Цель:
Формирование у учащихся готовности и способности к осознанному выбору своей профессиональной перспективы.
Задачи:
Подготовить учащихся к обдуманному выбору индивидуального образовательного маршрута;
Повысить уровень осознания ответственности за свой выбор;
Мотивировать необходимость познания самого себя, своего «хочу» и «могу»;
Стимулировать творческий и личностный рост учащегося.
В период кризиса, с октября 2008 года, в России было уволено около полутора миллионов человек, сообщает Lenta.ru со ссылкой на Минздравсоцразвития.
Только треть уволенных сумели найти новую работу, причем больше половины по прошествии времени устроились в организации, где работали прежде.
Проблемная ситуация
Проблема безработицы очень остро стоит сегодня не только перед жителями России, но и многих других государств.
Зачем человеку работа?
Почему может так случится, что человек не может найти работу и остаётся безработным?
Упражнение «Моя линия жизни»
.
От рождения до настоящего времени:
1.
2.
3.
4.
5.
От настоящего времени до «золотого»
1.
2.
3.
4.
5.
Инструкция.
На ваших бланках есть прямая линия, на ней точкой обозначено время вашего рождения, а стрелочка показывается направление вашей жизни.
Чёрточкой обозначьте то место, где вы сейчас находитесь; крестиком, то время, где бы вы хотели оказаться – назовём это время «золотым».
Напишите важные события, которые произошли в вашей жизни от рождения до настоящего времени.
А теперь помечтайте. Назовите несколько событий, которые бы вам хотелось, чтоб произошли с вами от настоящего времени до «золотого».
Упражнение «Этапы жизни»
В первый столбик вписать, какие этапы жизни предстоит пройти человеку. Во втором столбике указать трудности, с которыми скорее всего придётся столкнуться при прохождении этапов. В третий столбик вписать людей, которые помогут справиться с этими трудностями. Проанализировать каждый столбец по порядку.
Этапы | Трудности | Люди |
Ответственность.
Послушайте «сказочку» про козлёнка, который не послушал бабушку и пошёл гулять в лес, в результате чего был съеден волком.
Кто виноват, что волк съел козлёнка?
На круге делается диаграмма ответственности за гибель козлёнка. После чего детям предлагается распределить меру ответственности среди близких людей, за профессиональное становление.
Ответственность можно распределить среди людей, которые оказались в списке предыдущего упражнения.
Будет ли жить наш район, наша деревня?
Выбранные варианты профессий:
А какие профессии еще необходимы для нашего села?
(дизайнер, учитель, дворник, строитель, швея, парикмахер, слесарь-сантехник, водитель и т.д.)
Т.е., жизненные потребности людей и общества диктуют одно из правил выбора профессий - «надо».
Синквейн
синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк.
1 строка – тема (существительное);
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – предложение (главная мысль занятия);
5 строка – существительное (синоним слову первой строчки ).
Например: Профессия.
Нужная. Престижная.
Хочу. Могу. Научусь.
Мои родители, друзья и учителя помогут мне выбрать ее.
Моя судьба.
Выводы к уроку:
К выбору профессии нужно подходить очень ответственно, т.к. выбирая профессию – выбираешь свое будущее;
Хотя в выборе профессии не надо отмахиваться от помощи родителей, учителей, знакомых и друзей, но выберешь ты ее САМ;
Надо знать, востребована ли выбранная тобой профессия, нужна ли она людям.
Литература
Бандюков М.А. Азбука профориентации ХХ1 века. Спб, РОСТ, 2001.
Бондарев В.П. Выбор профессии. М., 1989.
Климов Е.А. Как выбирать профессию. М., Просвещение, 1989
Климов Е.А., Чистякова С.Н. Выбор профессии. М., Просвещение, 1987.
Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение, Воронеж, 1996.
Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. М., Сфера, 2006.
Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. М., Генезис, 2006.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М., Генезис, 2000.
Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. М., Генезис, 2004.
Интернет-ресурсы: http://www.lenta.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.