Классный час на тему: «Что такое толерантность?»
Оценка 4.9

Классный час на тему: «Что такое толерантность?»

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитание +1
2 кл—5 кл
25.10.2021
Классный час на тему: «Что такое толерантность?»
Классный час в форме игры для учащихся 2-5 классов, предполагает деление учащихся на 2 команды
Что такое толерантность.docx

Классный час на тему: «Что такое толерантность?»

 

Цель:

-       Сформировать понятие о толерантности как о чувстве уважения, терпимости к людям, в чём-то отличающимся от нас.

Оборудование: кроссворд «толерантность», апельсины (по количеству участников), ваза, поднос, полотенце (салфетка),  нож;  заготовки ладошек из цветной бумаги, ватман с приклеенным изображением глобуса, фломастеры, двухсторонний скотч, ножницы.

Место проведения: классная комната, с ПК, проектором и экраном.

Предварительная подготовка: деление класса на две команды.

 

Ход занятия.

I. Вступление

 -  Доброе утро! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Одноклассники тоже улыбнулись вам в ответ, а значит, все мы настроены доброжелательно, и можно чувствовать себя уверенно, свободно, спокойно, непринуждённо.

Я предлагаю вам игру: я загадала слово, а вы попробуете его отгадать. Я это слово зашифровала в кроссворде и поэтому его нужно будет отгадать. Ответы в кроссворд мы будем записывать, проходя испытания. Итак, первое из них!

 А самые активные, внимательные и настойчивые за работу получат апельсины.

 

II. Основная часть

   1. Посмотрите и послушайте «Сказочку о счастье» внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы: Каким был король в начале истории? Каким стал потом?



На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

 

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король:«Нельзя так жить!»

И с трона спрыгнул смело.

Да в миг порушить свой удел

Не в королевской власти?

 

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

 

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

 

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

 

- О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

 

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

 

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

 

- А ну старуха пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

 

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Ещё немного – и ура!

Своё настигнуть счастье!

 

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

 

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь…»

 

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!


 

Вопросы:

- Каким был король в начале истории?

- Почему изменился король?

- Чему нас учит эта сказка?

 

В кроссворде появляются слова: «помогать», «понимать».

 

2.  А сейчас вы станете артистами японского театра «Кабуки». По аналогии с игрой «Камень, ножницы, бумага» - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип:
               - Дракон похищает принцессу,                 (ножницы режут бумагу)
                - принцесса очаровывает самурая,          (камень тупит ножницы)
                - самурай зарубает дракона.              (бумага оборачивает камень)

 

- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

В кроссворде появляются слова: «уметь договариваться».

 

3. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопрос - как относиться к разным народам?

 

1) Казахская – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». (Спички)

Татарская – «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (Мороз).

Русская – «Через речку лег, мне бежать помог». (Мост)

Удмуртская – «Придет черная корова и всех повалит» (Ночь)

 

 - Как вы думаете, для чего взрослые разных народов придумывают загадки для своих детей? (Ответы)

 

 - Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

 

3) А  как вы сумеете объяснить пословицы разных народов:

-       Русская:  В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

-       Японская:Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

-       Английская:  Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

-       Абхазская:  В чей обоз сел, те песни и пой.

-       Итальянская: В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

 

 - Мудр  народ? Как же относится к разным народам?

- Чему нас учат эти пословицы?

В кроссворде появляются слова: «уважать народы».

 

4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

 

В кроссворде появляются слова: «внутри одинаковые».

 

5. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Техасские объятия».

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.

Вопросы:- Вам было весело играть?

- Получится так весело у одного, двух человек?

В кроссворде появляются слова: «вместе веселее».

Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания.

 - Кто из вас когда-нибудь слышал слово «толерантность», от кого?
         - Толерейшен  (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

 tolerance по-французски обозначает такие отношения между людьми, когда допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением.

Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

16 ноября – Международный День толерантности.

 - Почему именно в этот день?

Именно 16 ноября 1995 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…» (на слайде)

- Поняли ли вы, что такое быть толерантным?

 - В кроссворде остались свободные буквы.

 - Какие еще слова можно туда добавить? «Любовь», «добро», сострадание.  - Хорошо или плохо быть толерантным?

 

III. Подведение итогов

-  Давайте повторим ещё раз, что такое толерантность. (Слайд) Прочитайте, пожалуйста, вслух по очереди строки со слайда. (Слайд)

Толерантность - это гармония в многообразии.

Люди на свет рождаются разными:
 непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
 нужно терпенье в себе воспитать.

 - В конце нашей беседы ответьте, пожалуйста, на самые трудные вопросы.

-       Люди какой национальности мудрее – русские, англичане, африканцы или японцы?

-       Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?

-       Хорошо или плохо, что все мы разные?

-       Как жить в мир, где столько разных людей?

-       Что такое толерантность? (Слайд

 

-       Все высказывания на слайде начинаются со слова «толерантность». Попробуйте заменить это слово на «Я» и, перефразировав высказывание, запишите его на бумажную ладошку. Прикрепите её на наш ватман так, чтобы у всех вместе получился цветок.

 

        

 - Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

 

 

Дополнительный материал: «На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам».

 


 

Классный час на тему: «Что такое толерантность?»

Классный час на тему: «Что такое толерантность?»

На свете жил один король, Богатый и могучий

На свете жил один король, Богатый и могучий

Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня,

Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня,

Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять

Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга

Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть

Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть

Хорошо или плохо, что все мы разные? -

Хорошо или плохо, что все мы разные? -

Дополнительный материал: «На рубеже

Дополнительный материал: «На рубеже
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2021