Классный час на тему: «Грязные слова».
Цель: содействовать речевой культуре подростков, культуре поведения.
Задачи:
Ход мероприятия:
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
Каждый человек, независимо от того взрослый он или ребенок, живет среди людей. Ему необходимо общение.
Что же дано человеку для общения?
Речь и слово. Слово-это дорожка от сердца к сердцу. В нем заключена большая сила. Словом можно поддержать в трудную минуту, вселить в человека уверенность, унизить или оскорбить.
Эпиграфом к нашему классному часу я выбрала слова В. Шефнера
«Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».
(стихи читают учащиеся)
Творить слова-извечно
Людское ремесло.
Люблю я человечность
Простых неброских слов.
Живут слова такие,
Которые народ,
Которые Россия
Для песен бережет.
Для свадеб и в дорогу,
И для святых минут.
Когда в бою не дрогнув,
За них на смерть встают.
Но сегодня мы будем говорить о других словах. Тема нашего классного часа «Грязные слова»
Эту тему я выбрала не случайно. Этому есть много причин. Одна из них это словесная распущенность.
Сквернословие можно услышать в магазине, транспорте, на улице, в семье, в школе.
Ругаются мужчины и женщины, юноши и девушки, мальчики и девочки.
Что же такое сквернословие?
Сквернословие-это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью.
Уч-ль: «Легенда о языке».
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
На другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил: "Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
Может ли быть что-нибудь хуже языка?”
Ребята, я думаю, что вы согласитесь ответить только честно на некоторые мои вопросы. Перед вами лежат таблички, при помощи которых вы можете выразить своё мнение, вам необходимо поднять одну из них. Если вы согласны, то табличку со словом «ДА», а если нет, то со словом «НЕТ»
1.Вы использовали хотя бы раз в своей речи нецензурные слова?
2.Чаще всего скверные слова звучат когда вы злитесь?
3. Приходилось вам слышать неприличные выражения, нецензурную брань?
4. Вы выражаете при помощи сквернословия свои эмоции?
5.Вы выражаете при помощи скверных слов отношение к ситуации?
6. Обычно окружающим нравится слышать нецензурную брань из ваших уст?
7. Мат помогает в решении проблемы?
8. Мат мешает решению проблемы?
Кто из вас готов сделать первый вывод относительно темы нашего занятия?
Для этого проанализируйте свои собственные ответы и ответы ваших товарищей на мои вопросы.
В Древней Руси мат являлся ничем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия.
Все знали, что бранить детей матом нельзя, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбиться водяной.
Наш "великий, могучий русский язык" – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое. Язык, слово в нашей жизни играют огромную роль. Поэтому мы должны следить за своей речью, думать, какое впечатление она производит на собеседника и к каким последствиям может привести использование в речи бранных слов.
Перед
вами лист, разбитый на 2 колонки. Запишите в 1 графе 5 слов, которые вы относите
к категории “нормальных”; во 2-й графе 5 слов из разряда “скверных”.
( пишут). А теперь я попрошу кого-нибудь из вас озвучить, то что у вас
получилось.
Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и “стушевались”, называя слова другой группы?
Когда мы слышим скверное, плохое слово нам неприятно, нам обидно, у нас возникает плохое настроение. Любое нечистое слово оставляет черное пятно в нашем сердце. Не зря говорят «Доброе слово лечит, а злое-калечит»
Послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: какую боль можно назвать настоящей?
Мне больно, мальчики
Помню: с дерева в бору
Я упал однажды летом.
Было больно, но к утру
Я забыл уже об этом.
Помню: руку в мастерской
Я пилой поранил в школе.
Час прошел или другой,
Я пилил, забыв о боли.
Но обидным словом друг
Рану мне нанес когда-то
Стало очень больно вдруг..
Больно и сейчас , ребята.
- Какая боль оказалась настоящей болью?
Слово может нанести человеку очень большую рану.
О таких словах послушайте стихотворение и подумайте, что советует автор этого стихотворения.
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Что советует автор стихотворения?
А теперь давайте немного поработаем, прочитаем пословицы, на слайде будет выходить начало пословицы, а вам необходимо сказать ее конец:
Давайте задумаемся о словах, которые произносим!
Как же избавиться от сквернословия?
Главное не говорить плохих слов самому, т.е. принять решение не сквернословить, т.е. не надо бояться быть белой вороной, значит человек должен сказать себе, что все говорят, а я не буду таким, как все.
Конечно для этого понадобятся мужество, скорее всего, что над вами могут шутить, смеяться, говорить вот ты и не куришь и не ругаешься матом, но нужно попробовать избежать этих усмешек и устоять в такой ситуации.
Уметь противостоять влиянию людей, конечно мы не можем изменить все общество в целом, но начав со своего класса, со своей группы, со своей семьи, школы, мы можем изменить ситуацию вокруг себя.
Всегда есть люди, к которым грязь не пристает.
Необходимо использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний, это значит хороших, положительных, которые несут радость.
Говорили мы много, пришло время подвести итог всему сказанному.
Какой главный вывод вы для себя сделали?
Завершить наш разговор хочется стихотворением «Слова» Вадима Шефнера
Словом можно убить,
словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать,
и предать, и купить,
Слово можно
в разящий свинец перелить.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.