Уроки нравственности.
Меня, как учителя и классного руководителя, волнует падение нравственности среди молодого поколения. К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Поэтому проблема нравственного воспитания остается одной из центральных проблем в развитии общества, которую можно решить одним единственным способом: дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства.
Долг, честь, совесть, доброта, любовь, милосердие – черты, которые мы должны воспитать в человеке. Много лет я работаю по теме "Духовно- нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы».
Уроки стараюсь связать с программой литературного курса. Поэтому постоянно слежу за новинками литературы, читаю, делаю выписки, распределяю по темам, указанным в программе. Заостряю внимание на нужных фактах, подбираю интересные эпизоды. В преподавании использую разнообразные методы и приемы. Например, чтение с комментариями, пересказ-анализ, беседа, доклады, лекции, прием сопоставления. В последнее время я работала над отработкой активных форм работы с классом: урока-беседы, урока-конференции, урока-лекции, урока-семинара, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях. Хочется поделиться одним примером из опыта работы.
Открытый урок - диспут в 10 классе по литературе «Равнодушие. Что это такое?»
Эпиграф: «Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить; не бойся друзей, в худшем случае они могут тебя предать; бойся равнодушных: они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия на земле совершаются преступления».
Цель урока: познакомить учащихся с понятием равнодушия в различных источниках, попробовать сформировать своё отношение к этой проблеме.
Пословицы:
1.Моя хата с краю, ничего не знаю.
2.Мы горели, они штаны грели.
3.Мне хоть весь свет гори, только бы я жив был.
4.Мне что до того? Было бы нам хорошо.
5.Наше дело сторона.
Вопросы к учащимся:
Равнодушие. Что это такое?
Встречался ли ты в жизни с равнодушием? Приведи примеры.
Как ты считаешь, равнодушие- это врожденное или приобретенное качество?
Считаешь ли ты себя равнодушным?
Равнодушие - это хорошо или плохо?
Ход урока:
1.Слово учителя.
Дорогие учащиеся! Сегодняшний урок посвящён теме «Равнодушие. Что это такое?» Говорят, что если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Но не в каждом человеке развиты эти качества. И нам часто приходится слышать «равнодушный человек, равнодушные люди». Как вы понимаете эти слова? Что значит для вас быть равнодушным?
Опрос учащихся.
Словарная работа..
Равнодушный- 1. безразличный, безучастный к людям, к окружающему;
2. не питающий склонности, пристрастии к кому-чему- нибудь.
Мы познакомились уже со многими произведениями русской литературы. Скажите, пожалуйста, в каких произведениях вы встретились с равнодушием?
---В драме Островского «Гроза», в романе И. Гончарова« Обломов».
- Кого вы считаете из героев драмы равнодушным? И почему?
--- Тихона Кабанова по отношению к своей жене Катерине.
- Давайте, найдём место в пьесе, где ясно и чётко проявляется его равнодушие к жене. ( Прощание Тихона с Катериной. Явл.4, стр. 204. читают сцену отъезда Тихона.
-Чему же привело такое отношение Тихона к жене? (Ответы учащихся)
2. Встречался ты в жизни с равнодушием? (Ответы учащихся)
3. А как вы считаете, равнодушие - это врождённое или приобретённое качество?
Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим жизнь Ильи Ильича Обломова из романа И. Гончарова« Обломов». Какого мы его увидели на первых страницах романа?
(Сопоставление взрослой жизни и детства Обломова).
Вывод: равнодушие - приобретённое качество.
- Хочу дополнить к сказанному словами В.А. Сухомлинского: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу воспитания добрых чувств».
И также хочу обратить ваше внимание на эпиграф урока. И доказательством этих слов является статья «Казни, пока молодой». Прочитаем некоторые фрагменты. (Чтение).
- Ужасающие преступления происходят в жизни. И преступниками чаще всего становятся дети. Слова прокурора: «Преступниками не рождаются.
Они не сами стали такими»- верные. Но кто же виноват в том, что эти подростки стали хладнокровными убийцами? ( Диспут).
4.Анкетирование.
Есть ли у тебя друг?
Всегда ли ты говоришь другу правду?
Готов ли ты поступиться своими интересами, если этого требуют
его дела, его благополучие?
Можешь ли ты публично выступить против, если кто-то не прав?
Помог ли ты кому – нибудь в беде?
Интересует ли тебя то, что происходит вокруг?
Можешь ли ты заступиться за незнакомого человека?
Закрываешь ли ты глаза на свои недостатки?
Присуще ли тебе такие качества, как милосердие, человеколюбие, великодушие, доброта?
Затронула ли вас тема урока?
6.Пришло время ответить на третий вопрос: равнодушие - это хорошо ли плохо? (Ответы учащихся).
Итог урока: Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться.
Я надеюсь, что уроки литературы необходимы для наших детей. Они помогут защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро.
Перепелкина Марина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ермошкинская СОШ» Вурнарского района
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.