Классный час
«Герб класса»
Воспитательная технология «Наш символ»
I.. Цель: Получение школьниками опыта объединения ценностей.
II. Этапы реализации:
1) Мотивационный этап: настрой на совместное создание образа, выражающего общие ценности.
2) Основной этап: создание через развивающуюся кооперацию группового образа-символа.
3) Этап принятия и индивидуализации общего символа.
4) Рефлексивно-диагностический этап.
5) Ограничения.
III. Психологические основания.
Развитие личностных ценностей как социально и индивидуально значимых идей, образов, понятий - одно из оснований воспитания, понимаемого как целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека. (С.Д. Поляков, 1996.)
Один из путей порождения личностных ценностей — присвоение ценностей группы, коллектива. Ее условием является позитивный опыт объединения личностных ценностей и принятия групповых ценностей как личных.
Разрабатываемая технология основана на концепции механизмов развития личности В.С. Мухиной (1996, 1999). Согласно этой концепции личность становится, развивается в диалектически взаимосвязанных процессах идентификации человека с общим (с группой, с социумом) и обособлением, индивидуализацией его в этом общем. Именно эта идея служит психологическим основанием логики воспитательной технологии «Наш символ»: от выработки, проявления индивидуального значимого символа (герба, эмблемы, образа, девиза) к объединению индивидуальных символов в общее; принятие этого общего (идентификация!) и от него, общего, снова к индивидуальным символам, соединяющим групповое и свое, особенное.
Личные ценности - сложные психологические образования, имеющие (если использовать метафору айсберга) «надводную», «сознательную» часть и «подводную», «бессознательную». Эффективное влияние на ценности человека - это всегда обращение к бессознательному, выражаемому в эмоциях, чувствах, личных, индивидуальных образах.
Именно эта идея лежит в основе описываемой технологии. Заявленная технология далее рассматривается на примере создания «Герба класса».
IV. Наполнение этапов.
1. Мотивсщшщный этап.
Основной прием мотивационного этапа - вступительное слово педагога, выстроенное в логике от «Я-сообщения» к идентификации группы и каждого школьника с идеей «наш символ».
Вариант развертывания этой логики с модельным примером ее реализации.
|
|
|
1) «Я-сообщение о личном восприятии» |
«Я вчера смотрел книгу о королевских семьях, столько всего удивительного, чудного: личные флаги, гербы, эмблемы, особая форма...»
|
|
2) Запуск групповой идентификации с идеей общего символа
|
появился бы свой символ или гимн, или герб?»
|
|
3) Усиление идентификации через обращение к ведущим модальностям и репрезентативным системам школьников[1] |
любимые мелодии, растения, животные, особые знаки, ощущения, настроения, а может быть и девизы - то, что обычно и становится символом.
|
|
мости идеи символа через миф, образ[2].
|
есть свой герб, свой символ, он живет умнее и с большим достоинством.
|
|
5) Усиление групповой идентификации с идеей создания общего символа, с опорой на предшествующий миф. образ.
|
Так давайте попробуем и мы придумать, сочинить наш герб. Может быть, и жизнь в нашем классе тогда станет какой-нибудь особенной.
|
|
6) Усиление индивидуализации. Но начнем, с «личных гербов», символов общей работы, через побуждение к «Я-действую».
|
|
2. Основной этап - создание общего символа через развивающуюся кооперацию[3]:
1) Индивидуальное рисование черновиков личных гербов в режиме ограниченного времени (5-10 минут).
Примечание 1. Небольшого формата листочки (четверть или восьмушка листа), а также достаточное количество разноцветных фломастеров, карандашей, ручек (лучше фломастеров и маркеров) должно быть приготовлено заранее.
Примечание 2. Педагог подходит к ребятам, испытывающим затруднения в сочинении и рисовании личного герба, оказывает им прежде всего эмоциональную поддержку, напоминает, что «это только черновик», в крайнем случае поддерживает предложениями, подсказками, советами, оставляющими за школьником возможность выбора «хода».
2) Создание микрогрупп. Нарисованные «личные гербы» располагаются так, чтобы можно было видеть их всеми участниками работы. Педагог просит кого-либо из ребят выбрать из всех гербов и взять в руки 2-4 герба интуитивно близких своему гербу, а также свой герб. Процедура повторяется до тех пор, пока весь класс таким способом не разделится на микрогруппы. Если останутся не взятыми один или несколько гербов, его авторам предлагается самим решить, к какой группе они ближе, с кем будут объединять свои гербы.
(Вариант - составить собственную группу). Важно во время этой процедуры ввести запрет на аргументацию, высказывания, почему выбирается этот или другой герб. (Напомним, что действительная работа с ценностями возможна, если подключаются бессознательные механизмы - что и делает интуитивное объединение в группы).
2а) Рисование герба микрогрупп. На рисование общего герба микрогруппы отводится не больше 10 минут. Каждая микрогруппа получает инструкцию (это может быть текст на доске или специальных листочках), определяющую порядок действий микрогрупп:
Первый шаг - Решаем, что общего в наших гербах.
Второй шаг - В общий герб микрогруппы вносятся элементы из гербов каждого члена группы, причем решающее слово «в этом деле» за хозяином личного символа.
Примечание. Рисование должно происходить на листочках большего (!) размера, чем первоначальные листки.
После того как гербы микрогрупп готовы, технология может пойти двумя путями: если количество микрогрупп не больше пяти, можно переходить к шагу «Общий герб»; если же количество микрогрупп больше, необходим промежуточный «командный» шаг, в котором микрогруппы соединяются в команды.
26) Рисование герба команды. Объединение микрогруппы имеет смысл вести более «рациональным» способом. Каждая микрогруппа заявляет, какие идеи из их герба самые важные и затем микрогруппы с похожими идеями соединяются. Время на командный черновик герба необходимо уменьшить по сравнению с предыдущим этапом.
Примечание 1. «Рациональность» хода подключает в оформление общих ценностей сознательный процесс. В этом случае мысль «оформляет» то, что до данного момента существовало как интуитивное, образное.
Примечание 2. Если количество микрогрупп нечетное, одна из них делится пополам и каждая из половинок (вместе с гербом) соединяется в команду, с какой-либо другой микрогруппой.
3) Рисование общего герба. Команды (микрогруппы) выделяют лидеров-художников, которые «публично» (на классной доске цветными мелками или, опять-таки на доске, на большом листе) рисуют черновик общего герба, следуя правилу отразить в нем элементы каждого герба-символа «предыдущего уровня».
Классу, наблюдателям разрешается подсказывать, давать советы, но право использования этих советов остается за художниками.
Возможен вариант «удаления» художников на определенное время в другое помещение (если учитель опасается, что класс слишком эмоционально будет мешать-подсказывать создателям герба или наоборот «отключиться» от происходящего процесса). В этом случае, пока художники делают свое дело, важно класс занять какой-то деятельностью, пересекающейся с идущей работой. (Вариант: провести психологические упражнения на ассоциации - что поможет настроить ребят наследующий этап.).
3. Этап принятия и персонификации общего символа.
1) Ассоциации. Каждый из школьников «выдает» слово или фразу-ассоциацию на нарисованный общий герб. (Обращение учителя: «Итак, вот какой наш будущий символ. У каждого из нас, наверное, возникают свои слова, свои мысли, свои ассоциации на этот рисунок. Давайте же поделимся нашими ассоциациями. Давайте будем говорить по кругу, по очереди. Но если кто не успеет додумать свою мысль, когда до него дойдет очередь, тот скажет «магическое» слово «пропускаю» и станет говорить позже по второму кругу».)
Ассоциации — высказывания, которые учителю представляются важными, педагог повторяет за школьником, но в сниженной негромкой интонации, как бы «эхом». Педагог также говорит свою ассоциацию (либо последним, либо в конце первого круга).
2) Рисование личной эмблемы.
Обращения педагога: «Итак, у нас есть наш общий символ, образ наших ценностей (!!!). Но каждому хочется, чтобы что-то было в нем и от личного символа, попавшего в общий. Давайте же поработаем еще 3-5 минут и нарисуем индивидуальные эмблемы, в которых узнавался бы наш общий герб, но и чтобы в них было и что-то свое, личное. (Ребята рисуют. При этом в процессе рисования разрешается помогать друг другу.)
3) Свободное, неструктурированное обсуждение — «Где и когда мы будем предъявлять свой герб, свои эмблемы».
4. Рефлексивно-диагностический этап.;
Рефлексивно-диагностический этап технологии — это может быть (как говорилось во введении) две «работы» или одна «работа». В первом случае организованная рефлексия совершившейся деятельности и диагностика результатов технологии отдельно. Во втором — это некое единое задание, результаты которого анализируются совместно с ребятами (рефлексивный момент) и анализируются собственно диагностически.
Первый вариант.4а) Рефлексивный этап технологии.
Базовый прием - просьба к ребятам высказаться о проведенной работе в форме «Я-высказываний». (Даются на выбор варианты «Я-высказываний»: «Я считаю...», «Я понял...», «Я почувствовал...»).
Ребята высказываются по очереди, с правом сказать «пропускаю». (Вариант — ребята заканчивают эти фразы письменно, на листочках, и учитель зачитывает их, не называя авторов. Еще один вариант - «Я-высказывания» происходят в микрогруппах, а затем микрогруппы «выдают» свое обобщенное мнение.) Какой вариант «запустить», зависит от особенностей класса и характера его общения с педагогом, прежде всего, открытости - закрытости в этом общении.
Ключевая проблема - начало этого приема. В диагностических целях исходная просьба - обращение педагога должно быть максимально не влияющей, что-нибудь вроде: «Давайте каждый из нас выскажется по завершившемуся событию. Форма высказывания следующая...».
Но если рефлексивный этап рассматривать как этап собственно воспитательной технологии - исходная фраза учителя должна быть влияющей, направляющей. Например, так: «Давайте каждый из нас выскажется о том, как мы создавали наш общий герб, что мы почувствовали, поняли. Форма высказывания - следующая...». Подчеркнуты, конечно, ключевые влиятельные слова.
Педагог также высказывает свое мнение (в форме «Я-высказываний»), акцентируя важные для него педагогические смыслы.
46) Диагностика результата.
1) Предмет — факт участия школьника в создании общего символа; эмоциональное отношение к процессу совместного создания символа.
2) Методические приемы:
Факт участия фиксируется на основе наблюдений педагога.
Эмоциональное отношение. Базовый прием — оценка отношения к процессу совместного создания символа по 7-ми балльной (вариант 9-ти или 5-ти балльной) шкале.
Диагностический вопрос: «Твое отношение к совместной разработке нашего символа».
Словесная расшифровка семибалльной шкалы:
«7» - очень понравилось;
«6» - понравилось;
«5» - выше среднего
«4» - средне
«3» - ниже среднего
«2» - не понравилось;
«1» - очень не понравилось.
Граница соответствия требованиям технологии - 5 баллов (в случае 9-ти балльной шкалы — 6 баллов; при 5-ти бальной — 4 балла).
3) Предметом диагностики могут быть и эффекты, как не целевые, но прогнозируемые, возможные, ожидаемые последствия применения технологии.
В качестве таковых эффектов могут рассматриваться личностные смыслы прошедшего события, изменение отношений ребят друг к другу и к классу, поддержка педагогом проявлений, действий, высказываний отдельных школьников и т.д.
Например, способ диагностики личностных смыслов - добавочный вопрос в итоговую анкету: «Что тебе понравилось (не понравилось) в процессе создания «герба класса?» (Обратите внимание, в вопросе убрана тема «мы», «наш» — то есть вопрос «пытается не влиять».)
5. Ограничения:
1) Мотивационные требования к педагогу:
§ интерес к ценностному и эмоциональному сплочению групп, класса;
§ минимально-положительные отношения к классу;
§ минимальный интерес к работе с образами, рисунками;
§ знание технологии.
2) Возраст. Оптимальный-11-16 лет.
3) Особенности класса, группы:
§ Трудности возникают при работе со школьниками с агрессивно отчужденными взаимоотношениями, а также с классами, где ценность «правильного», наученного рисования у лидеров класса велика. (Им не хватает времени для «полноценного» завершения рисунков, что приведет к росту эмоционального направления и неудовлетворенности совместной работой.)
Примечание:. Более «чувствительны» к данной технологии ситуация начала учебного года, создание нового класса, появление нового классного руководителя (которого ребята приняли).
§ Другие особенности класса создают не столько трудности, сколько возможности для усиления технологии.
Это, прежде всего, возможность подключения дополнительной мотивации (например, в интеллектуально-ориентированном классе вброс дополнительной познавательной информации о символах, гербах подключает к работе познавательную мотивацию, в педагогических классах подчеркивания важности умения сочинять, создавать с младшими школьниками общих символов может включить квазипедагогическую мотивацию).
В классах, чувствительных к групповым эмоциональным состояниям, настроениям, возможно использование фоновой, настраивающей музыки.
В классах с преобладанием визуалов, воспринимающих реальность, прежде всего, через зрительные образы, через наглядность возможна подчеркнутая публичность результатов каждого этапа, например демонстративное предъявление гербов каждого этапа в форме прикрепления их на классную доску или стенд.
Конечно, на этом список идей усовершенствования технологии не закрывается. Конкретное описание воспитательной технологии носит базовый минимально необходимый набор этапов и приемов. Ее развитие в усилении индивидуального творчества и индивидуального стиля педагога.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Ведущие модельности репрезентативные системы - это те составляющие восприятия и памяти, которые включают, «открывают» восприятие и воспоминание-восприятие. Чаще. всего говорят о трех модалытостях: визуальной (восприятие, воспоминание «включение» через зрительные образы), аудиальной (включение через слуховые образы), кинестетической (ведущие - ощущения, связанные с внутренним состоянием удобства-неудобства, приятности-неприятности и т.п.). В нашем примере к визуальной системе обращены прежде всего слова «цвета», «особые знаки», к аудиальной - «любимые мелодии», «девизы», к кинестетической - «ощущения, настроения».
[2] Миф (здесь) - идея, которая не имеет каких-либо серьезных, обоснованных доказательств, но воспринимаемая в данном контексте с доверием.
[3] Напомним, под развивающейся кооперацией понимается технологическая идея многоэтапного получения общего результата, начинающегося с индивидуальной работы, затем с приходом в работу парную (или маленьких микрогрупп), затем с переходом в работу больших микрогрупп (команд) и наконец-то получением общего итога. Такая цепочка позволяет каждому участнику работы несколько раз отнестись к своему индивидуальному продукту, понять какие его результаты оказываются значимы для другого, других и этим самым открывает путь к личному присвоению общего (микрогруппового, командного) результата действия. Эти действия педагога укрепляют у школьников чувство безопасности, ощущение безоценночности ситуации - важнейшее условие возможности позитивных личностно-индивидуальных проявлений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.