РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка 4.9

РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка 4.9
doc
13.02.2023
РОЛЬ ПЕДАГОГА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Анализируя все возможные определения и подходы к описанию понятия «самостоятельная работа», можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов − это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя.
статья.doc

 

Роль педагога при формировании

профессиональной самостоятельности обучающихся

Масальская Мария Сергеевна

Преподаватель КЭМТ, г.Котлас

В настоящее время в науке существует несколько подходов к раскрытию сущности понятия «самостоятельная работа». Данное понятие многогранно, поэтому вполне естественно, что оно не получило единого толкования в педагогической литературе.

Анализируя все возможные определения и подходы к описанию понятия «самостоятельная работа», можно сделать вывод, что самостоятельная работа студентов − это организованная преподавателем активная деятельность студентов, направленная на выполнение поставленной цели, осуществляемая без непосредственного руководства преподавателя.

Исходя из понятия «самостоятельная работа», можно выявить важное и необходимое условие организации самостоятельной работы студентов − это формирование умений самостоятельно приобретать знания, навыки и возможность организации учебной и научной деятельности. А значит, ведущая цель организации и осуществления самостоятельной работы студента должна совпадать с целью обучения студента − подготовкой специалиста с средним профессиональным образованием и сформированными профессиональными компетенциями.

Тогда задачами самостоятельной работы студента, относительно цели являются:

− систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

− углубление и расширение теоретических знаний;

− формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

− развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

− формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

− развитие исследовательских умений.

Объем самостоятельной работы студентов определяется федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования. Она является обязательной для каждого студента, ее объем в часах определяется действующими учебными планами по основным образовательным программам учебного заведения. Планируемый объем  самостоятельной работы составляет 50 и более процентов от учебной нагрузки студентов, что требует в первую очередь разработки более четкого нормативно-методического и организационного обеспечения данного вида деятельности.

Одной из основных задач  современного образования является развития личности студента, формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, самооценке собственной деятельности. Важным элементом  педагогической деятельности является организация  самостоятельной  исследовательской работы студентов, которая позволит «научить студента учиться».

Правильно спланированная организация самостоятельной работы студентов СПО приведет к повышению эффективности их познавательной и практической деятельности.

Образовательный процесс  проектируется на основе определения  компетенций, каждая из которых развивается посредством определенных видов деятельности. Каждый вид деятельности оценивается соответствующим количеством баллов по строго разработанным критериям. Данная идея является основополагающей для разработки рейтинговой накопительной системы.

Что может войти в рейтинговую  накопительную систему?

1. Перечень видов деятельности, сформулированных в виде результатов. Среди них могут быть обязательные, которые определены стандартом, программой курса, - но есть еще и вариативный список, из которого студент, в процессе курса «набирает» себе то количество баллов, которое ему необходимо, чтобы выйти на желаемый уровень компетентности. К этим видам деятельности могут относиться: выступления на занятии, подготовка сообщений, письменные работы, разработка конспектов занятий и многое другое, связанное с тематикой курса.

2. Нормативные требования: посещаемость, активность, поведение на занятии и т.д., которые преподаватель определяет из списка профессионально значимых качеств.

Суть рейтинговой накопительной системы состоит в том, что структурируется содержание учебной  дисциплины на блоки, разделы, темы в соответствии с календарно-тематическим планированием рабочих программ. Проектируются виды деятельности и  формы обязательного контроля, которые  оценивают общие и профессиональные компетентности студентов при изучении каждого блока, раздела, темы в соответствии с календарно-тематическим планированием  рабочих программ. Разрабатываются  виды самостоятельной деятельности студентов (рассчитывается процент  учебного времени на самостоятельную  работу в соответствии с рабочим  учебным планом), которые будут  включены в накопительную часть. Далее рассчитывается общее количество баллов по формуле и переводится  в традиционную оценку.

Рейтинг помогает расставить всех учащихся по соответствующему положению в  зависимости от успешности обучения. Гибкость рейтинговой системы дает возможность иметь мощный механизм управления учебной деятельностью. Рейтинговая система оценивания качества образовательного процесса представляет собой единую систему, которая объединяет учебно-познавательную деятельность учащихся, учебно-воспитательную деятельность преподавателей. Это позволяет эффективно управлять учебно-воспитательным процессом и качественно отслеживать результативность обучения.

Эффективность и результативность самостоятельной работы обучающихся связана с ориентацией на достижение успехов, основана на твердом убеждении в ее целесообразности, зависит от мотивации целей и само мотивации обучающегося. В работе, ориентированной на обучающегося, есть только один ключ к успеху – доверие. Чем больше преподаватель доверяет обучающемуся, тем больше он располагает его к себе, к сотрудничеству, к сотворчеству.

                                                                   


Роль педагога при формировании профессиональной самостоятельности обучающихся

Роль педагога при формировании профессиональной самостоятельности обучающихся

Одной из основных задач современного образования является развития личности студента, формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, самооценке собственной деятельности

Одной из основных задач современного образования является развития личности студента, формирование его способности к самообразованию, самообучению, самовоспитанию, самооценке собственной деятельности

Рейтинговая система оценивания качества образовательного процесса представляет собой единую систему, которая объединяет учебно-познавательную деятельность учащихся, учебно-воспитательную деятельность преподавателей

Рейтинговая система оценивания качества образовательного процесса представляет собой единую систему, которая объединяет учебно-познавательную деятельность учащихся, учебно-воспитательную деятельность преподавателей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2023