Классный час на тему: «Что такое толерантность?»

  • Работа в классе
  • docx
  • 25.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Классный час в форме игры для учащихся 2-5 классов, предполагает деление учащихся на 2 команды
Иконка файла материала Что такое толерантность.docx

Классный час на тему: «Что такое толерантность?»

 

Цель:

-       Сформировать понятие о толерантности как о чувстве уважения, терпимости к людям, в чём-то отличающимся от нас.

Оборудование: кроссворд «толерантность», апельсины (по количеству участников), ваза, поднос, полотенце (салфетка),  нож;  заготовки ладошек из цветной бумаги, ватман с приклеенным изображением глобуса, фломастеры, двухсторонний скотч, ножницы.

Место проведения: классная комната, с ПК, проектором и экраном.

Предварительная подготовка: деление класса на две команды.

 

Ход занятия.

I. Вступление

 -  Доброе утро! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Одноклассники тоже улыбнулись вам в ответ, а значит, все мы настроены доброжелательно, и можно чувствовать себя уверенно, свободно, спокойно, непринуждённо.

Я предлагаю вам игру: я загадала слово, а вы попробуете его отгадать. Я это слово зашифровала в кроссворде и поэтому его нужно будет отгадать. Ответы в кроссворд мы будем записывать, проходя испытания. Итак, первое из них!

 А самые активные, внимательные и настойчивые за работу получат апельсины.

 

II. Основная часть

   1. Посмотрите и послушайте «Сказочку о счастье» внимательно, приготовьтесь отвечать на вопросы: Каким был король в начале истории? Каким стал потом?



На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

 

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король:«Нельзя так жить!»

И с трона спрыгнул смело.

Да в миг порушить свой удел

Не в королевской власти?

 

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

 

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

 

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

 

- О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

 

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

 

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

 

- А ну старуха пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

 

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Ещё немного – и ура!

Своё настигнуть счастье!

 

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

 

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

До дома довезешь дрова.

Распилишь и уложишь…»

 

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!


 

Вопросы:

- Каким был король в начале истории?

- Почему изменился король?

- Чему нас учит эта сказка?

 

В кроссворде появляются слова: «помогать», «понимать».

 

2.  А сейчас вы станете артистами японского театра «Кабуки». По аналогии с игрой «Камень, ножницы, бумага» - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип:
               - Дракон похищает принцессу,                 (ножницы режут бумагу)
                - принцесса очаровывает самурая,          (камень тупит ножницы)
                - самурай зарубает дракона.              (бумага оборачивает камень)

 

- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

В кроссворде появляются слова: «уметь договариваться».

 

3. Этноигры. Под этой цифрой нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопрос - как относиться к разным народам?

 

1) Казахская – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». (Спички)

Татарская – «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (Мороз).

Русская – «Через речку лег, мне бежать помог». (Мост)

Удмуртская – «Придет черная корова и всех повалит» (Ночь)

 

 - Как вы думаете, для чего взрослые разных народов придумывают загадки для своих детей? (Ответы)

 

 - Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.

 

3) А  как вы сумеете объяснить пословицы разных народов:

-       Русская:  В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

-       Японская:Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

-       Английская:  Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

-       Абхазская:  В чей обоз сел, те песни и пой.

-       Итальянская: В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

 

 - Мудр  народ? Как же относится к разным народам?

- Чему нас учат эти пословицы?

В кроссворде появляются слова: «уважать народы».

 

4. Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

Как вам это удалось? А сейчас отвернитесь. Ведущий разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

 

В кроссворде появляются слова: «внутри одинаковые».

 

5. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Техасские объятия».

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу, вытягивают её к центру круга. И по команде все делают шаг внутрь.

Вопросы:- Вам было весело играть?

- Получится так весело у одного, двух человек?

В кроссворде появляются слова: «вместе веселее».

Вот и разгадан наш кроссворд, выполнены все задания.

 - Кто из вас когда-нибудь слышал слово «толерантность», от кого?
         - Толерейшен  (английский) – готовность быть терпимым, снисходительность;

 tolerance по-французски обозначает такие отношения между людьми, когда допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

терпимость (русский) – способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.

Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением.

Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

16 ноября – Международный День толерантности.

 - Почему именно в этот день?

Именно 16 ноября 1995 года Генеральной конференцией ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…» (на слайде)

- Поняли ли вы, что такое быть толерантным?

 - В кроссворде остались свободные буквы.

 - Какие еще слова можно туда добавить? «Любовь», «добро», сострадание.  - Хорошо или плохо быть толерантным?

 

III. Подведение итогов

-  Давайте повторим ещё раз, что такое толерантность. (Слайд) Прочитайте, пожалуйста, вслух по очереди строки со слайда. (Слайд)

Толерантность - это гармония в многообразии.

Люди на свет рождаются разными:
 непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
 нужно терпенье в себе воспитать.

 - В конце нашей беседы ответьте, пожалуйста, на самые трудные вопросы.

-       Люди какой национальности мудрее – русские, англичане, африканцы или японцы?

-       Кого надо уважать, слушаться – у кого громкий голос, крепкие кулаки или больше денег?

-       Хорошо или плохо, что все мы разные?

-       Как жить в мир, где столько разных людей?

-       Что такое толерантность? (Слайд

 

-       Все высказывания на слайде начинаются со слова «толерантность». Попробуйте заменить это слово на «Я» и, перефразировав высказывание, запишите его на бумажную ладошку. Прикрепите её на наш ватман так, чтобы у всех вместе получился цветок.

 

        

 - Пришел самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

 

 

Дополнительный материал: «На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам».