Классный час «Я выбираю жизнь».
Цель:
Задачи:
· Познакомить обучающихся с истоками наркомании, вреде наркотиков, признаками и последствиями их употребления;
· Дать представления обучающимся о масштабах распространения наркомании в России, Томской области, Кривошеинского района, используя информацию газет, радио, телевидения и ресурсов интернета;
· Провести анкетирование и сделать анализ результатов анкетирования;
· Заложить основу для роста самосознания и самооценки обучающихся через работу в группах при ответах на проблемные вопросы.
Этапы проведения классного часа:
- вступительное слово классного руководителя,
- слайдовая презентация «Я выбираю жизнь»,
- работа в группах по обсуждению проблемных вопросов,
- анкетирование,
- подведение итогов.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Ход классного часа:
Республиканский антинаркотичесий проект
на основе контрактного метода профилактики наркотизации детей школьного возраста
«SаМоSтоятельные дети»
Цель проекта «SаМоSтоятельные дети» - предупредить или отложить первую пробу психоактивных веществ детьми школьного возраста на возможно более поздний срок.
Цель классного часа:
2. Узнать масштабы распространения наркомании в России.
I. Вступительное слово классного руководителя. (Слайд 1,2).
В последнее время очень много говорят о наркомании и её последствиях. Эта беда стала
всемирной, и найти пути её решения достаточно сложно.
Ты есть, я есть, он есть,
А жизнь у каждого своя.
И её цена – достоинство и честь,
Есть возраст переходных лет,
Какой бы сложной не была она.
Для многих начинается рассвет,
А кто-то погружается во тьму.
Ты есть, я есть, он есть,
Лишь вместе мы сумеем зло пресечь
И сохранить достоинства , чтоб жить.
Словно эпидемия распространяется наркомания. Каждый человек знает, какое горе приносят наркотики. Но почему же наркоманов становится всё больше и больше?
Начнем по- порядку.
II. (Слайдовая презентация).
Задается несколько вопросов. Выслушиваются ответы обучающихся. Затем дается более точное понятие, определение.
1. (Слайд 3) Что такое наркомания?
Наркомания – патологическое влечение к приему наркотических средств.
Термин «наркотик» происходит от греческого слова «narkoo», что означает оцепенеть, сделаться нечувствительным.
2. (Слайд 4) Какие наркотические вещества вы знаете?
Все их можно определить в определенные группы:
1) Психостимулирующие – вещества, стимулирующие центральную нервную систему:
кокаин, эфедрин и другие. Сюда же относятся и марихуана, высушенные и измельченные
листья конопли, гашиша, смола конопли.
2) Галлюциногены – вещества, способные вызывать глубокие изменения психики, что ведет к галлюцинациям.
3) Ингалянты – вещества, которые вводят в организм через дыхательные пути. Это клей, бензин, ацетон и другие токсические вещества.
4) Опиаты – вещества, выделяемые из мака, и его производные: морфин, кодеин.
5) Снотворные – безобидные на первый взгляд лекарства могут развивать привыкание, как настоящие наркотики.
3. (Слайд 5) В последнее время стремительно распространяется новый вид
наркотического средства – ДЕЗОМОРФИН. Кто слышал об этом наркотике?
Дезоморфиновая наркомания – один из видов наркомании новой волны, в основе которой лежит кустарное производство дезоморфина, который в наркоманской среде получил название «крокодил». Как вы думаете, почему? Получил широкое распространение после 2000 года, поэтому средний возраст современных дезоморфиновых наркоманов составляет 25- 28 лет. Особенно стремительно данная наркомания стала распространяться после 2005 года, приняв характер скрытой пандемии.
По уровню потребления в России доля кустарного дезоморфина в общем объеме быстро поднялась до 25-28%, заняв второе место после героина (55 -58%).
Несмотря на довольно длительную процедуру получения (3-4 часа), в состав ингредиентов входя легкодоступные вещества, некоторые из которых формально отпускают по рецептам.
У употребляющего наркотик внутривенно, менее чем через три месяца начинаются гниения и кровоточивость вен, после чего наступает переход на внутримышечное введение наркотика. Наблюдается обширный тромбофлебит, по всему телу появляются гноящиеся язвы, начинается гангрена конечностей, отказывают почки, селезёнка, головной мозг. Из-за того, что на коже у больного появляются язвы и короста, дезоморфин и назвали «крокодил».
(Слайд 6) Немного об истории наркомании.
С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Они получали опиум и употребляли его, желая уснуть или приглушить боль.
Бедуины, отправляясь в дальний переход, запасались бангом – смолой, известной под названием марихуана или гашиша. Смолу курили, желая снять психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни.
Шахтеры Боливии издавна получали часть жалования не деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, которые жевали или курили.
Вообще нет такого народа, которые не употреблял бы в том или ином виде наркотические вещества.
(Слайд 7) Какова же статистика наркомании в России?
Проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, то есть практически каждого пятого жителя страны.
Сегодня в России не осталось ни одного региона, где не было бы зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения.
По данным международной организации «Врачи без границ», уже сегодня в России от 3до 4 млн. наркоманов, а некоторыми специалистами их число оценивается даже выше 9 млн.
(Слайд 8) Наркомания в России продолжает «молодеть». По последним данным, более 60% наркоманов – люди в возрасте 18- 30 лет и почти 20% - школьники.
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, но участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 11-13 лет.
Отмечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет.
(Слайд 9) Именно образовательные учреждения и места массового развлечения молодежи, в первую очередь дискотеки, являются сегодня основными местами распространения наркотиков. За три года наркомания среди детей и подростков возросла почтив 6 раз.
(Слайд 10) Не обошла стороной наркомания и Татарстан количество поставленных на учет наркоманов за последний год увеличилось почти на 6%. Всего в Татарстане на официальном учете состоит чуть меньше 10 тыс. человек, треть из них проживает в Казани. Накануне в республиканском Министерстве образования подвели итоги операции по профилактике наркомании среди детей и молодежи. Специалисты Минздрава осмотрели 300 тыс. учащихся школ и вузов. Признаки употребления наркотических веществ были выявлены у 416 молодых людей.
4. Каковы же последствия употребления наркотиков? (Слайд 11).
Совершенно верно. В первую очередь наркотики влияют на психику, она приводит к
духовной деградации и полному физическому истощению организма.
(Слайд 12) При употреблении наркотиков начинает разлагаться печень, изменяют свою
работу почки, и вслед за ними начинают разрушаться все органы в организме, делая употребляющего наркотики инвалидом на всю жизнь.
(Слайд 13) Наркоман – раб наркотика; ради него он пойдет на любую низость и преступление, что рано или поздно приведет его к смерти. Даже одного приёма достаточно, чтобы стать «зависимым».
(Слайд 14) Средняя продолжительность жизни активного наркомана составляет 3 года. Дети, рожденные от наркоманов, умирают очень быстро, доживая максимум до 4 месяцев. Наркотик губит наше будущее поколение, наших детей, а значит, и будущее нашей страны.
(Слайд 15) Вы, как будущие родители, должны помнить, что
У людей, принимающих наркотики, рождаются дети - уроды или нежизнеспособные дети.
III. (Работа в группах).
Давайте же поговорим о признаках, по которым можно определить, что человек
употребляет наркотики. Перед вами лежат информационные листы (Приложение 1) с перечисленными утверждениями. Вам необходимо выбрать те, которые являются внешними признаками, очевидными признаками и признаками, характеризующими изменения в поведении.
Ниже утверждений находится таблица, в которой вы должны указать только номер утверждения, которое относится к той или иной категории.
(Обучающиеся разбиваются в группы по 4-5- человек, работают с информационными листами, разбивают утверждения на категории. Затем группы высказывают свое мнение по каждой категории.)
Давайте проверим:
(Слайд 16) Внешние признаки:
ü Бледность кожи;
ü Расширенные ил суженные зрачки;
ü Покрасневшие или помутневшие глаза;
ü Замедленная речь;
ü Плохая координация движения;
ü Похудение или прибавка в весе;
ü Блеск в глазах;
ü Нарушение пищеварения.
(Слайд 17) Очевидные признаки:
ü Следы от уколов, порезы, синяки;
ü Свернутые в трубочку бумажки;
ü Маленькие ложечки;
ü Капсулы, бутылочки, пузырьки;
ü Запах табачного дыма с примесями запахов трав или синтетики.
(Слайд 18) Признаки изменения в поведении:
ü Нарастающее безразличие;
ü Невозможность сосредоточиться;
ü Болезненная реакция на критику;
ü Частая и резкая смена настроения;
ü Смена круга знакомых;
ü Безобразное отношение к учебе;
ü Проявление грубости, лени;
ü Нарушение сна.
IV. (Подведение итогов).
Работа в группах: обсуждают и отвечают на поставленные перед ними вопросы (Слайд 19):
1. Какие причины могут подтолкнуть ребят попробовать наркотики?
2. Вам предлагают попробовать наркотики. Назовите 4 – 5 приемов и аргументов, которые можно использовать для отказа.
3. Твой друг принимает наркотики. Как тебе вести себя с ним: а) бороться с его привычкой;
б) продолжить общаться с таким, какой он есть;
в) прекратить общение с ним?
4. Нужно ли проблемами наркомании заниматься на государственном уровне или это проблема самого человека и его близких?
(Слайд 20) Заключительное слово классного руководителя:
Природа создала всё, чтобы человек был счастлив. Деревья, яркое солнце, чистую воду, плодородную почву. И нас, людей – сильных, красивых, здоровых и разумных. Человек рождается для счастья, и, кажется, нет места в его душе для злого духа и низменного порока.
Мы родились, для того, чтобы жить,
Может не стоит планету губить?
Есть кроме «да» и получше ответ,
Скажем, ребята, наркотикам «нет»!
Хочется, чтобы, уходя с нашего классного часа, в вашей памяти осталась надпись с последнего слайда (Слайд 21) «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗЬ!».
Всем большое спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.