Муниципальное казённое общеобразоватиельное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Ленинское»
Классный час в 4 классе
«Мой след на земле»
Разработала:классный руководитель 4 класса Б
Савченко Лилия Александровна
Классный час по теме: «Мой след на земле»
Цель: способствовать формированию
мотивации и стремления к совершению добрых поступков.
Задачи: 1) обсудить с детьми проблему
нравственного понимания смысла жизни, своего следа на земле;
2) развивать умения самоанализа, критического мышления; учить детей размышлять, делать выводы в рамках обсуждаемой нравственной проблемы.
3)
воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к людям, стремление быть
честным в отношениях с самим собой и окружающими.
Форма проведения: нравственная беседа
Возрастная категория: 3 класс.
Оснащение: мультимедийный проектор, листы А3, клей, ручки, набор
бумажных следов.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие.
А новый
день, как маленькая жизнь —
В нем тысячи минут необычайных…
Вам нужно только в сердце дверь открыть,
А он в ответ — раскроет свои тайны,
И мудростью поделится своей,
И все внутри наполнит ярким светом,
И сделает вас чуточку добрей,
И может быть, отзывчивее где-то.
И в чем-то непременно закалит,
И путь к вершинам вам укажет нужный,
Научит быть терпимее к другим,
Беречь родных людей, любовь и дружбу,
Обиды причиненные простить,
Пусть накопилось их совсем не мало…
Ведь новый день, как маленькая жизнь —
Вам данный шанс, чтоб все начать сначала
2.Введение в тему. Вводно-мотивационный
Давайте представим себе, вы люди разных профессий (врач, бизнесмен, санитарка, уборщица, водитель, банкир), совершающие космический полет. На борту возникла непредвиденная ситуация: перегруз, система вот-вот выйдет из строя, у вас есть пара минут решить, кого сбросить за борт. Ваше решение? Обсуждение в группах (2минуты)
- Представьте себя на месте человека, которого вы приговорили,…
- Что самое бесценное есть у каждого из нас?
- Жизнь!
- Жизнь бесценна, и поэтому, как говорил Островский, ее нужно прожить так, чтобы не пожалеть о бесцельно прожитых годах… Жизнь прекрасна когда она имеет смысл
- Однажды человек, впервые приехавший на Кавказ и посмотревший множество исторических мест и памятников, оказался на кладбище. Ему было интересно пройти по дорожкам старого кладбища, вчитаться в надгробные эпитафии, увидеть фамилии, которые оставили заметный след в истории данного края и цивилизации. Каково же было его удивление, когда на памятниках он прочитал следующие надписи:
- Ираклий Манадзе. Родился в 1820 году. Умер в 1858году. Прожил три года.
- Серго Абашидзе. Родился в 1867 году. Умер в 1910году. Прожил 120 лет.
Таких надписей человек встретил много. Они были разными, но запись их была такой же, как и на тех первых, которые он увидел, войдя на территорию кладбища: родился, умер, прожил.
- Как вы думаете, с чем могут быть связаны такие странные подсчеты прожитых лет в надписях на могильных плитах?
В чем задача жизни? Оставить свой след на Земле. Это связано с общей значимостью вклада каждого человека в жизнь общества, своего народа, государства, рода и т.д.
Родился человек на Земле. Врач берет его маленькую ножку в свои добрые, большие ладони и делает оттиск ее на белом листе бумаги на память папе и маме малыша…
Его первый след на Земле.
Таких следов будет много.
Они будут разными эти следы.
- А какими будут эти следы, зависит только от нас. Следы должны быть наполнены смыслом. Смысл жизни каждый должен найти сам.
3. Актуализация опорных знаний.
На экран проецируется компьютерная презентация под названием «След на
земле». Она состоит из 5 слайдов, на которых изображены портреты людей,
оставивших определенный след на земле.
НапримерЮ.А.Гагарин, А Гитлер.
- Какой именно след оставил каждый из этих людей?
- Почему люди оставляют такие разные следы?
- О ком из этих людей мы не вправе забывать, а кто из них достоин забвения и почему?
(Ответы)
4. Предъявление нового материала.
Чтение и обсуждение Пушкинской проповеди Симона
Соловейчика.
«Вот вопрос, который разделяет всех людей на две части, так что вы сегодня
же после проповеди, а может быть даже в самую минуту, когда произносятся эти
слова, сами решите, к какой половине человечества вы принадлежите.
Вот как разделяются люди: на тех, кто просто живет, проживая свой
сегодняшний день так, как получится, а иногда даже не зная, как и чем его
занять. И на тех, кто хоть иногда задумывается над тем, а что же он оставит
после себя, какой след.
Многие молодые люди ищут смысл жизни, спрашивают, в чем он. А состоит он,
если говорить просто, в том, чтобы оставить своей жизнью добрый след.
Когда человек умирает, в церкви ему поют «Вечная память!» Почему память, да
еще и вечная? Кто будет помнить человека, если все, знавшие его, умрут?
Память – это след, оставленный в жизни. След, оставленный в житейском море.
Это не тот след, который оставляет за собой моторная лодка или большой корабль,
это реальный след навсегда.
В чем же задача жизни?
Перейти в ту людскую половину, которая не просто живет, а думает о смысле
своей жизни.
Так просто…»
Вопросы к обсуждению:
1. На какие две половины автор делит людей?
2. В чем заключается смысл жизни?
3. К чему призывает нас автор?
4. Какую параллель можно провести между тем, что пишет в своей проповеди писатель и тем, что прочитал человек на могильных плитах кладбища?
-Кто еще, кроме известных всему миру людей, оставил свой след на земле?
(Ответы)
- Свой след оставили на земле и те, кто
предотвратил чернобыльскую трагедию, и те, кто строил дороги, прокладывал
туннели, кто сейчас создает прекрасную музыку, сеет хлеб, лечит людей. Каждый
день каждый из нас оставляет свои следы на земле в истинном и переносном
смысле.
След на земле можно оставить не только своим талантом и мужеством, но и широтой души, щедростью, собственной человечностью и порядочностью.
Как вы это понимаете?
(Ответы).
5.
Закрепление.
- Родился на земле человек. Врач берет его
маленькую ножку в свои большие и сильные ладони и делает оттиск ее на белом
листе бумаги на память родителям малыша. Это его первый след на земле. Таких
следов будет очень много. Какими они будут – зависит, в первую очередь, от
человека, который шагает по земле.
Хочется, чтобы его следы не
разбрасывали грязь, не пинали того, кто слабее.
Игровое упражнение «Следы».
Каждый из детей получает лист размером А3 и набор следов, вырезанных из
бумаги (следы разного цвета: белые, серые, черные и т.д.)
В течение небольшого времени ребята должны наклеить свои следы на лист А3 и
подписать каждый свой след. Надпись должна символизировать то событие, которое
может быть связано с этим следом.
6.
Вывод.
-Известный русский писатель А.М.Горький сказал
гениальную фразу: «На день надо смотреть как на маленькую жизнь».
Как вы понимаете это высказывание?(Ответы)
7. Заключение Рефлексивно-оценочный
Детям предлагается посмотреть компьютерную презентацию «День как
маленькая жизнь».
(Во время презентации звучит песня Е.Крылатова «Прекрасное далеко»)
- След на земле…
Пусть каждый человек, маленький или большой, задумается, каким будет его след на земле. Ваши следы – это память о вас будущих поколений.
Так хочется, чтобы ваши следы были следами, творящими добро.
Древний философ Сенеки сказал:
«Благо не в том, чтобы жизнь была долгой, а в том…
Как бы вы закончили это высказывание…
«Благо не в том, чтобы жизнь была долгой, а в том, как ею распорядиться: может случиться, да и случается нередко, что живущий долго проживает очень мало»
Именно об этом гласили надписи на памятниках, которые увидел путешественник на кладбище, смысл не в том, сколько ты прожил, а как ты прожил свою жизнь.
Заглядывайте почаще в свои письма самим себе, пусть ваши следы будут всегда наполнены смыслом…
СЛЕДЫ
В лесу ли, в поле или у воды
Читаем мы звериные следы.
Вот лисий след петляет меж ветвей –
Лиса наивна в хитрости своей.
Вот след кабаньих кованых копыт,
А вот и дуб, что кабаном подрыт.
Вот быстрой белки тянется следок.
Вот на сосне медвежьей шерсти клок.
Тут лось лежал, а здесь косой дрожал.
А там ягненка серый волк задрал.
Любой охотник знает наперед,
Что зверь нигде бесследно не пройдет.
Лишь ты, чудак, живешь ни так, ни сяк.
Жизнь для тебя, что ломаный пятак.
Какой же ты оставишь в жизни след?
Ведь без следа и человека нет!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.