Классный час: "И пусть поколения помнят"
Оценка 4.6

Классный час: "И пусть поколения помнят"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
классное руководство
5 кл—8 кл
17.01.2022
Классный час: "И пусть поколения помнят"
Классный час, посвященный памяти победы в ВОВ.
Классный час.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

НАЗВАНИЕ КОНКУРСА: «И ПУСТЬ ПОКОЛЕНИЯ ПОМНЯТ.  ПОСВЯЩЕННЫЙ 75-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЛЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ».

ПОДГОТОВИЛА: ИВАНОВА МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Классный час по теме: «Дети тоже были на войне!»

Цель: воспитание уважения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, гордости за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи:

Познавательные:

·         Расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны;  сохранить память о героях, погибших в Великой Отечественной войне.

·         Рассказать учащимся о роли детей в годы войны.

·         Продолжить знакомить учащихся с песнями военных лет.

·         Закрепить представления о памятных местах, связанных с Великой Отечественной войной и находящихся на территории разных государств.

Развивающие:

·         Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

·         Развивать связную, выразительную речь.

·         Развивать интерес и уважение учащихся к героическим событиям прошлого, боевой славе ветеранов.

Воспитательные:

·         Формировать чувство патриотизма, любви к Отчизне, уважения к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения.

·         Побудить учащихся к нравственным поступкам.

·         Воспитывать доброжелательность, дружелюбие.

Оборудование:

·         интерактивная доска;

·         компьютер;

·         презентация в программе «PowerPoint»;

·         фотографии детей военных лет;

·         фронтовые письма;

·         аудиозапись Юрия Левитана «Объявление о начале войны»;

·         аудиозапись Булата Окуджавы Песня «До свидания, мальчики»

·         аудиозапись Матусовского Михаила  Песня «Песня о солдате»

·         аудиозапись Аксенова Василия и Синявского Петра Песня «Ах эти тучи в голубом…» 

·         видеозапись Плотниковой Елены «О той весне»

Форма проведения: классный час.

Метод: интерактивный.

Приемы: чтение стихотворений, рассказ, беседа, исполнение песен

Ход мероприятия:

I. Организационный момент.

Учитель объявляет тему классного часа

(Слайд1)

 На доске эпиграф:

«В те дни мы в войну не играли – 
Мы просто дышали войной» 

 

Ученик

 

Двадцать второго июня, 
Ровно в четыре часа 
Киев бомбили, нам объявили, 
Что началась война. 
Война началась на рассвете, 
Чтоб больше народу убить. 
Спали родители, спали их дети, 
Когда стали Киев бомбить.

Говорит Юрий Левитан 22 июня 1941 года - Объявление о начале войны.

II.Вводная часть

Слайд 2

Учитель Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек

Слайд 3

Ученик

 

Я недавно смотрел старый фильм о войне 
И не знаю, кого мне спросить. 
Почему нашим людям в нашей стране 
Столько горя пришлось пережить. 
Почему сыновья не вернулись домой, 
Столько жен потеряли мужей? 
Отчего девицы ранней весной 
Шли гулять без любимых парней? 

Ученик Слайд 4

Дети детство узнали в руинах домов, 
Эту память вовек не убить, 
Лебеда – их еда, и землянка – их кров. 
А мечта – до Победы дожить. 
Я смотрю старый фильм, и мечтается мне, 
Чтобы не было войн и смертей, 
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить 
Вечно юных своих сыновей. 

Учитель

Тысяча четыреста восемнадцать дней – война, 
А за ней 
Тысяча тысяч ненайденных звезд, 
Несбывшихся жизней. 
Война – 
Это жизни безумный оборот, 
Время, текущее назад, а не вперед. 
Война – это разлука, 
Война – это злейший враг человека. 

III. Основная часть

 

Ученик Слайд 5

 

Какими они были, солдаты 1941 года? 
Грянул 41 год, ударил огнем, 
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем, 
А им бы еще петь, любить и быть любимыми. 
Но судьба распорядилась иначе. 

Ученик

 

Мальчики, еще не герои… 
Еще вас не знает страна. 
Но близится двадцать второе… 
Стоит на пороге война. 
Какими вы юными были, 
Красивыми были – когда 
Часы еще те не пробили, 
Но рядом стояла беда! ... 

Звучит песня «До свидания, мальчики»

Слайд 6

Ученик

Последнее мирное лето. 
На улицах песня гремит. 
И как все нарядно одеты: 
От белого солнца слепит! 
Еще ваши голуби реют, 
Садятся на старый сарай, 
И мама на кухне вам греет 
На примусе утренний чай. 

Ученик

Вы эту минуту продлите – 
Как будто беда далека. 
Спешите, пока не убиты 
Допеть, до любить, дописать, 
Из бронзы потом, из гранита – 
Ни слова уже не сказать. 

Учитель Слайд 7

Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством. Их детство – это когда сжигали, убивали и бомбой, и пулей, и голодом, и страхом, и безотцовщиной. 

Ученик

 

Его я узнал не из книжки – 
Жестокое слово – война! 
Прожекторов яростной вспышкой 
К нам в детство ворвалась она. 
Смертельными тоннами стали, 
Сиреной тревоги ночной. 
В те дни мы войну не играли – 
Мы просто дышали войной. 

Ученик

А мы не стали памяти перечить. 
И, вспомнив, дни далекие, когда 
Упала нам на слабенькие плечи 
Огромная не детская беда. 
Была беда и жесткой и метельной, 
Была судьба у всех людей одна, 
У нас и детства не было отдельно, 
А были вместе детство и война. 

Ученик Слайд 8

И нас большая Родина хранила, 
И нам Отчизна матерью была. 
Она детей от смерти заслонила, 
Своих детей от смерти сберегла. 
Года пройдут, но эти дни и ночи 
Придут не раз во сне тебе и мне. 
И пусть мы были маленькими очень, 
Мы тоже победили в той войне. 

Просмотр видеозаписи. Песня «О той весне»

Слайд 9

Учитель

Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, 
участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у 
которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. 

Ученик Слайд 10

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это 
ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много.

Ученик

Мальчик. Мы – маленькие очевидцы, 
Последние из могикан, 
Нам до сих пор тревога снится, 
И до сих пор отбой не дан. 
Из теплой, полной снов постели, 
Из комнат, где цвели цветы, 
В бомбоубежища и щели 
Мы ночью с бабушками шли. 

Письма с фронта.( Звучит фоновая музыка «Бухенвальдский набат»)

Слайд 11

Ученик

 

1)Виталий Хрусталев(17 июня 1942):

«Здравствуй, дорогая мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя,  Костя,  Валя,  Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, Тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня , тетя Поля и дядя Вася , Таня и Коля.

Привет от бойца…

Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую.

Нет наших … почти все на фронте. Мама, ты мои брюки продавай или пускай носит Владимир.  Мама, если меня не будет, то живите без меня …»

Ученик

 

2)Буримович Алексей ( 8 августа 1942):

« Здравствуй, дорогие мама и Алексей Михайлович ! Пишу вам это письмо со Сталинградского фронта, держусь за Дон, за Сталинград. Сам жив, здоров. Живу хорошо. Особенно у нас был замечательный вчерашний день. Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков. Всего за день было сбито 7 фашистских стервятников сейчас могу вам сообщить мой адрес, по которому вы можете мне писать: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 28, 1261 АП ПВО, лейтенанту Буримовучу. Пишите обо всем. А то я за все время.  От вас не получил ни одного письма.

В Сталинграде у отца я был уже 3 раза.  Не получал я писем и из Рязани. Особенно писать не о чем . Вот разобьем немцев , приеду , и  обо всем расскажу  , как дрались и т.д.

Обо мне не беспокойтесь. Мы, зенитчики, заговорены, нас бомбы не берут, а мы их бьем»

Пишите. Целую, ваш Алеша.

Посылаю письмо из Сталинграда, куда приехал в 4ый раз».

 

Ученик

 

3) Катя Сусанина (12 марта 1943):

« Дорогой, добрый,  папенька! Когда ты, папенька , будешь читать это письмо , меня в живых не будет. Несколько слов о матери. Когда вернёшься, маму не ищи. Её расстреляли немцы когда допытывали о тебе, офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы, не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, пошлёт вон отсюда» и офицер выстрелил маме в рот… Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне отстригли налысо, руки высохли, похожи на грабли».

 

Ученик

Мы слез тогда уж не лили, 
Мы знали вкус полынь-травы. 
И с вами всю беду делили, 
Как с нами хлеб делили вы. 
Но что же, мы зато узнали, 
Что значит выжить в трудный год, 
Что значит – Родина за нами 
И что такое наш народ. 

Ученик

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то 
подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных 
городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском 
лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. 

Ученик

Четыре года было мне 
В тот страшный день и час, 
Когда в июньской тишине 
Он шел убить всех нас. 
Он шел, сжигая города, 
Осатаневший зверь. 
И трудно виделось тогда 
Далекое теперь. 
Года немыслимых атак 
Еще пройти суметь! 
Так далеко стоял рейхстаг… 
И очень близко смерть… 

Звучит песня «Песня о солдате»

Слайд 12

Рассказы наших одноклассников о прадедушке.

Слайд 13

Спасибо прадеду за победу

(рассказ о прадедушке Завьялова Тимура)

В моей семье много ветеранов: и труда, и Великой Отечественной войны. Я расскажу о своем прадедушке. Это Алдошин Михаил Ефимович. Своего прадеда я никогда не видел, он умер за три года до моего рождения. Но я о нем много знаю и очень им горжусь.
     Девятнадцатилетним парнишкой его, 18 апреля 1941 года Выборгским военкоматом города Ленинграда, призвали в армию. А уже в июле месяце он воевал на Белорусском фронте, вместе с такими же ребятами, как и он. Мой прадед был сержантом 766 стрелкового полка, командиром 120 миллиметрового минометного орудия. Однажды, лютой зимой 1942 года, их часть попала в окружение, многие лошади, тягловая сила орудий, были ранены или убиты. Солдаты сами тащили орудия, костры нельзя было разжигать из-за маскировки. Воины мерзли, голодали, но никто не дезертировал, не сдавался в плен, они сражались за Родину. Ведь слово Родина было для них не просто красивым словом. Они прорвались благодаря своему мужеству и любви к своему народу. Прадедушка был много раз ранен, последнее серьезное ранение он получил при взятии Кенигсберга, награжден орденами и медалями. На фронте стал коммунистом.
     Несмотря на суровые испытания, мой прадед остался добрым и заботливым человеком. Он никогда не кричал на своих детей и внуков, уделял им большое внимание. И семья, и соседи, и знакомые, с большой теплотой и любовью вспоминаю его. Его имя занесено в «Книгу памяти Украины». Мой прадед для меня – пример.

Рассказ о прадедушке Зубкова Владислава Слайд 14

     Летний день 22 июня 1941 года застал моего прадедушку Сашу на занятиях в Одесском университете. А моя прабабушка Тоня в это время училась в Сталинском медицинском институте.
      Прадедушка добровольно записался в армию  и его направили на трехмесячные курсы лейтенантов в Краснодаре. По окончании училища его послали на фронт командиром минометной роты.  Вскоре это училище было атаковано и разбито вражеской авиацией. Прадедушка воевал под Сталинградом, Курском, на Украине, в Польше и закончил войну в Германии. Он вернулся на Донбасс вначале 1946 года.
     Прабабушка не успела эвакуироваться вместе с институтом, так как многие студенты были посланы рыть окопы.
     До 8 сентября 1943 года она вместе с сестрой и мамой находилась в оккупации на Донбассе, пережила страшный голод и холод, скрывалась от фашистов.
     Для моих прадедушки и прабабушки победа в этой страшной войне стала самым главным праздником в жизни.

Учитель Слайд 15

 

18 июля 1941 года  немецкий бомбардировщик сбросил до 25 бомб на детский эшелон, который перевозил эвакуированных ленинградских детей. Были  убиты 41 человек, в том числе 28 детей, и ранено 29 чел., в том числе 18 детей.

После налёта сразу же были приняты меры, и находившиеся в посёлке дети, свыше 4000 чел., были рассредоточены по лесу и кустарникам. Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу Лычково. Благодаря принятым мерам никто из детей во время второй бомбёжки не пострадал…

Ученик Слайд 16

 

Таня Савичева - ленинградская  школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей - матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны.

Ученик

 

10 июня 1942 года подразделения 7-й добровольческой дивизии СС "Принц Евгений" окружили Лидице; всё мужское население старше 15 лет (172 человека) было расстреляно, женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные 82 ребёнка были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли.

Ученик

Горнили к бою трубы полковые. 
Военный гром катился над страной. 
Вставали в строй мальчишки боевые 
На левый фланг, в солдатский строй. 
Великоваты были им шинели, 
Во всем полку сапог не подобрать, 
Но все равно в бою они умели 
Не отступать и побеждать. 
Жила в сердцах их взрослая отвага, 
В 12 лет по-взрослому сильны, 
Они дошли с победой до рейхстага – 
Сыны полков своей страны. 

Ученик

 

Память, стой, замри – это надо! 
То из жизни моей, не из книжки! 
Из блокадного Ленинграда 
Привезли седого мальчишку… 
Я смотрела на чуб с перламутром 
И в глаза его очень взрослые! 
Среди нас он был самым мудрым, 
Поседевший от горя, мальчишка-подросток. 

Учитель

Дети блокадного Ленинграда… Они видели не только взрывы снарядов, они жили рядом со смертью, и она всем им заглянула в глаза. 

Ученик

Я к ним подойду. Одеялом укрою, 
О чем-то скажу, но они не услышат. 
Спрошу, не ответят… 
А в комнате трое, 
Нас в комнате трое, но двое не дышат. 
Я знаю не встанут. Я все понимаю… 
Зачем же я хлеб на три части ломаю? 

Учитель Слайд 17

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе. 

 Ученик

 

Девчонка руку протянула 
И головой упала на край стола. 
Сначала думали: уснула, 
А оказалось, умерла. 
Никто не обронил ни слова, 
Лишь хрипло сквозь метельный стон 
Учитель выдавил, 
Что снова занятья после похорон. 

Ученик

Под шелестом опущенных знамен 
Лежат бок о бок дети и солдаты. 
На пискаревских плитах нет имен, 
На пискаревских плитах только даты. 
Год сорок первый… 
Год сорок второй… 
Полгорода лежит в земле сырой. 

Стихотворение

«Мальчишка – партизан»

Читают  ученики

Если верить буквам этим,

Если верить цифрам этим,

То погиб он в сорок третьем,

То погиб он в сорок третьем.

Как не верить цифрам этим?

Как не верить буквам этим?

Был он схвачен на рассвете

в сорок третьем,

в сорок третьем.

Был он схвачен и опознан.

Отпираться-

Слишком поздно.

Офицер спросил с улыбкой:

- Ты есть русский партизан?

- Есть! – в ответ сказал мальчишка.-

Партизан! - сказал мальчишка,

Гневно выстрелив глазами

По смеющимся глазами.

Вмиг растаяла улыбка

-Ты не сделаешь ошибку.

Ты хороший русский мальчик

И, конечно, хочешь жить.

Ты расскажешь нам немного,

В лес покажешь нам дорогу,

И за это – ты свободен:

Можешь к мамке уходить! ...

-Нет! В ответ  сказал мальчишка. -

Ни за что, – сказал мальчишка

И в лицо им рассмеялся:

- Ни за что и никогда! ...

Целый день его пытали,

А под вечер расстреляли…

Расстреляли партизана

Возле старого пруда.

Но живет,

Живет мальчишка

Став легендой,

Песней, книжкой,

Улицей в нашем поселке,

Нашей школой.

И сейчас: -

Я не верю буквам этим,

Я не верю цифрам этим,

Не погиб он

В сорок третьем -

Жив мальчишка

Среди нас.

Памятники «Дети войны» (иллюстрация слайдов 18-29)

·         Памятник детям войны в Ртищево, Россия.

·         Памятник детям войны в Белгороде, Россия.

·         Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны" в  Липецке, Россия.

·         Памятник "Детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945" в Лычково, Новгородская обл., Россия.

·         Памятник детям блокадного Ленинграда в Омске, Россия.

·         Мемориал "Тане Савичевой и детям войны посвящается" в пос. Шатки, Нижегородская обл., Россия.

·         Памятник детским жертвам войны в Лидице, Чехия.

·         Памятник "Дети войны" в Екатеринбурге, Россия.

·         Памятник "Детям войны" в Красноярске, Россия.

·         Памятник  "Детям Керчи - жертвам войны 1941-1945 г. г." в Керчи, Крым, Россия.

·         Памятник детям войны в Ульяновске, Россия.

·         Памятник "Детям войны" в Витебске, Белоруссия.

IV. Заключительная часть

 

Сегодня мы говорили о детях - героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну:  они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего. Слайд 30

Ученик

Пусть дети повсюду встречают рассвет 
Улыбкою ясной, спокойной. 
Давайте же скажем все вместе – нет! 
Нет, нет, нет! 
Нет – грабительским войнам. 

Ученик

 

Чтоб снова на земной планете 
Не повторилось той зимы, 
Нам нужно, чтобы наши дети 
Об этом помнили, как мы! 
Я не напрасно беспокоюсь, – 
Чтоб не забылась та война: 
Ведь эта память – наша совесть. 
Она, как сила, нам нужна… 

Ученик

– Я нарисую яркое солнце! 
– Я нарисую синее небо! 
– Я нарисую свет в оконце! 
– Я нарисую колосья хлеба! 
– Мы нарисуем осенние листья, 
Школу, ручей, друзей беспокойных. 
И зачеркнем нашей общей кистью 
Выстрелы, взрывы, огонь и войны. 

Исполняется песня «Ах эти тучи в голубом…» 

Слайд 31

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Ход мероприятия: I .

Ход мероприятия: I .

Ученик Слайд 5 Какими они были, солдаты 1941 года?

Ученик Слайд 5 Какими они были, солдаты 1941 года?

Года пройдут, но эти дни и ночи

Года пройдут, но эти дни и ночи

Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков

Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков

Ученик Четыре года было мне

Ученик Четыре года было мне

Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу

Через 1 час после первой бомбёжки была объявлена воздушная тревога, и появившиеся 4 немецких бомбардировщика подвергли вторично бомбёжке и пулемётному обстрелу

Ученик Я к ним подойду. Одеялом укрою,

Ученик Я к ним подойду. Одеялом укрою,

И за это – ты свободен: Можешь к мамке уходить!

И за это – ты свободен: Можешь к мамке уходить!

IV . Заключительная часть

IV . Заключительная часть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2022
Посмотрите также: