Классный час «Главные правила правильного профессионального выбора»
Оценка 4.6

Классный час «Главные правила правильного профессионального выбора»

Оценка 4.6
docx
27.02.2021
Классный час    «Главные правила правильного профессионального выбора»
классный час -профориентация.docx

Классный час    «Главные правила правильного профессионального выбора»

Профориентация - оказание психологической помощи в выборе профессии.

 

Цель:моей работы заключается в том, что бы помочь вам  определиться с выбором оптимального (наиболее подходящего) для вас рода деятельности или профессии, исходя из ваших  интересов и мотивов, а также, наличия определённых способностей и психологических ресурсов.


Моя задача - прежде всего, правильно сориентировать вас и помочь разобраться в своих собственных психологических реалиях: интересах, способностях, определённых качествах.

Как только вся эта информация о себе начинает в вашей голове «раскладываться по полочкам», определиться с профессиональным выбором и принять решение для вас больше не составляет особого труда.

Сегодня никого не нужно убеждать в том, что от того, насколько правильно мы выберем где, кем и как работать, зависит очень многое. Это и удовлетворённость работой, и количество зарабатываемых денег, и здоровье, а также общее жизненное благополучие. Сегодня никому не нужно доказывать, что необходимо очень серьезно отнестись к этому выбору: учесть все нюансы, рационально и осознанно взвесить все «за» и «против».
Но, несмотря на понимание важности такого выбора, многие из нас принимают это стратегическое и «судьбоносное» решение наобум, поспешно, поддавшись сиюминутным настроениям или моде. Выбирают по схеме «как все». Выбирают по пути наименьшего сопротивления, то, что проще, или то, где есть подстраховка. Выбирают неосознанно, без понимания и учёта своих природных склонностей, интересов и способностей. И, как результат - оказывается, что это совершенно не то, что нужно, и совсем не то, что хочется.
Как часто вы слышите от близких и дальних знакомых: «Как достала эта работа», «Неинтересно», «Надоело», «Душа не лежит»?

Всех этих вопросов можно было избежать, ведь они - последствия необдуманных решений о выборе работы.

На что же стоит обратить внимание и что необходимо обязательно учесть, для того, чтобы выбрать себе занятие-профессию осознанно и правильно, профессию, в которой вы будете реализованы, успешны, которая будет приносить вам удовлетворение.
Для того,чтобы выбор будущей работы был максимально осознанным, вам необходимо обстоятельно проанализировать три основных фактора:

Хочу. Это то, к чему вас влекут ваши интересы, желания и потребности;

Могу. Это ваши способности, а также физические и психологические ресурсы;

Надо. Спрос на рынке труда и востребованность ваших актуальных (или будущих) профессиональных знаний и умений.

В результате таких раздумий вам нужно найти условную точку пересечения этих трёх факторов. Именно там находится максимально подходящая для вас профессиональная сфера (профессия, род деятельности, дело). Это профессия, где вы будете успешны и реализованы; это та работа, которую вы будете любить и выполнять с удовольствием.
Для того чтобы «попасть» именно в такую профессиональную сферу, нам крайне необходимо знать о себе две вещи: что меня больше всего интересует и насколько у меня хватит сил и способностей этим профессионально заниматься. Если мы такой информацией о себе не владеем, осознанный выбор будет сделать крайне затруднительно.
 

Понять, чего я ХОЧУ
Для того, чтобы правильно выбрать профессию, необходимо хорошо знать и понимать свои мотивы, потребности и интересы.  Идеальная работа - та, которая полностью им соответствует; т.е. наши потребности и мотивы полностью в ней удовлетворяются и реализуются. Но среди всего разнообразия наших потребностей-мотивов есть один, на который нам необходимо обратить пристальное внимание в первую очередь. Из всех он наиболее важен для правильного профессионального выбора.

 Имя ему -ИНТЕРЕС.

Почему интерес? Потому что, когда занимаешься тем, что по-настоящему интересно:

не надо себя заставлять это делать;

очень быстро и эффективно обучаешься;

максимально производителен;

к работе относишься и подходишь творчески;

и, наконец, получаешь удовольствие от того, что делаешь.

Поэтому, если вы хотите выбрать ту профессию, в которой добьётесь успеха, и которая будет приносить удовлетворение, крайне необходимо всё-таки разобраться, что по-настоящему интересно, и к чему этот интерес вас влечёт.  Для этого попробуйте ответить для себя на следующие вопросы:

Что вам в этой жизни по-настоящему интересно?

Что вы делаете по жизни с увлечением и удовольствием?

Какая деятельность вас воодушевляет и «окрыляет»?

В каком деле вы проявляете и чувствуете себя увлечённым энтузиастом?


Профессиональные психологи, оказывая помощь в выборе профессии, для прояснения профессиональных интересов клиента часто задают простой, но очень информативный вопрос:
 

Чем бы вы занимались, что бы делали, если бы были избавлены от необходимости зарабатывать деньги?

 
Многие люди теряются, когда им задаёшь такой вопрос.  Другие, быстро не задумываясь, отвечают: «Я бы развлекался или путешествовал». Отвечая себе на этот вопрос, очень важно понимать, что он не об отдыхе, а о продуктивной деятельности, в которой присутствуют цель и реальный ощутимый результат ваших усилий. Подумайте и попробуйте ответить на это вопрос.

Вы, кстати, никогда не задумывались, почему одно занятие мы воспринимаем как интересное и увлекательное, к которому стремимся всем своим естеством, а другое - как скучное и «нудное»? Почему вообще нам бывает что-то делать интересно, а что-то скучно?
Всё достаточно просто. Интересная для нас работа - та, благодаря которой мы реализуем и развиваем свои способности и таланты. Неинтересная работа - где этого не происходит, а наши способности «простаивают» и не реализуются.
Интересное, увлекательное дело – это очень вкусная и полезная «еда» для нашей потребности в саморазвитии и самореализации, благодаря которому эта наша потребность полностью насыщается. То есть, наше переживание интереса к какой-либо деятельности - это указатель направления движения, который показывает, в какую сторону нам двигаться, если мы хотим личностно расти и профессионально развиваться. А удовольствие от работы и профессиональные успехи - это приятные и полезные «бонусы» такого движения-следования за указателем «Это ИНТЕРЕСНО!».

 

Когда интересно - работа в радость
Люди, полностью ведомые своим интересом - самые счастливые и, часто, вполне успешные и состоятельные люди. «Лучшая работа - это высокооплачиваемое хобби!» - таков профессиональный девиз увлечённых работой энтузиастов. Известный американский консультант и писатель-публицист Дейл Карнеги как-то написал: «Единственный известный мне способ стать состоятельным человеком - это заниматься тем, что тебе интересно и доставляет удовольствие». Спорить с ним трудно.
Ещё один важный момент. Как бы нам ни была интересна наша работа или профессия, рано или поздно наступает момент, когда она перестаёт насыщать нашу потребность в развитии, и наш интерес к ней угасает. Это значит, что наша работа-профессия попросту исчерпала для нас свой развивающий потенциал.
Это абсолютно нормальная и типичная ситуация для большинства людей. Есть данные, что такое происходит с частотой один раз в 5-7 лет. Не случайно многие специалисты по карьере рекомендуют менять место работы или род деятельности именно с такой частотой.
Будете ли вы следовать за своим новыми интересом и менять свою профессию или продолжите заниматься старой, пытаясь находить в ней для себя новый интерес – это только ваш выбор.



 

Разобраться, что я МОГУ

Интерес, увлечённость и энтузиазм – это, конечно, очень хорошо, но как насчёт способностей и психологических ресурсов? В достаточном ли они у вас качестве и количестве, чтобы вы были продуктивны и успешны в избранном профессиональном направлении? Наличие у нас определённых способностей и психологические ресурсов, необходимых для успешной работы - это второй фактор, который необходимо обязательно учитывать, если мы хотим сделать правильный и осознанный выбор. Просто интереса и увлечённости, к сожалению, иногда бывает недостаточно.
 

У каждой работы есть свои нюансы, а потому - подойдет она не каждому

У каждой профессии есть свой список пунктиков-требований, которые она предъявляет, человеку, решившему ей заняться.  Этот список носит специальное название - профессиограмма. Это, по сути, психологический портрет профессии, который состоит из перечня определённых способностей и психологических качеств, необходимых для её успешного освоения. Без наличия у нас этих качеств, добиваться профессионального успеха в выбранном направлении будет гораздо труднее.

Вот несколько примеров:

Если вы хотите быть профессиональным музыкантом, у вас должна быть развита способность точно и тонко различать и дифференцировать звуки разной частоты (ноты разной высоты). Это то, что называют музыкальным слухом. Если ваше ухо не различает двух звуков разной частоты (а очень многие люди этого сделать не могут), вы никогда не сможете стать успешным профессиональным музыкантом, как бы вам этого не хотелось.

Если вы хотите стать профессиональным спортсменом, у вас должен быть развит сенсорно-моторный интеллект - способность к построению и координации движений. Есть люди, у которых данная способность от природы развита слабо. На бытовом или любительском уровне они со спортивно-двигательными задачами худо-бедно справляются, но успешными профессиональными спортсменами станут вряд ли.

Если вы хотите стать профессиональным политиком или руководителем, вы должны быть выраженным экстравертом – быть направленным на активное взаимодействие с миром и людьми. Если желание активно взаимодействовать с миром и людьми у вас возникает не часто, и вы делаете это только в случаях крайней необходимости, скорее всего, вам будет тяжеловато оказывать постоянное влияние/давление на людей и завоёвывать своё место под солнцем в этих сферах.

Необходимо понимать, что любая способность и  психологическое качество являются результатом взаимодействия наших врождённых («заданных» генами) задатков со средой: воспитанием, обучением, другими воздействиями.
Иногда решающую роль в уровне развития той или иной способности играют гены, как в случае слуха: от природы либо дано, либо не дано, и ничего не поделаешь.  Иногда, наоборот, - решающее значение имеет средовое влияние, как, например, в случае с креативностью (способностью к творчеству), которая абсолютно не зависит от наследственности и является на 100% приобретённой и развиваемой способностью. Но чаще всего гены и среда «делят» нашу способность в определённых пропорциях, как в случае с интеллектом – способностью к решению мыслительных задач.
Наш уровень интеллекта где-то примерно на 75% зависит от генов и на 25% зависит от средового влияния: окружения, обучения, воспитания. Такой «средовой зазор» в 25%, на самом деле, очень хорошая новость для нас. Это значит, что мы можем своими силами «подтягивать», развивать нашу способность, разумеется, до определённого предела. Т.е. имея средний уровень интеллекта, скорее всего выдающимся мыслителем, учёным или шахматистом вы и не станете, но вполне можете своими силами «подтянуть» его до вполне достойного уровня «выше среднего».

 

Помните про 25% - это наш потенциал для развития

 Если определить свои интересы можно, в принципе, собственными силами, то выявить уровень развития своих способностей и степень выраженности психологических качеств гораздо труднее. Но это тоже необходимо сделать, даже если для этого понадобиться помощь профессионального психолога.
Знание своих «сильных» и «слабых» сторон - очень важная и полезная для нас информация. Помимо того, что она повышает осознанность нашего профессионального выбора, она ещё даёт возможность спрогнозировать определённые преграды и трудности на пути нашей профессиональной карьеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика «Тип мышления»
(методика в модификации Г. Резапкиной)

Инструкция. У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с высказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет – минус.

 

1.    Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2.    Мне интересно составлять компьютерные программы.

3.    Я люблю читать книги.

4.    Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5.    Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6.    Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7.    Я люблю играть в шахматы.

8.    Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9.    Когда я читаю книгу, я четко вижу ее героев и описываемые события.

10.  Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11.  Мне нравится  все делать своими руками.

12.  В детстве я создавал (а) свой шифр для переписки с друзьями.

13.  Я придаю большое значение  сказанному слову.

14.  Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

15.  Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16.  При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17.  Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18.  Мне интересна  работа ведущего теле-радиопрограмм, журналиста.

19.  Мне легко представить предмет или животное, которых нет в природе.

20.  Мне больше нравится процесс деятельности, чем  сам результат.

21.  Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей, лего.

22.  Я предпочитаю точные науки (математику, физику).

23.  Меня восхищает точность и глубина некоторых стихов.

24.  Знакомый запах   вызывает в моей памяти прошлые события.

25.  Я не хотел (а) бы подчинять свою жизнь определенной системе.

26.  Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27.  Я понимаю красоту математических формул.

28.  Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29.  Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30.  Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31.  Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32.  Мне интересно было бы расшифровать древние тексты.

33.  Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34.  Красота для меня важнее, чем польза.

35.  Не люблю ходить одним и тем же путем.

36.  Истинно только то, что можно потрогать руками.

37.  Я легко запоминаю формулы,  символы, условные обозначения.

38.  Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказываю.

39.  Я легко могу представить в образах содержание рассказа или  фильма.

40.  Я не могу  успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

 

Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка.

Каждая колонка соответствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 – низкий, 3-5 – средний, 6-8 – высокий).

 

1. Предметно-действенное мышление (П-Д) свойственно людям дела. Они усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьютеры. Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Этим мышление важно для спортсменов, танцоров, артистов.

 

2. Абстрактно-символическим мышлением (А-С) обладают многие ученые – физики-теоретики, математики, экономисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе гипотез сделаны многие открытия во всех областях науки.

 

3. Словесно-логическое мышление (С-Л) отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis - словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли и донести их до людей. Это умение необходимо руководителям, политикам и общественным деятелям.

 

4. Наглядно-образным мышлением (Н-О) обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением.

 

5. Креативность (К) – это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности.

 

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных типов мышления, например, для психолога. Такое мышление называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения. Ярко выраженный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важнее всего ваши способности и интерес к будущей профессии. Насколько удачен ваш выбор? Если ваши профессиональные планы не вполне соответствуют типу мышления, подумайте, что легче изменить – планы или тип мышления?

 

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

 

 

 

 

 

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

 

 

 

 

 

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

 

 

 

 

 

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Классный час «Главные правила правильного профессионального выбора»

Классный час «Главные правила правильного профессионального выбора»

Хочу . Это то, к чему вас влекут ваши интересы, желания и потребности;

Хочу . Это то, к чему вас влекут ваши интересы, желания и потребности;

Для этого попробуйте ответить для себя на следующие вопросы:

Для этого попробуйте ответить для себя на следующие вопросы:

Когда интересно - работа в радость

Когда интересно - работа в радость

Вот несколько примеров: Если вы хотите быть профессиональным музыкантом, у вас должна быть развита способность точно и тонко различать и дифференцировать звуки разной частоты (ноты…

Вот несколько примеров: Если вы хотите быть профессиональным музыкантом, у вас должна быть развита способность точно и тонко различать и дифференцировать звуки разной частоты (ноты…

Помните про 25% - это наш потенциал для развития

Помните про 25% - это наш потенциал для развития

Методика «Тип мышления» (методика в модификации

Методика «Тип мышления» (методика в модификации

Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения

Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко

П-Д А-С С-Л Н-О

П-Д А-С С-Л Н-О
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2021