Классный час на тему: «Что такое толерантность?»
Цель:
- Сформировать понятие о толерантности как о чувстве уважения, терпимости к людям, в чём-то отличающимся от нас.
Оборудование: кроссворд «толерантность», апельсины (по количеству участников), ваза, поднос, полотенце (салфетка), нож; заготовки ладошек из цветной бумаги, ватман с приклеенным изображением глобуса, фломастеры, двухсторонний скотч, ножницы.
Место проведения: классная комната, с ПК, проектором и экраном.
Предварительная подготовка: деление класса на две команды.
Ход занятия.
I. Вступление
- Доброе утро! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Одноклассники тоже улыбнулись вам в ответ, а значит, все мы настроены доброжелательно, и можно чувствовать себя уверенно, свободно, спокойно, непринуждённо.
Я предлагаю вам игру: я загадала слово, а вы попробуете его отгадать. Я это слово зашифровала в кроссворде и поэтому его нужно будет отгадать. Ответы в кроссворд мы будем записывать, проходя испытания. Итак, первое из них!
А самые активные, внимательные и настойчивые за работу получат апельсины.
II. Основная часть
1. Посмотрите и послушайте «Сказочку о счастье» внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы: Каким был король в начале истории? Каким стал потом?
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король:«Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
- А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Вопросы:
- Каким был король в начале истории?
- Почему изменился король?
- Чему нас учит эта сказка?
В кроссворде появляются слова: «помогать», «понимать».
2.
А сейчас вы станете артистами японского
театра «Кабуки». По аналогии с игрой «Камень, ножницы, бумага» - Самурай,
дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то,
чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип:
- Дракон похищает принцессу, (ножницы режут
бумагу)
- принцесса очаровывает самурая, (камень тупит
ножницы)
- самурай зарубает дракона. (бумага
оборачивает камень)
- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?
В кроссворде появляются слова: «уметь договариваться».
3. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопрос - как относиться к разным народам?
1) Казахская – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». (Спички)
Татарская – «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (Мороз).
Русская – «Через речку лег, мне бежать помог». (Мост)
Удмуртская – «Придет черная корова и всех повалит» (Ночь)
- Как вы думаете, для чего взрослые разных народов придумывают загадки для своих детей? (Ответы)
- Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.
3) А как вы сумеете объяснить пословицы разных народов:
- Русская: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- Японская:Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.
- Английская: Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.
- Абхазская: В чей обоз сел, те песни и пой.
- Итальянская: В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.
- Мудр народ? Как же относится к разным народам?
- Чему нас учат эти пословицы?
В кроссворде появляются слова: «уважать народы».
4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?
Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
В кроссворде появляются слова: «внутри одинаковые».
5. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Техасские объятия».
Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.
Вопросы:- Вам было весело играть?
- Получится так весело у одного, двух человек?
В кроссворде появляются слова: «вместе веселее».
Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания.
- Кто из вас
когда-нибудь слышал слово «толерантность», от кого?
- Толерейшен (английский) – готовность быть терпимым,
снисходительность;
tolerance по-французски обозначает такие отношения между людьми, когда допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением.
Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.
16 ноября – Международный День толерантности.
- Почему именно в этот день?
Именно 16 ноября 1995 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности.
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…» (на слайде)
- Поняли ли вы, что такое быть толерантным?
- В кроссворде остались свободные буквы.
- Какие еще слова можно туда добавить? «Любовь», «добро», сострадание. - Хорошо или плохо быть толерантным?
III. Подведение итогов
- Давайте повторим ещё раз, что такое толерантность. (Слайд) Прочитайте, пожалуйста, вслух по очереди строки со слайда. (Слайд)
Толерантность - это гармония в многообразии.
Люди на свет рождаются разными:
непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
нужно терпенье в себе воспитать.
- В конце нашей беседы ответьте, пожалуйста, на самые трудные вопросы.
- Люди какой национальности мудрее – русские, англичане, африканцы или японцы?
- Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?
- Хорошо или плохо, что все мы разные?
- Как жить в мир, где столько разных людей?
- Что такое толерантность? (Слайд
- Все высказывания на слайде начинаются со слова «толерантность». Попробуйте заменить это слово на «Я» и, перефразировав высказывание, запишите его на бумажную ладошку. Прикрепите её на наш ватман так, чтобы у всех вместе получился цветок.
- Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.
Дополнительный материал: «На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.