Классный час
Донецк – моя гордость и любовь!».
(«Моя малая Родина»)
Цель:
Показать значение малой и большой Родины в жизни
каждого человека.
Эпиграф:
“Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
Задачи:
Образовательная:
1. Обобщить понятия: Родина, малая родина;
2. Вспомнить основные вехи истории Донецка;
3. Формировать представление о месте Донецка в новой территориальной конфигурации РФ
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине, воспитывать чувство гордости и причастности к делам своей родной земли
Оборудование: видео- и аудио-аппаратура для демонстрации фотографий, роликов и прослушивания музыки.
Оформление класса:
Фотовыставка - работы учащихся, посвященные малой Родине – Донецку, столице Донбасса
Ход занятия.
1.Вступление.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Это огромная страна. Вы – россияне! Это значит, что вы родились на земле, где есть и высокие горы, и полноводные реки, глубокие озера, и густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Где мы видим величие человеческого подвига, где родилось и рождается много талантливых, гениальных, смелых, добрых людей.
Звучит песня “С чего начинается Родина?” (первые два куплета)
Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где мы родились, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом. Где в случае с нашим родным Донецком в последние годы погибли многие наши родные и близкие, где разрушено много домов, школ, больниц, которые были построены с любовью, и где люди много десятилетий жили надеждой на то, что все изменится.
(Звучит песня «Донбасс за нами» - поют солистка Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М. М. Бровуна Наталья Качура в дуэте с популярной певицей Викторией Дайнеко)
2. Донецкие дороги.
Ученик читает стихотворение (из сборника «Донецкий край, в стихах воспетый: сборник лучших стихотворений участников открытого конкурса поэтического творчества». «Донецкий край, в стихах воспетый» [Текст] / М-во культуры Донецкой Народной Республики, ГУК «Донец. респ. универс. науч. б-ка им. Н. К. Крупской»; сост. И. А. Пилипенко; ред.О. А. Пинзон; отв. за вып. И. А. Горбатов. – Донецк, 2017. – 152 с.)
МОЙ РАЙ
Мой рай, мой край.
Об этот край суровый
Ломают копья, расшибают лбы.
Я создан из его любви и крови,
Труда и воли, слова и судьбы.
Его судьба – нелёгкая дорога,
По ней он шёл, не полз и не петлял.
В лицо он видел дьявола и Бога,
Пред ними не скулил и не вилял.
Был столько раз оболган, продан, предан...
Лицом к беде, у смерти на краю,
Он никогда не называл соседом
Родную мать и Родину свою.
Он прям, упрям, он твёрд, не терпит лени,
Он бил всегда за подлость по зубам,
Он никого не ставил на колени,
Поскольку никогда не станет сам.
Владимир Скобцов
Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые исследовали главные события в истории Донецка как столицы Донбасса.
3.Выступления учащихся.
Ученик 1: 2014 год стал периодом тяжелых испытаний для нашего родного города, жители которого оказались на переднем крае войны, развязанной кучкой авантюристов против мирного населения. Как сказал кто-то из великих: чтобы понять настоящее и предугадать будущее, нужно заглянуть в прошлое. Поэтому тем, кто желает разобраться в событиях, произошедших в течение последних месяцев на востоке Украины, многое может подсказать история Донецка.
Ученик 2: лишь в декабре 1919 года вошел в состав УССР. Причем даже после этого карта востока Украины, точнее границы этой страны с РСФСР, считались спорными. Дело в том, что значительная часть населения и многие политические деятели и представители интеллигенции выражали большие сомнения в правомерности принадлежности Донецка УССР.
Ученик 3: После распада СССР в 1991 году в Донецкой области впервые заговорили об образовании автономии. Однако принятая в Киеве Декларация прав народов Украины успокоила русскоязычное население региона, заставив на время забыть о националистических призывах, которые время от времени раздавались из Киева. Таким образом, вплоть до 2014 года карта Донецка и Донецкой области, точнее границы Восточной Украины с Россией, остались такими же, как во времена существования УССР.
Ученик 4: Несмотря на политику украинизации жители Донецка и Луганска никогда ментально не считали себя частью Украины, потому и неудивительно, что после Евромайдана и госпереворота в 2014 году большая часть жителей Донецкой и Луганских областей не захотели оставаться в составе Украины.
(материалы: История (история Донбасса: от древности до современности) : учебное пособие / под общей редакцией Л. Г. Шепко, В. Н. Никольского. -Донецк: ДонНУ, 2018. —689 с.)
Учитель: давайте выполним небольшое творческое задание и ответим на вопрос: «Чем вы гордитесь?»
4. Сообщения о героях освобождения Донбасса
Расскажите, кем и чем вы гордитесь в истории нашего города?
Ученики: в первую очередь, людьми.
Александр Захарченко - народный лидер, ставший символом Донбасса.
Он очень хотел, чтобы Донбасс процветал: чтобы был мир, чтобы старики получали достойную пенсию, работающие - зарплату, чтобы все предприятия работали.
Арсен Сергеевич Павлов (Моторола) - участник вооружённого конфликта на востоке Украины, командир противотанкового специального подразделения «Спарта» самопровозглашённой Донецкой Народной Республики. Полковник вооружённых сил ДНР. Герой Донецкой Народной Республики.
Ольга Сергеевна Качура 12 мая 1970, Донецк — 29 июля 2022, Горловка) — заместитель командира реактивного артиллерийского дивизиона (по организации ведения боевых действий) в/ч 08803 Управления Народной милиции Донецкой Народной Республики, гвардии полковник. Была известна под позывным «Корса». Герой Донецкой Народной Республики (3 августа 2022, посмертно).
Михаил Сергеевич Толстых - военачальник Донецкой Народной Республики. Герой Донецкой Народной Республики, полковник армии ДНР. Получил известность в ходе боёв за Иловайск. Командир батальона «Сомали».
Также учащиеся делают свои сообщения о героях Донбасса, важных и близких для них.
Учитель: Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Сегодня Донецк снова расцветает, хотя пока ежедневно опасность угрожает каждому жителю, который отказался признавать нацистский режим и остался верен своей малой и большой Родине.
5. Сообщение учащихся о новых памятниках, которые были созданы в Донецке в последнее десятилетие.
Сегодня по памятникам ДНР можно изучать историю преступлений украинского нацизма. Здесь почти в каждом городе есть свой памятник или памятный знак, посвящённый убитым при при обстрелах (или конкретном обстреле) гражданским людям.
Каждый год на Донбассе появляются новые памятники его новой истории и новым героям. Прежде всего, это история войны и герои этой войны – не только ополченцы, но и гражданские, пережившие и переживающие то, что, казалось бы, невозможно и не должно было случиться.
Самые страшные памятники – донецкая Аллея ангелов и луганский памятный знак, созданные в память о погибших от рук украинских карателей детей Донбасса.
Множество других мемориалов сегодня создано, чтобы символизировать трагические и героические страницы этой войны.
(Материалы: https://odnarodyna.org/content/novye-pamyatniki-donbassa-kak-tochki-nevozvrata)
Учитель: Увековечить память о героях Донбасса решил российский режиссер, актер и общественный деятель Иван Охлобыстин. Он – как говорит сам режиссер – с Божьей помощью - снимает фильм о жителях Донбасса, где в песнях, стихах, фильмах на экране появятся люди с чистой душой, сердцем, помыслами.
(Демонстрируется короткий ролик о будущем фильме - https://dzen.ru/video/watch/6335771ca57c1379198e377b)
Сейчас как ни когда такие фильмы необходимы, что показать будущим поколениям те основы, на которых держится наш край, наша малая Родина.
6. Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выберите один или несколько ответов.
1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место
жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего города (3 и более поколения Вашей
семьи проживали в этом городе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите)_______________________________________________
4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?
o Особенности речи
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.
6. Подведение итогов.
Учитель:
Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, Донецк, Донбасс – наша малая родина. Такие до боли родные
слова.
Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Как сказал недавно известный писатель и политик Захар Прилепин, который очень многое делал и делает для того, чтобы наш город и наш край наконец обрели свободу и возможность созидать:
«Если умеете - молитесь за мир.
Если можете - помогайте гуманитарным фондам.
Нет сил ни на что - позаботьтесь о себе.
Сейчас главное - не убить в себе свет….»
7. Музыкальный финал.
Предлагаю вам послушать известную вам песню и внутри себя отдать дань тем, кто пал за свободу нашей малой Родины, за возможность ей снова стать частью большой России.
(На выбор учителя и учеников:
- композиции группы «Любэ» - «Давай за жизнь!», «Позови меня тихо по имени», «Смородина» и т.д.;
- Шаман «Я русский»,
- Darya Frey, Akim Apachev «Лепестки»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.