Муниципальное образование Гулькевичский район пос. Венцы
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13 пос. Венцы
муниципального образования Гулькевичский район
имени дважды Героя Советского Союза
Горбатко Виктора Васильевича
Классный час
(беседа с элементами игры)
«Мы– патриоты своей страны»
(патриотическое направление)
Выполнила:
Заскалько О.А.
учитель начальных классов
2023г.
Цель:
воспитательная
· Воспитание у подрастающего поколенья чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.
Задачи:
Образовательные
· Определить отношение учащихся к проблемам патриотизма.
· Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, а также роли патриотизма в будущем страны.
Развивающие
· Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.
· Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания
Воспитательные
· Воспитывать у учащихся патриотические качества, позитивное отношение к военной службе, прививать любовь к Отечеству.
· Совершенствовать духовно – патриотическое развитие учащихся, воспитывать граждан, готовых духовно и физически к защите своего Отечества;
Оборудование: справочная литература, листы бумаги, ручки.
Форма проведения: устный журнал
На доске эпиграф:
„Самая сильная крепость – любовь к Родине.“
Ход урока
1. Организационный
момент
Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина».
На фоне музыки звучит стих А.Блока:
Учитель: Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне — ты почиешь, Русь.
Русь, опоясана реками
И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна,
Где разноликие народы
Из края в край, из дола в дол
Ведут ночные хороводы
Под заревом горящих сел.
Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь.
Она и в снах необычайна,
Ее одежды не коснусь.
Учитель: А что такое «Родина?»
(ответы учащихся)
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
Гляжу в простор твоих полей,
Ты вся — далекая и близкая.
Сродни мне посвист журавлей
И не чужда тропинка склизкая.
Цветет болотная купель,
Куга зовет к вечерне длительной,
И по кустам звенит капель
Росы холодной и целительной.
Родина! Это слово с детства знает каждый, потому что, как только ребенок появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации.
Учитель: Ребята, нас присутствующих сегодня в этом классе объединяет одно: мы с вами граждане России.
А как вы, ребята, понимаете лексическое значение слова “Гражданин”?
Гражданин – это житель какой-то страны, имеющий права гражданства.
Гражданин – это, прежде всего человек, неравнодушный, знающий и любящий свою Родину.
3. Стихотворение В.Гусева
«Я - русский человек» читает ученик
Люблю на Кремль глядеть я в час
вечерний.
Он в пять лучей над миром засверкал.
Люблю я Волги вольное теченье,
Люблю сибирских рек задумчивое пенье,
Люблю, красавец мой, люблю тебя, Урал,
Я — русский человек, и русская
природа
Любезна мне, и я ее пою.
Я — русский человек, сын своего народа,
Я с гордостью гляжу на Родину свою…
4. Словарная работа
Учитель: Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Ребята, постепенно вы узнаете обо всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, можете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам предстоит приумножать её славу и беречь её богатство.
Учитель: Со словами «патриотизм», «Отечество» вы, знакомы с детских лет. Но задумывался ли кто-нибудь из вас, а что же обозначают эти слова? Давайте вместе с Вами посмотрим в словаре.
Патриотизм
1. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
2. Любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям.
(Происходит от греческого слова patriotes – соотечественник, patris - родина).
- А как мы можем назвать человека, у которого проявляются эти качества?
Учащиеся отвечают: «Патриот!»
Прочитаем все вместе тему нашего классного часа
«Мы – патриоты своей страны!».
А кто такой патриот?
Человек, любящий родину, родное государство, который готов на подвиг и личные жертвы во имя отчизны.
Ребята, а какие качества свойственны ПАТРИОТУ?
(Прикрепляют на доску)
-А вы себя можете назвать патриотами?
-Свойственны ли вам эти качества?
5. Разбор ситуаций
- Ребята, я предлагаю вам обсудить несколько ситуаций:
Ситуация 1. Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень хочется поиграть в компьютерную игру со своими друзьями. Как может поступить мальчик? (Памятные места, тем более своих предков – это святое. Если не поехал, тем самым проявил свое неуважения к своему дедушке. Можно будет в игру поиграть в другой раз).
Ситуация 2. Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте? (Родители никогда не будут против, чтобы их дети поучаствовали в таком мероприятии, тем более это на долгие годы садятся деревья. Вы можете гордиться и рассказывать в будущем своим детям об этом и привозить их на экскурсии на это место).
Ситуация 3. Учитель делает замечание учащимся, которые во время исполнения гимна государства смеются, ведут себя развязно, разговаривают. После линейки он делает запись в дневнике. Ребята возмущаются тем, что учитель сделал им замечание. А как ты считаешь, прав учитель или не прав? (Да, прав, так как это неуважение к своей стране со стороны учащихся).
-Быть патриотом,… Что же это значит?
Ученик:
Быть патриотом,… Что же это значит?
А это значит - Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
УЧИТЕЛЬ:
- Быть патриотом это не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.
Как
пробудить в человеке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно
есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить
любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только выражается
словом, сколько подкрепляется конкретными делами.
Патриотами не рождаются, ими становятся. Так что – всё в наших руках! Кто если
не вы!
_ Нужно быть патриотом своей страны, которая называется Россия
-Ребята, назовите символы Российского государства? (Герб, Флаг, гимн)
А вы знаете, что для того, чтобы люди в стране могли работать, учиться, отдыхать, существуют законы.
Законы – это правила, которые устанавливает государство. Эти правила должны выполнять все граждане России. А записаны они в одной книге. И называется она Конституция.
12декабря мы отмечали день Конституции.
Ребята, а как наша Родина велика! Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса.
Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток.
Красота русской природы воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами.
6. Физкультминутка
7. Игра «Опиши свою малую Родину»
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, а что значит малая Родина? (ответы детей)
Правильно. Это место, где находится ваш дом. Где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.
Ребята, мы с
Сейчас мы с вами поиграем в игру. Вы подойдете к столу, и выберите карточку с тем словом, которое вам больше нравится для описания нашей малой Родины и прикрепите их на доску.
Карточки (любимая, красивая, чистая, интересная, зелёная, берёзовая, удивительная, великолепная, солнечная, светлая, разноцветная, чудесная, добрая…)
А теперь я предлагаю вам игру «Что отдашь земле родной?»
Родина, подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.
Листья - наши мечты и желания. Все, что мы делаем доброго, прибавляет ему силу.
Запишите на заранее приготовленных листочках свои мечты и желания.
А теперь давайте прикрепим эти листочки с вашими пожеланиями и мечтами на дерево.
Хотелось бы, чтобы вы всегда помнили, что мы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной.
Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне.
8. Стихотворение Горбуновой А.А.
«Родина моя, Кубань!» читает ученик
Кубань моя родная,
Широкие поля.
Раскинулась красивая
Матушка - земля.
Мы песнь свою народную
Сегодня пропоём.
Про реченьку пригорную,
Про свой отцовский дом.
Да будет она славиться
Своею красотой!
Порадует историей
Старинной вековой!
Как хорошо на Родине,
В Кубанской стороне!
В особой нашей житнице,
С любовью к ней в душе!
9. Рефлексия
Ребята, я предлагаю вам продолжить фразы.
Классный час назывался…
Мне больше всего запомнилось …
Этот классный час научил меня ...
Наш сегодняшний классный час подошел к концу.
Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и
усвоили.
-Я верю, что вы станете настоящими патриотами своей страны.
В мирном небе пусть сияет солнышко, согревая красоту родной земли.
Не забывайте никогда свою малую Родину, кто вы и откуда...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.