МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
НАЗВАНИЕ КОНКУРСА: «И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ ПОМНЯТ. ПОСВЯЩЕННЫЙ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЛЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ».
ПОДГОТОВИЛА: ИВАНОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Классный час по теме: «Дети тоже были на войне!» |
|
Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны. |
|
Задачи: Познавательные: · Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне. · Рассказать учащимся о роли детей в годы войны. · Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет. · Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств. Развивающие: · Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру. · Развивать связную, выразительную речь. · Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов. Воспитательные: · Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения. · Побудить учащихся к нравственным поступкам. · Воспитывать доброжелательность, дружелюбие. |
|
Оборудование: · интерактивная доска; · компьютер; · презентация в программе «PowerPoint»; · фотографии детей военных лет; · фронтовые письма; · аудиозапись Юрия Левитана «Объявление о начале войны»; · аудиозапись Булата Окуджавы Песня «До свидания, мальчики» · аудиозапись Матусовского Михаила Песня «Песня о солдате» · аудиозапись Аксенова Василия и Синявского Петра Песня «Ах эти тучи в голубом…» · видеозапись Плотниковой Елены «О той весне» |
Форма проведения: классный час. Метод: интерактивный. Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, исполнение песен |
Ход мероприятия: |
|
I. Организационный момент. Учитель объявляет тему классного часа |
(Слайд1) На доске эпиграф: «В
те дни мы в войну не играли –
|
Ученик
|
Двадцать второго июня, |
Говорит Юрий Левитан 22 июня 1941 года - Объявление о начале войны. II.Вводная часть |
Слайд 2 |
Учитель Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек |
Слайд
3 |
Ученик
|
Я недавно смотрел старый фильм о войне |
Ученик Слайд
4 |
Дети детство узнали в руинах домов, |
Учитель |
Тысяча четыреста восемнадцать дней –
война, |
III. Основная часть
|
|
Ученик Слайд 5
|
Какими они были, солдаты 1941 года? |
Ученик
|
Мальчики, еще не герои… |
Звучит песня «До свидания, мальчики» |
Слайд 6 |
Ученик |
Последнее мирное лето. |
Ученик |
Вы эту минуту продлите – |
Учитель Слайд 7 |
Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. |
Ученик
|
Его я узнал не из книжки – |
Ученик |
А мы не стали памяти перечить. |
Ученик Слайд 8 |
И нас большая Родина хранила, |
Просмотр видеозаписи. Песня «О той весне» |
Слайд 9 |
Учитель |
Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать
количество дивизий, |
Ученик Слайд 10 |
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через
ужас войны? Как это |
Ученик |
Мальчик. Мы – маленькие очевидцы, |
Письма с фронта.( Звучит фоновая музыка «Бухенвальдский набат») |
Слайд 11 |
Ученик
|
1)Виталий Хрусталев(17 июня 1942): «Здравствуй, дорогая мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя, Костя, Валя, Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, Тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня , тетя Поля и дядя Вася , Таня и Коля. Привет от бойца… Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую. Нет наших … почти все на фронте. Мама, ты мои брюки продавай или пускай носит Владимир. Мама, если меня не будет, то живите без меня …» |
Ученик
|
2)Буримович Алексей ( 8 августа 1942): « Здравствуй, дорогие мама и Алексей Михайлович ! Пишу вам это письмо со Сталинградского фронта, держусь за Дон, за Сталинград. Сам жив, здоров. Живу хорошо. Особенно у нас был замечательный вчерашний день. Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков. Всего за день было сбито 7 фашистских стервятников сейчас могу вам сообщить мой адрес, по которому вы можете мне писать: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 28, 1261 АП ПВО, лейтенанту Буримовучу. Пишите обо всем. А то я за все время. От вас не получил ни одного письма. В Сталинграде у отца я был уже 3 раза. Не получал я писем и из Рязани. Особенно писать не о чем . Вот разобьем немцев , приеду , и обо всем расскажу , как дрались и т.д. Обо мне не беспокойтесь. Мы, зенитчики, заговорены, нас бомбы не берут, а мы их бьем» Пишите. Целую, ваш Алеша. Посылаю письмо из Сталинграда, куда приехал в 4ый раз».
|
Ученик
|
3) Катя Сусанина (12 марта 1943): « Дорогой, добрый, папенька! Когда ты, папенька , будешь читать это письмо , меня в живых не будет. Несколько слов о матери. Когда вернёшься, маму не ищи. Её расстреляли немцы когда допытывали о тебе, офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы, не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, пошлёт вон отсюда» и офицер выстрелил маме в рот… Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне отстригли налысо, руки высохли, похожи на грабли».
|
Ученик |
Мы слез тогда уж не лили, |
Ученик |
Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то
совсем крохой, кто-то |
Ученик |
Четыре года было мне |
Звучит песня «Песня о солдате» |
Слайд 12 |
Рассказы наших одноклассников о прадедушке. |
Слайд 13 |
Спасибо прадеду за победу (рассказ о прадедушке Завьялова Тимура) В
моей семье много ветеранов: и труда, и Великой Отечественной войны. Я
расскажу о своем прадедушке. Это Алдошин Михаил Ефимович. Своего прадеда я
никогда не видел, он умер за три года до моего рождения. Но я о нем много
знаю и очень им горжусь. |
|
Рассказ о прадедушке Зубкова Владислава Слайд 14
Летний день 22 июня 1941 года застал моего прадедушку Сашу на занятиях в
Одесском университете. А моя прабабушка Тоня в это время училась в Сталинском
медицинском институте. |
|
Учитель Слайд 15
|
18 июля 1941 года немецкий бомбардировщик сбросил до 25 бомб на детский эшелон, который перевозил эвакуированных ленинградских детей. Были убиты 41 человек, в том числе 28 детей, и ранено 29 чел., в том числе 18 детей. После налёта сразу же были приняты меры, и находившиеся в посёлке дети, свыше 4000 чел., были рассредоточены по лесу и кустарникам. Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй бомбёжки не пострадал… |
Ученик Слайд 16
|
Таня Савичева - ленинградская школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны. |
Ученик
|
10 июня 1942 года подразделения 7-й добровольческой дивизии СС "Принц Евгений" окружили Лидице; всё мужское население старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные 82 ребёнка были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли. |
Ученик |
Горнили к бою трубы полковые. |
Ученик
|
Память, стой, замри – это надо! |
Учитель |
Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. |
Ученик |
Я к ним подойду. Одеялом укрою, |
Учитель Слайд 17 |
Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. |
Ученик
|
Девчонка руку протянула |
Ученик |
Под шелестом опущенных знамен |
Стихотворение |
«Мальчишка – партизан» |
Читают ученики |
Если верить буквам этим, Если верить цифрам этим, То погиб он в сорок третьем, То погиб он в сорок третьем. Как не верить цифрам этим? Как не верить буквам этим? Был он схвачен на рассвете в сорок третьем, в сорок третьем. Был он схвачен и опознан. Отпираться- Слишком поздно. Офицер спросил с улыбкой: - Ты есть русский партизан? - Есть! – в ответ сказал мальчишка.- Партизан! - сказал мальчишка, Гневно выстрелив глазами По смеющимся глазами. Вмиг растаяла улыбка -Ты не сделаешь ошибку. Ты хороший русский мальчик И, конечно, хочешь жить. Ты расскажешь нам немного, В лес покажешь нам дорогу, И за это – ты свободен: Можешь к мамке уходить! ... -Нет! В ответ сказал мальчишка. - Ни за что, – сказал мальчишка И в лицо им рассмеялся: - Ни за что и никогда! ... Целый день его пытали, А под вечер расстреляли… Расстреляли партизана Возле старого пруда. Но живет, Живет мальчишка Став легендой, Песней, книжкой, Улицей в нашем поселке, Нашей школой. И сейчас: - Я не верю буквам этим, Я не верю цифрам этим, Не погиб он В сорок третьем - Жив мальчишка Среди нас. |
Памятники «Дети войны» (иллюстрация слайдов 18-29) |
· Памятник детям войны в Ртищево, Россия. · Памятник детям войны в Белгороде, Россия. · Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны" в Липецке, Россия. · Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" в Лычково, Новгородская обл., Россия. · Памятник детям блокадного Ленинграда в Омске, Россия. · Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия. · Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия. · Памятник "Дети войны" в Екатеринбурге, Россия. · Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия. · Памятник "Детям Керчи - жертвам войны 1941-1945 г. г." в Керчи, Крым, Россия. · Памятник детям войны в Ульяновске, Россия. · Памятник "Детям войны" в Витебске, Белоруссия. |
IV. Заключительная часть
|
Сегодня мы говорили о детях - героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. Слайд 30 |
Ученик |
Пусть дети повсюду встречают рассвет |
Ученик
|
Чтоб снова на земной планете |
Ученик |
– Я нарисую яркое солнце! |
Исполняется песня «Ах эти тучи в голубом…» |
Слайд 31 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.