полезными ресурсами (водой, углем, нефтью, газом).
Это уже проблемы ЭКОЛОГИИ и ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ.
Основная часть. Попробуем научиться использовать энергию, которая находится в нашем распоряжении, разумно, бережно, экономно, эффективно, как говорят взрослые, и бережно относиться к окружающей среде.
Ведь на Земле должна продолжаться жизнь. Мы должны думать о будущем планеты. Иначе нам придется переселяться на другие планеты.
Выход? Надо стать хозяином планеты Земля, научиться бережному использованию энергии. Начнем с вашей ванной комнаты.
Воду, водицу, водичку мы любим.
Кран повернем и с беспечностью губим.
Знай, что напрасно её проливая,
Ресурсы воды мы с тобой уменьшаем.
Немного цифр:
Из открытого крана только за 1 минуту выливается 2 ведра воды.
За год можно сэкономить целое озеро воды - озеро, как наш школьный стадион!
Поэтому:
- закрывайте кран, когда чистите зубы, пользуйтесь стаканчиком, а не струёй воды;
- следите за неисправными, текущими кранами;
- не забывайте выключать воду.
Физминутка. «Зарядка в ванной»
Новая загадка:
Висит груша, нельзя скушать,
Но зато для нас она
Света дивного полна:
И в торшере, в люстре, в бра,
И на кухне, в коридоре...
Где-то всё же светит зря.
Где же экономия сырья???
А чтобы выработать это электричество, работают большие электростанции, тратится огромное количество полезных ископаемых: нефти, угля, газа, водной энергии. Как же дома сберечь электроэнергию?
(Ответы детей -
- уходя - гасите свет:
- выключайте лишний свет;
- используйте энергосберегающие лампочки).
Отправляемся на кухню. Что это перед нами?
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд –
Там зима всегда живет! (Холодильник)
Кто хозяин в доме? За чем надо следить?
( Ответы детей:
- не оставлять открытые дверцы прибора;
- не убирать еще горячие продукты;
- вовремя оттаивать «снежную шубу» в морозильнике).
А о чем эта загадка?
Из горячего колодца,
Через носик вода льется.
Закипит и паром дышит,
Будто сердится под крышкой. (Электрочайник)
Этот электроприбор, как микроволновая печь, сам выключается, когда заканчивает работу.
Мы с вами побывали в ванной комнате, на кухне, выявили некоторые варианты экономии энергии. В других помещениях вы побываете сами, хорошо, если с родителями, проявите наблюдательность и найдете другие пути экономии тепла, света и воды. Предлагаю вам послушать советы фиксиков. Просмотр презентации «Советы фиксиков по энергосбережению».
Разумным хозяином и в своём доме, в школе, в стране, чтобы запасов энергоресурсов хватило на многие - многие годы, чтобы «экологический след» человечества не угрожал жизни нашей планеты.
Сейчас Земля в большой опасности, потому что:
· в атмосфере много вредных газов;
· загрязнены воды;
· вырубаются леса;
· изменяется климат планеты.
В одиночку эти проблемы не решить, нужны усилия всего мира. Просмотр видео.
Рефлексия и творческий момент. Давайте разделимся на 3 команды и разукрасим разукрашки на актуальную тему, у кого получится быстрее. Молодцы! Теперь нарисуйте рисунок, отображающий ваше отношение к энергосбережению. Из ваших рисунков получится прекрасная выставка для родителей. Кроме того, мы вывесим памятку об энергосбережении.
Заключение. Пришло время подвести итоги, теперь мы все понимаем, зачем и как экономить энергию… Ведь сохраняя энергию, мы сохраняем природу!
Итак, давайте по очереди вспомним рекомендации по энергосбережению:
1. Уходя, гасите свет. Максимально используйте естественное освещение.
3. Регулярно проверяйте чистоту ламп, плафонов, окон.
4. Попробуйте использовать вместо обычных ламп накаливания энергосберегающие (экономия будет составлять до 75%).
5. Отключайте все электроприборы, когда они не используются, полностью - вынимайте вилку из розетки (для удобства можно использовать розетки с кнопкой полного отключения электропитания).
6. Регулярно удаляйте накипь внутри чайника, она увеличивает затраты энергии на кипячение воды.
7. Диаметр днища кастрюль должен быть равным диаметру конфорок.
8. Холодильник должен быть установлен в прохладном месте, подальше от электроплиты и батарей, его задняя стенка должна быть чистой и не должна примыкать вплотную к стене.
9. Не заслоняйте батареи шторами и мебелью, тогда теплый воздух будет поступать свободно. В холодное время года при слишком мощном отоплении не открывайте окна в помещении, лучше отрегулируйте температуру обогрева.
10. Не включайте воду полной струей. В 90% случаев вполне достаточно небольшой струи. Экономия 4-5 раз.
11. При умывании и принятии душа отключайте воду, когда в ней нет необходимости.
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. Судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Приложение 1
Разукрашки по теме
Приложение 2
Памятка «Краткие рекомендации по энергосбережению в быту»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.