Классный час на тему «Добро и зло. Честь и достоинство»
Оценка 4.6

Классный час на тему «Добро и зло. Честь и достоинство»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
классное руководство
24.12.2022
Классный час на тему «Добро и зло. Честь и достоинство»
Разработка классного часа
Кл.час Тема Добро и зло.doc

Классный час

на тему

«Добро и зло. Честь и достоинство»

Задачи: расширять знания о таких качествах, как добро и зло; обучать умению вести дискуссию; провести профориентационную работу; развивать творчество; поднять проблему добротворчества; подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела;

раскрыть моральную сущность чести и достоинства человека; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; подвести студентов к мысли о необходимости жить, следуя нравственным правилам жизни, сохраняя свою честь и достоинство; развивать творческие способности и умение вести дискуссию; пропагандировать литературу по теме.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; задания студентам по изучению темы; творческие задания; приглашение гостей; работа с психологом (тренинг, тест); распечатка раздаточного материала; подготовка кинофрагментов; подбор литературы и задания по самообразованию; творческие задания; консультации по выступлениям; оформление тематической выставки художественной и популярной литературы по теме; выставка репродукций, рисунков, иллюстраций к произведениям по теме «Защита чести и достоинства».

Участники: студенты; классный руководитель; гости ( работник уголовного розыска), библиотекарь

Ход мероприятия

Мир не без добрых людей.

Честь это бриллиант на руке у добродетели.

А. Вольтер

Честь и достоинство сильнее всего.

Ф. Достоевский

В начале классного часа учащиеся получают карточки с перечнем качеств: бережливость, благородство, гуманизм, ум, доброта, непосредственность, ответственность, справедливость, терпимость, щедрость, честолюбие, принципиальность; студентам предлагается расставить цифры в порядке значимости для них перечисленных качеств.

Цифра перед словом «доброта» обводится кружочком (для быстрого изучения результатов классным руководителем). Все остальное используется для последующего анализа значимости нравственных качеств для учащихся класса.

Звучат стихи (в это время классный руководитель изучает результаты).

Добрые люди

Там, где судьба подводила,

Жестче косилась и злей,

Голодом, стужей морила,

Мама моя говорила:

Мир не без добрых людей.

Думаю, словно о чуде:

В те роковые года

Сколько вас, добрые люди,

Добрых по самой по сути,

Рядом случалось всегда!

Всех обвывали метели,

Бедами равно грозя,

Но от чужой от потери

Вы отводить не умели

В сторону ваши глаза.

Жизнь меня била и мяла

И в круговерти своей

Просто дохнуть не давала,

Но разглядеть не мешала –

Мир не без добрых людей.

Как я хочу, чтоб на свете

Рядом с душою моей,

Слово не бросив на ветер,

Кто-то, хоть кто-то б отметил:

Мир не без добрых людей.

И. Ляпин

Классный руководитель. Мне приятно осознавать, что такое качество, как доброта, располагается в вашем перечне далеко не на последнем месте. С самого начала своей жизни человек познает и хорошее, и плохое. Даже малыши задают такой вопрос: «Что такое — хорошо и что такое — плохо?» Хорошо и плохо — это прежде всего — добро и зло. Если говорить о них как о моральных качествах, то они обычно рассматриваются в свете отношений между людьми. Те или иные действия одних людей имеют определенную значимость для других людей: положительную или отрицательную. При этом надо отметить, что человек — существо разумное, и значит, неся добро или зло, он действует сознательно.

В чем же назначение добра в жизни человека? Для чего оно? Почему люди делают добро друг другу? Что это такое — добро?

Учащиеся:

   Добро это особая, отличная от других форма человеческих отношений.

   При наличии добрых отношений у людей появляется духовное единение, устанавливается нравственная связь, происходит слияние положительных мыслей, лучших порывов человеческой души и конкретных добрых дел.

Классный руководитель. Вы правы добро важно не в абстрактной форме, не на словах, а именно в своем проявлении, в конкретных делах и условиях. Какой вид помощи при этом оказывается?

Учащиеся:

-         Если мы говорим о добре в моральном смысле этого слова, то значит, помощь должна оказываться бескорыстная. Обычно человек за такую помощь не ожидает никакого вознаграждения!

-         В данном случае люди должны поступать так, как бы они хотели, чтобы другие люди поступали по отношению к ним.

Классный руководитель. С вопросом бескорыстия мы разобрались. А что мы понимаем под словом помощь?

Учащиеся:

   Это содействие другим людям в каком-то виде деятельности.

   Иногда мы поддерживаем людей в их взглядах, речах, действиях, сложных жизненных ситуациях.

   Мы защищаем людей от чьих-то нападок, клеветы; выручаем их в кризисной финансовой ситуации, предлагаем свою помощь в разного рода делах.

   Человек еще и спасает другого человека. Я говорю сейчас о таком виде помощи, когда спасают человеческую жизнь. Такая помощь помогает избежать трагического исхода.

Классный руководитель. Доброта — это признак сильной личности. Об одних людях говорят, что они добрые, для других подбирают эпитет «добренький». Кто же они, эти «добренькие»? Как их распознать?

Учащиеся:

—        Добренькие бывают обычно добрыми только на словах. Они говорят и обещают много, они вам улыбаются, с ними приятно беседовать. Но куда все девается, когда дело доходит до конкретных поступков, непосредственной помощи? Такие люди находят сотню убедительных оправданий своему бездействию. Мне пришлось тоже в этом убедиться.

Добрым добренький казался,

Навязался, улыбался,

Клятвы медом поливал.

Но куда все это делось,

Когда слова дошли до дела?

—      Добрый человек не пустословен. Он делает добро не для звона, а для блага другого человека. И еще потому, что в нем заложено здоровое нравственное начало. А поэтому, сделав добро другому, он и себя ощущает счастливым. Не зря же говорят, что «злой плачет от зависти, а добрый — от радости». Добро - оно спокойное и немногословное. Народная мудрость гласит: «Добро - не лихо, ходит тихо».

Классный руководитель. А какие еще пословицы и поговорки о добре и зле вы знаете? (Учащиеся говорят, комментируют.)

Учащиеся:

-         Всяк добр, да не до всякого.

-         Добра желаешь - добро и делай.

-         Добро на худо не меняют.

-         Доброе дело без награды не остается.

-         Доброе смолчится, худое молвится.

-         Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

-         Доброму и сухарь на пользу, а злому и мясное не впрок.

-         Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

-         Добрые вести прибавят чести.

-         Добрые чувства — соседи любви.

-         Не ищи красоты, ищи доброты.

-         От твоего бобра никому нет добра.

-         Добро прощай, а зло порицай.

Классный руководитель. Итак, мы остановились на порицании зла. Зло противостоит добру. Между ними идет постоянная борьба. И, к сожалению, зло нередко выходит победителем в этой борьбе. Почему же так происходит?

Учащийся:

-         Потому что для того, чтобы причинить кому-то зло, требуется меньше усилий, его совершать проще, чем добро. Делать добро — это значит прилагать усилия своего ума, души, а также усилия физические, финансовые и др. Далеко не каждому это по нраву, а значит, и не по моральным силам. Ведь самое главное в этом процессе добротворчества — это ваша душа. Если она у вас трудится постоянно (в моральном плане), если вы не загрязняете ее черными мыслями, завистью, злостью, значит, вы способны на добрые дела.

-         Я интересуюсь этой темой и прочитал, что иногда возникает полемика по вопросу существования добра и зла в качестве двух полюсов моральной действительности. Доходит даже до того, что аргументируют существование добра лишь постольку, поскольку в мире существует зло.

Классный руководитель. Разве можно согласиться с тем, что добро имеет смысл только из-за существования зла? Оно, конечно, противостоит существующему злу. Но разве зло всегда обязательно для того, чтобы делать добро? Если зло исчезает, разве добро прекращает свое существование? Добро — категория нравственная. А нравственные качества человека побеждают и даже способствуют предупреждению появления возможного зла.

Учащаяся: Я согласна. Считаю, что зло не имеет права существовать для того, чтобы противопоставлять ему добро, придавать ему (добру) смысл и возвеличивать. Стоит только вспомнить о лагерях смерти и злодеяниях нацистов во время Второй мировой войны. Неужели можно сказать, что людей надо было сжигать для того, чтобы потом кто-то мог делать добро оставшимся в живых? Это звучит жутко, не по-человечески.

Классный руководитель. В людях существует вера, что зло можно победить. Может быть, в будущем они научатся справляться с ним, предупреждать его, как они это делают сейчас с болезнями и некоторыми природными явлениями. В романе Ч. Амирэджиби «Берега» есть такая мысль: «... назначение человека не только в том, чтобы победить зло, но и обратить его в добро!» Ф.М.Достоевский, всегда поднимавший в своих произведениях острые моральные проблемы (и в частности проблемы добра и зла), писал: «Люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».

Учащийся: Но ведь на земле столько зла и злых людей, творящих его, что невольно начинаешь задумываться о том, каков же человек по своей природе: добрый или злой. Так какой же он, человек?

Классный руководитель. Есть три разных мнения по этому вопросу: добрый, злой, и не добрый и не злой. А как вы считаете?

Учащиеся:

    Думаю, что в людях больше зла и зависти, чем доброты. Иначе мир к XXI веку стал бы уже стабильнее и спокойнее.

    Уверена, что человек по своей природе — существо доброе. Злым его, чаще всего, делают обстоятельства.

    Считаю, что злого человека можно сравнить с больным. Ведь его тоже сжигает своего рода болезнь: зависть, неудовлетворенность, низменные желания. А если еще все это происходит на фоне успехов человека, к которому злой испытывает антипатию? В этом случае уже можно говорить о тяжелой болезни. Но так же как здоровых людей на земле больше, чем больных, так же и добрых больше, чем злых.

Классный руководитель. Согласна с тобой в том смысле, что добрый человек является нравственно здоровым человеком, а злой — это аномалия и нравственная болезнь. Нравственность рождается вместе с человеком. Она сопровождается добром и хорошими поступками. Пранравственость можно наблюдать даже в поведении животных, значит, она имеет биологические корни. Если же люди нравственно больны, то это никак не означает, что они нравственно нездоровы уже с момента своего рождения. Незакаленные в нравственном отношении (из-за пробелов в воспитании, постоянных стрессов и других неблагоприятных жизненных обстоятельств) умы, сердца и души людей начинает разъедать злость. Случалось ли подобное с вами? Задумывались ли вы над тем, насколько вы добры?

Классный руководитель: Все мы, конечно, разные: сочувствующие и беспощадные, готовые отдать последнее обездоленному и те, у которых снега зимой не выпросишь. К какой категории вы относите себя?

(предлагается проверить себя тестом «Добры ли вы?»)

Тест «Добры ли вы?»

1.  У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2.             Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?

3.             Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?

4.            Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5.            Любите ли вы злые шуточки?

6.            Вы злопамятны?

7.             Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас со­вершенно не интересует?

8.             Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9.             Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?

10.       Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слу­шать аргументы оппонента?

11.       Вы охотно выполняете просьбы?

12.       Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.

Вы набрали от 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

Классный руководитель: А сейчас вы можете сверить свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры, как вам это казалось? Или вам еще предстоит заниматься добротворчеством, чтобы соответствовать высокому званию «человек?»

Классный руководитель. Есть такой термин «добротворчество». А что он означает применительно к нашей повседневной жизни?

Учащиеся:

   Думаю, что это — работать добросовестно, заботиться о своих близких и не мешать делать то же самое другим людям. Может, кто-то скажет, что этого мало. Но я при­держиваюсь иного мнения, потому что жить именно так может далеко не каждый. Так получается только у людей с доброй душой и чутким сердцем.

   Некоторые люди, идя к своей цели, сметают, как говорится, все и вся на своем пути. Человек может достичь своей цели и в каком-то смысле может быть даже полезен обществу. Но ведь общество — это мы, люди. В таком случае, как насчет тех, кого он обижал, унижал, расталкивал, что называется, локтями, идя к своей цели?

   Согласен, каждый человек стремится достичь определенных благ. Разумеется, что он делает это не без корысти. Но если он добивается многого, не принося другим зла, то считаю, что ему и дальше можно идти по жизни с чистой совестью.

   И еще есть категория людей, которые делают добро просто по доброте душевной. Это какая-то внутренняя потребность. Ведь человек не ожидает ни награды, ни благодарности за все сделанное. Вот оно, это проявление природ­ной нравственности (студенты могут привести примеры из жизни своих близких, друзей, знакомых).

Можно использовать фрагмент кинофильма

Далее идет просмотр эпизодов художественного кинофильма «Заплати другому» об идее добротворчества американского школьника, его конкретных делах и той цепной реакции доброты, которую они вызвали. При обсуждении делается акцент на мысли о том, что некоторым людям нужна помощь для осознания необходимости сделать доброе дело или поступок. Потому что не­которые люди просто не решаются действовать. Надо помочь им осознать все положительные или отрицательные (в результате их бездействия или нерешительности) последствия своего поведения в определенных жизненных ситуациях.

После обсуждения студенты  продолжают:

—        Но зло в мире существует. И его не так мало, чтобы относиться к этому вопросу спокойно и надеяться на добрые дела и поступки добрых людей. Вот и финал этой мелодрамы печальный. Что же делать, как с ним (злом) бороться?

Классный руководитель. Л.Н. Толстой говорил о непротивлении злу насилием. Он прав в том смысле, что в большинстве случаев в жизни больше нормального, чем аномального, больше доброты, чем зла. Но есть люди, которые посвящают всю свою жизнь борьбе со злом. Для некоторых это стало профессией. Вот и сегодня я хочу вас познакомить с таким человеком. Это сотрудник уголовного розыска... (Ф.И.О.).

Гость рассказывает о борьбе с преступностью как об одном из зол нашего общества, приводит примеры. Но заостряет внимание на том, что обычный человек, не профессионал, не может и не в состоянии отдавать все свои силы борьбе со злом. Иначе он будет переполнен отрицательными эмоциями, лишит себя нормальной жизни. Это совсем не означает, что не надо бороться против конкретных случаев проявления зла. А наилучшим способом является профилактика, его предотвращение (рассказывает о проводимых мерах, заостряя особое внимание на необходимости вести здоровый образ жизни).

Если студентов заинтересовал гость и его профессия, они могут задать вопросы:

    В каком плане вам труднее: материальном или моральном?

    Почему выбрали эту профессию?

    Какие качества необходимы, чтобы работать в уголовном розыске?

    Где можно этому научиться?

    На какие предметы надо больше обратить внимание?

    Как нормирован ваш рабочий день? Ведь не зря же о вас говорят, что у вас «служба — дни и ночи»?

    Какие еще трудности?

    Не возникала ли у вас мысль о перемене профессии?

Классный руководитель. Философ И.А. Ильин утверждает, что со злом надо бороться силою, т.е. применяя насильственные действия. Он прав в том смысле, что в жизни есть и такие ситуации, когда по-иному разобраться просто невозможно (например, освободительные войны). А если говорить о повседневной жизни, то надо отметить, что человек по своей натуре все-таки добр. Мы уже услышали, что бывает так, что преступление совершается и не по злому умыслу. Другое дело, что преступление — это всегда преступление и, естественно, что совершивший зло должен быть наказан.

Учащиеся:

—        Хоть и не так много, но в жизни все-таки встречаются злые люди, я считаю, просто от природы. Им плохо, когда кому-то хорошо. Им хочется захватить все: деньги, славу, почести, и если бы они могли, то прихватили бы и удачу. Да в радость ли она, такая жизнь?

Он мрачен, зол, завистлив,

Не в радость все ему.

Всю славу, деньги, почесть —

Все только одному.

Но так же, как поутру

Не зря горит заря,

Разделено все в мире

Между людьми не зря.

Одни прославятся в труде,

Другим - за подвиг слава.

Таким вот равновесием

Крепка наша держава.

Распределяет жизнь добро,

Чтоб каждому в чем-то везло.

Сделай добро — сам станешь лучше.

Радость от этого получишь.

— Во многом согласна с тобой. Но ведь есть такая пословица: «За добро злом платят». Я раньше думала, что такое невозможно, пока не столкнулась с таким фактом в своей жизни (пример оглашается по желанию выступающего). Как же быть в таком случае?

Классный руководитель. Прежде всего надо учиться житейской мудрости и не расстраиваться. Каждый знает, что в жизни далеко не всегда все гладко и правильно. Не надо расстраиваться из-за того, что ты не в силах изменить. А если один человек не смог оценить по достоинству твой поступок, то это еще ничего не значит. Возможно, твоя помощь отозвалась добром в ком-то другом? Ведь не зря же в последнее время все чаще приходят к мысли, что добро - это какой-то особый вид энергии, который еще не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Это то, что мы иногда называем удачей. Мы говорим в таких случаях: «Здорово! Мне повезло!» а может, к вам просто вернулась ваша доброта?

Учащийся: Считаю, что, по крайней мере сегодня мы не имеем никакого морального права просто поговорить о добре и разойтись. Потому что одно из правил добра — это его выражение в поступке. Вот я и предлагаю закрепить наш разговор таким пос­тупком. Добро предполагает милосердие.

(ученики намечают конкретные дела: помощь в больнице, ветеранам и т.д.)

Классный руководитель. Вот нам и представится возможность подтвердить народную мудрость: «Мир не без добрых людей».

Классный руководитель. Наше время наполнено ритмом и плотным графиком. Переполнено большим количеством контактов и забот. Создается впечатление, что все «бегут, бегут, бегут» по жизни смело, напористо и уж очень быстро. В такой суматохе некогда думать о ближних, чувствах и настроениях других людей. Тут самому бы не споткнуться на жизненной дистанции, выдержать ритм современной гонки. И вот мы уже в плену своих забот, эгоизма и себялюбия. Значит, многие нормы морали уже не усматриваются. Но ведь человек призван прожить на земле, соблюдая все нравственные нормы и принципы, честно и достойно. Иначе можно ли рассчитывать на нормальное существование человека и человечества вообще?

Честь и личное достоинство — основополагающие нравственные качества, которые определяют нормальную жизнь человека в обществе других людей. В этих качествах отражается очень важный вид отношений человека — его отношение к самому себе как к существу социально значимому.

Давайте послушаем, что говорят философы и психологи о чести и достоинстве. Учащиеся:

   «Честь — понятие морального сознания и категория этики, включающее в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие чести аналогично понятию достоинства. Будучи формой проявления индивида к самому себе и общества к индивиду, честь, как и достоинство, соответствующим образом регу­лирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих».

   «Достоинство — понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду».

Классный руководитель. А какой смысл вы вкладываете в понятия «честь» и «достоинство» личности?

Студенты зачитывают выдержки из домашних сочинений по теме «Как я понимаю честь и достоинство»:

   ... это достойное поведение даже в сложных ситуациях. Выйти с честью и достоинством из любой ситуации — таков мой жизненный девиз.

   Честь — это не только то, что должно властвовать в нашем уме, но в душе и сердце тоже. Благородство мыслей, сердца и поступков обеспечивает человеку чистую совесть. А она дает нам не только нравственное, но и физическое здоровье.

   Добросовестный труд для своего блага и общественного считаю делом чести. Моя бабушка всегда говорит: «Живи своим умом, а честь расти трудом».

   Для меня честь - это мое доброе имя, хорошая, незапятнанная репутация. Я очень серьезно отношусь к этому вопросу (по отношению к себе и другим людям). Мой жизненный девиз: «Береги честь смолоду».

   Не лгать, не обманывать, быть ответственным, держать данное слово, не проявлять малодушие в трудные минуты — вот что означает для меня быть человеком чести.

   Быть человеком чести — значит быть уважаемым. Каждого из нас ценят не за то, что он умеет красиво говорить или много обещать. Наши благородные поступки (оказать помощь словом и делом, не подвести в трудной ситуации, оказать финансовую помощь и совсем не для того, чтобы о тебе написали или рассказали, не для повышения рейтинга), наша порядочность в поведении и действиях, в отношениях с другими людьми - вот что обеспечивает человеку доброе имя, а значит - и честь. Вот когда можно смело идти по жизни и чувствовать, что ты ее достоин. Вот что должно сопровождать нас по жизни.

… Слово дал — сдержи его,

Обязался — выполняй.

И запомни, каков есть,

Такова тебе и честь.

— Живи красиво и достойно,

И в мыслях, и в делах — пристойно,

Тогда пойдет по свету весть:

«Он сохраняет ум и честь!»

— Чувство чести — это глубокое моральное переживание. Это и огромная нравственная сила. Она помогает мне преодолеть жизненные трудности и себя, укрепляя мое личное достоинство как человека.

Классный руководитель. Очень важно для человека осознавать свое собственное достоинство. Это одна из форм самоконтроля личности. Человек предъявляет к себе определенные требования. Например, поступать так (исходя из норм морали), а не иначе, не унижая своего достоинства. Это возвышает человека, раскрывая его истинно благородный характер.

Тот, кто дошел до должного уровня понимания своего человеческого достоинства, уже не сможет вести себя безнравственно. Соблюдение норм морали становится его внутренней потребностью.

Честь и достоинство имеют большое значение как базисные качества личности, так как их составными элементами являются честность и скромность, выполнение своего долга и ответственность, самоуважение, гордость и т.д.

Учащиеся: Мы знаем, что гордость — это очень высокая степень сознания собственного достоинства. Но одно дело, если о человеке говорят, что он гордый, и совсем другое, когда кто-то слишком завышает свою оценку, преувеличивает мнение о себе и своих достоинствах. Это уже называется высокомерием, которое никак нельзя назвать благородным качеством. «Гордец», «гордячка» эти слова люди обычно произносят с осуждением. А народная мудрость гласит: «Дай бог тому честь, кто умеет ее снесть».

Классный руководитель. Бесчестных людей бывает много среди карьеристов. Притом таких, кто делает карьеру ради карьеры и своего тщеславия, сметая все и вся на своем пути, попирая псе нравственные нормы и совершенно не задумываясь об этом.

Какие прилагательные вы можете поставить рядом со словом бесчестный?

Учащиеся: Обманывающий, угодничающий, не держащий слово, льстивый, двуличный, недостойный, бессовестный, безответственный, малодушный, неблагородный, непорядочный, безнравственный, тщеславный, недостойный и т.д.

Классный руководитель. Чтобы жить честно и достойно, необходимо осознать моральную сущность чести и достоинства. И не только понять, но и стремиться всегда поступать в соответствии с нравственными нормами. Сознание собственного достоинства находится в теснейшей связи с нашей совестью. А это и является одним из способов осознания человеком своего долга и ответственности, а значит — и достойной жизни. Что для вас значит жить достойно?

Учащиеся:

— Это значит жить по совести. О совести говорят обычно как о чувстве нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом в целом.

—        Совесть высшая форма нашего морального самоконтроля. Это регулятор нашей человеческой жизни, наших мыслей и поступков. И думаю, что многие из нас хоть иногда испытывали эмоциональные переживания под названием «угрызения совести». Не делай того, что осуждает твоя совесть. Совесть — тысяча свидетелей, — говорил Квинтилиан. Но это хорошо, когда такие совестливые свидетели у человека есть. Они замучат человека своим беспристрастным допросом, и в следующий раз он, возможно, уже не решится на дурной поступок. Хуже, когда совесть «непробиваема». А людей с таким видом совести становится, к сожалению, все больше.

— Совесть — взгляд твой на жизнь,

И оценка поступков,

Правда жизни и смысл, —

Говорил внуку дед.

Чистой совесть держи,

Береги сосуд хрупкий,

Уваженье людей

Ты заслужишь в ответ.

—   Выполняя свой долг перед родными, близкими, обществом, перед собой, наконец, мы чувствуем, что живем достойно. Мы не просто делаем что-то, а осознаем необходимость и последствия совершаемых поступков для себя лично, других людей и общества (например, наши успехи в учебе, получение высшего образования и профессии, а затем достойный труд). Таким образом, мы сознательно служим не только своим, но и чужим интересам, способствуем осуществлению как личной, так и общей, значимой для всех цели.

—   Жить достойно значит быть человеком ответственным. Я понимаю ответственность как необходимость, обязанность отвечать за свои дела и поступки.

—   Думаю, что ответственность — это выполнение своего морального долга, а также соблюдение правовых норм. Есть ответственность гражданская, административная и уголовная. Но самая важная — моральная. Это ответственность перед самим собой и своей совестью за содеянное.

—   Я уверен, что человек должен учиться жить достойно уже с детства. Если мы с малых лет осознаем, насколько пороки уродливы, то мы будем избегать их не только в делах, но даже в мыслях и во взрослой жизни, в какую бы форму
они ни были облачены. Ведь в жизни так много соблазнов. А мостик между отрицательным поступком и совестью часто бывает очень шатким. Да и кто-то неведомый нам иногда нашептывает: «Сделай, это не так уж и плохо, как ты думаешь. Другие же так поступают, и ничего». Для меня обучение чести и достоинству началось с детских игр. Предпочитаю не лгать и идти по жизни прямой дорогой ,хоть это не всегда просто. Но зато мне не бывает стыдно ни перед людьми, ни перед самим собой. Я испытываю отвращение к обману любого рода (правда, есть еще такое понятие, как ложь во благо; но я считаю, что это вопрос спорный, и о нем, думаю, следует поговорить отдельно).

   У человека может быть достаточно хороших качеств. Но достойный этот человек или нет, мы узнаем только тогда, когда увидим, как эти хорошие качества применяются им на деле (хорошие качества ум и профессионализм, но если ими пользуется «хакер»?). Всегда надо помнить, что «человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г. Гегель).

   Человек есть частица общества, и он имеет право уважать себя только в том случае, если он полезен этому обществу. В противном случае его можно назвать просто тщеславным.

Классный руководитель. Соблюдение нравственных правил жизни поможет нам, конечно, сохранить свою честь и достоинство. Учитесь повелевать своей совестью, и она будет отслеживать и судить ваши поступки в течение всей жизни. Будьте прежде всего строги и требовательны к себе, а потом уже к другим. «Человек подобен дроби, где числитель — это то, что он действительно собой представляет, а знаменатель — то, что о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь; а если знаменатель — бесконечность, то дробь равна нулю» (Л.Н. Толстой). А нуль — он и есть нуль, он не может иметь ни чести, ни достоинства. Никогда не забывайте о том, что мы — люди.

Итак, честь и достоинство — это...

Учащиеся:

-            Хорошая общественная репутация.

-            Доброе имя человека.

-            Хорошая оценка и признание его достоинств другими людьми.

-            Осознание человеком своего престижа в обществе и необ­ходимости его поддержания.

Достоинство — это...

-            Нравственное качество, предполагающее осознание личностной самооценки и социальной значимости.

-            Стремление к совершенствованию своих положительных сторон.

-            Проявление себя в положительных поступках.

-            Положительная репутация и чувство самоуважения.

-            Привычка вести себя достойным образом, которая пред­полагает умение защитить себя и других от хулиганских действий, оскорблений; оказание помощи людям, попавшим в беду.

Классный руководитель. Отстоять свою честь и достоинство человек может только благодаря собственным усилиям, т. е. своим поступкам.

Библиотекарь знакомит учеников с литературой по теме, выставкой репродукций, иллюстрациями и рисунками.


Классный час на тему «Добро и зло

Классный час на тему «Добро и зло

В сторону ваши глаза. Жизнь меня била и мяла

В сторону ваши глаза. Жизнь меня била и мяла

Такие люди находят сотню убедительных оправданий свое му бездействию

Такие люди находят сотню убедительных оправданий свое му бездействию

Классный руководитель. В людях существует вера, что зло можно победить

Классный руководитель. В людях существует вера, что зло можно победить

Вы охотно выполняете просьбы? 2

Вы охотно выполняете просьбы? 2

Но есть люди, которые посвящают всю свою жизнь борьбе со злом

Но есть люди, которые посвящают всю свою жизнь борьбе со злом

Классный руководитель . Прежде всего надо учиться жи тейской мудрости и не расстраиваться

Классный руководитель . Прежде всего надо учиться жи тейской мудрости и не расстраиваться

Мой жиз ненный девиз: «Береги честь смолоду»

Мой жиз ненный девиз: «Береги честь смолоду»

Учащиеся: — Это значит жить по совести

Учащиеся: — Это значит жить по совести

Будьте прежде всего строги и требовательны к себе, а потом уже к другим

Будьте прежде всего строги и требовательны к себе, а потом уже к другим
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2022