«Кто главный в лесу?»
(Классный час)
Автор: Саранцева Ирина Ивановна, г. Бутурлиновка, Воронежская область, учитель начальных классов КОУ ВО «Бутурлиновская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
Цель:
- формирование представления о профессии лесника – человеке, который заботиться о лесе.
Задачи:
- способствовать расширению знаний о профессиях;
- формировать у детей навыки разумного поведения в лесу.
Оборудование: картины «Лесник спасает зайцев», «Зимняя подкормка диких животных», карточки, изображающие разное поведение в лесу.
Ход мероприятия.
1. Учитель:
- Что такое лес?
Уточняет:
- Лес – это всё равно, что многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу. Но жизнь их полна трудностей. А как связаны лес и человек? Нужны ли они друг другу?
- Как называют человека, который сохраняет лес, следит за порядком в нём?
(Лесник).
- Вспомните пословицы о лесе.
Лес – богатство и краса, береги свои леса.
Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади.
Враг природы тот, кто леса не бережёт.
Учитель знакомит детей со стихотворением Л.Зеленской «Лесник».
Ходит по лесу лесник,
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему, совсем как дома,
Всё давным - давно знакомо.
Взгляд лесничего остёр;
Тут недавно был костёр –
Под ветвями тлеет жар,
Не досмотришь, и – пожар.
Там – красавица – сосна.
Почему она грустна?
Причинил ей много бед
Жук зловредный – короед.
Нужно дерево спасти,
Короеда извести.
Дальше – заяц грыз в яру
Молодой ольхи кору.
Погоди, ушастый плут,
Скоро пойман будешь тут!
Дальше, дальше…долог путь!
Должен всюду заглянуть,
Всё обследовать лесник,
Он бродить в лесу привык.
Знает он не зря в лицо
Каждый куст и деревцо.
- Кто же такой лесник?
Лесники – это люди, хорошо знающие всех обитателей леса и старающиеся помочь им в трудное время. Их основное дело – забота о лесе.
Учитель показывает картину «Зимняя подкормка диких животных» и просит детей рассмотреть её.
Вопросы:
1). Кто изображён на картине?
2). Что делает лесник?
3). Зачем он привёз в лес сено?
4). Кто его будет есть?
5). Как устроена кормушка?
6). Что лежит на земле возле кормушки?
7). Кому нужны ветки деревьев?
Учитель предлагает рассмотреть другую картину – «Лесник спасает зайцев».
- Почему зайцы оказались в беде и нуждаются в помощи?
Вопросы:
1). Кто изображён на картине?
2). Что в лодке у лесника?
3). Куда лесник направляет лодку?
4). Что будет с зайцем, если лесник его не спасёт?
5). Какого цвета зайцы?
6). Почему они пёстрые?
7). Что сделает лесник с зайцами?
Учитель:
- Лесники – важные для леса люди. Они заботятся о лесе – берегут его от пожара, помогают животным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье. Они очищают лес от старых деревьев, борются с браконьерами не покладая рук.
- Вы, дети, и мы, взрослые, можем как-то помочь лесникам?
(Дети высказывают свои суждения по данному вопросу)
- Дети, в гости к лесным жителям нас приглашает старичок - лесовичок. Он просит нас не забывать правила поведения в лесу, предлагает выбрать нужное правило.
1) Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
2) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь – здесь много зелени, и ещё вырастет!
3) Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает своё дело в природе своё полезное дело.
4) Пучеглазую лягушку, ползучего жука, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
5) Старайтесь не шуметь, а не то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной его тайны.
6) Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное – никому это не помешает!
Дети читают стихи.
1. Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полный сказок и чудес!
2. Нор звериных,
Птичьи гнёзда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Живётся с нами радостно всегда!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.